Календарный этюд Юрия Рубана
Один из героев гениальных соловьёвских «Трёх разговоров», бравый Генерал, утверждал, что в нашем церковном календаре из святых мужеского пола — половина военных и половина монахов, воинов духовной брани [1]. Имена некоторых стали народными символами: достаточно вспомнить Александра Невского, Димитрия Донского и других святых князей, по статусу своему — людей военных. Нас это не удивляет. К тому же они жили давно — в период становления православного государства, вместе с которым защищали и неотделимую от него Церковь. Перед смертью они, как правило, принимали монашество и даже схиму. Их личную духовную жизнь оценивать не принято.
Но сравнительно недавняя канонизация «праведного воина Фео́дора Ушакова» (2001 г.), как он значится в Православном календаре (2/15 октября), — выдающегося флотоводца [2], – у многих, даже людей церковных, вызывает законное недоумение. Действительно, отставной адмирал Фёдор Ушаков не постригся в монахи, не прославился как иерарх и богослов, но стал единственным (если не ошибаюсь) до сего дня «святым мирянином» Синодальной эпохи (до 1917 года).
Древняя традиция почитания и ожидания помощи именно от своего патрона-покровителя продолжилась и в христианстве. Языческих богов заменили святые. Нашим военным морякам в переломную для государства эпоху важно обращаться не только к традиционному небесному покровителю мореплавателей — мирному Святителю Николаю Чудотворцу [3], но и к своему «коллеге», опытному стратегу, способному помочь в критических ситуациях. Это психологически и исторически закономерно. Когда мощи святого адмирала в праздничные дни торжественно проносят мимо вытянувшихся во фрунт моряков — это красиво и поднимает воинский дух. (Та же логика, вероятно, вскоре приведёт к появлению и сугубого патрона сухопутных войск — не менее славного воина Александра Суворова. Для нашего времени это весьма актуально.)
Тем не менее, если бы адмирал прославился только как воин, не проигравший ни одного сражения, сжёгший десятки турецких кораблей и отправивший на дно сотни вражеских моряков, — речь о канонизации вряд ли могла идти. У нас было немало храбрых воинов на море и суше, верой и правдой служивших Отчизне (пусть и менее выдающихся). За одни лишь военные подвиги не причисляют к лику христианских святых. Необходимо, чтобы Церковь сказала: «Да, этот человек был не только воином и государственным мужем, но и ревностным делателем на ниве Христовой, пример жизни которого имеет непреходящую ценность и будет востребован грядущими поколениями! За это он и причисляется к лику святых». Как жил наш адмирал, выйдя в отставку?
Отойдя от служебных дел, Фёдор Ушаков в 1810 году переехал из Санкт-Петербурга в деревню Алексеевка Темниковского уезда, вблизи Санаксарского Рождество-Богородичного монастыря. По свидетельству игумена монастыря Нафанаила, «адмирал Ушаков вёл жизнь уединённую, по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолья в монастырь к службам. В Великий пост живал в монастыре по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал. По временам жертвовал обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения».
Как видим, он жил скромно, воплощая в жизни евангельские идеалы, показав, что, достигнув высот на государственной службе и получив доступ к необозримым привилегиям, можно оставаться простым сельским жителем. Помещик и славный дворянин Фёдор Ушаков с уважением относился к простым людям и не обижал крепостных девушек, как это делали его «коллеги», забавлявшиеся с несчастными в своих банях (многие помещики не считали это «грехом»).
Вероятно, ему, «белой вороне» в толпе столичных сластолюбцев, приходилось выслушивать недоуменные вопросы по поводу своей «юродивой» жизни от вельмож, живущих по языческим обычаям императорского двора. Женат он никогда не был, хотя был завидным женихом, за фрейлинами не волочился и на дуэлях из-за дам не дрался.
Думается, пример жизни просто христианина (не по названию), отвергшего все мирские столичные соблазны и не влившегося в рой придворных льстецов и интриганов, стал решающим аргументом в пользу канонизации.
— Получается, что мирянина Фёдора Ушакова канонизировали лишь за то (победы над турками не в счёт), что он был христианином и порядочным человеком? — следует критический вопрос.
— Это нас удивляет? Для эпохи русского «просвещения» этого мало?
Вспомним, что в новозаветные времена «святыми» называли всех христиан вне зависимости от их личных качеств (Рим.1:7; Еф. 1:1; Фил. 1:1 и др.). Что ж, человек, который сумел остаться настоящим христианином при окружённой фаворитами любвеобильной вольтерьянке императрице, считавшей, что религия — лишь «полезное орудие для управления народами» и воздвигшей на Русскую Церковь гонения, повторившиеся только после 1917 года [4], действительно, достоин именоваться святым (без кавычек) [5]. Аксиос!
Это и подтвердило церковное сознание, чуткое к исторической памяти. История жизни святого Адмирала — ещё один кирпичик в здание славной и трагической Российской истории без лубочной лакировки.
Примечания
[1] «ГЕНЕРАЛ. …А я только утверждаю, что все святые собственно нашей Русской Церкви принадлежат лишь к двум классам: или монахи разных чинов, или князья, то есть по старине, значит, непременно военные, и никаких других святых у нас нет – разумею святых мужского пола. Или монах, или воин. ДАМА. А юродивых вы забыли? ГЕНЕРАЛ. Нисколько не забыл! Но юродивые – ведь это своего рода иррегулярные монахи. Что казаки для армии, то юродивые для монашества. А затем, если вы мне найдете между русскими святыми хоть одного белого священника, или купца, или дьяка, или приказного, или мещанина, или крестьянина – одним словом, какой бы то ни было профессии, кроме монахов и военных, – берите себе всё то, что́ я в будущее воскресенье привезу из Монте-Карло» (https://fil.wikireading.ru/32500 ). Владимир Соловьёв писал это в 1899 году, когда наши Святцы отличались благоразумным лаконизмом.
[2] «УШАКО́В Фёдор Фёдорович [13(24).2.1745, сельцо (имение) Бурнаково Романовского у. Ярославской пров. Моск. губ., ныне деревня Рыбинского р-на Ярославской обл. – 2(14).10.1817, дер. Алексеевка Темниковского у. Тамбовской губ., ныне в Мордовии], рос. флотоводец, адмирал (1799)» ttps://old.bigenc.ru/military_science/text/4704128 ). Краткую характеристику его воинских подвигов см: https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/heroes/USSR/more.htm?id=11850868@morfHeroes . Научная и популярная литература о нём огромна.
[3] См.: https://feosobor.ru/2021/12/pravilo-very-i-obraz-krotosti/ .
[4] Об отношении Екатерины II к Православной Церкви см.: https://feosobor.ru/2022/03/muzhik-andrej-vral-k-250-letiju-so-dnja-gibeli-svjatitelja-arsenija-maceevicha/ .
[5] Думается, к уяснению понятия «святость» лучше всего подходить «от противного». Святость – это не просто нейтральная альтернатива, но активное преодоление греха, ничего общего не имеющее с пассивным толстовским «непротивленчеством». Русскому слову грех соответствует употребляемое в Новом Завете греческое хама́ртема, хамарти́а, в буквальном переводе – «ошибка», «заблуждение», «проступок». Это важно. «Грешить» – значит «не попадать в цель», «промахиваться», «ошибаться», «отклоняться от истины», что указывает на изначально интеллектуальное, а не моральное содержание понятия. Воин послал стрелу мимо цели – согрешил. Политик сделал неправильный выбор – согрешил. Инженер неверно рассчитал несущую конструкцию, и она рухнула – согрешил. (Это значение сохраняется и в русском языке: сравните «огрех», «погрешность» в вычислениях и др. См.: [Рубан Ю.] Грех // Российский гуманитарный энциклопедический словарь. – Т. 1. М.; СПб., 2002. Т. 1. С. 513.) Об этом мне приходилось говорить на примере крайне «противоречивого» святого – Константина Великого, которого на Западе святым не признают. См.: Рубан Ю. И. Благоверный царь или римский император // Христианство и общество (к 1700-летию Миланского эдикта) (Текст): Материалы Междунар. науч. конф., 17 мая 2013 г., Барановичи, Респ. Беларусь / Редкол.: А.В. Никишова (гл. ред.) и др. – Барановичи: БарГУ, 2013. С. 56–59. Электронный вариант: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/blagovernyj-car-ili-rimskij-imperator.2217/ .) Русский адмирал сделал правильный жизненный выбор и не промахнулся ни в бушующем море, ни на скользком дворцовом паркете: он попал в цель, – то есть достиг святости. Вряд ли с этим можно спорить.