Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко в Неделю 23-ю по Пятидесятнице.
26 И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.
27 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.
28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что́ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.
29 Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.
30 Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него.
31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.
32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.
33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.
34 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.
35 И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.
36 Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.
37 И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.
38 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:
39 возвратись в дом твой и расскажи, что́ сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.
Лк.8:26-39
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Прежде всего, дорогие братья и сестры, нужно вспомнить, что предыдущий эпизод Евангелия завершается такими словами: в ответ на вопрос Христа «Где ваша вера, что стало с вашим доверием, способны ли вы доверять Богу?» ученики в страхе говорили друг другу: «Кто же это, что и ветрам повелевает, и воды повинуются ему?»
Кто же этот их Спутник, их Наставник, Который имеет власть над космическими стихиями? И бури, и ветры Ему повинуются.
Это самый главный вопрос в Евангелии: «Кто этот Христос?» Этот вопрос авторы Евангелия задают и каждому из нас: «Кто для тебя Христос, как Он вошел в твою жизнь, что тебя связывает с Ним, зачем и где твоя вера?» Сегодняшний эпизод именно с этой точки зрения может показаться душеполезным для тех, кто его читает.
Прежде всего нужно заметить, что чаще всего Христос, когда встречается с нечистыми духами, с ними в диалог не вступает. Чаще всего, как мы помним, Он приказывает нечистому духу властным словом замолчать и выйти, и таким образом человек исцеляется. Здесь же происходит диалог, как будто Господь вступает в разговор с нечистым духом. После того как Он его изгоняет прочь и прежде чем исполнить его просьбу, Он спрашивает: «Как имя тебе?» Тот отвечает: легион, – потому что много бесов вошло в него. И в ответ Христос уступает его просьбе и позволяет вселиться в стадо свиней. Все эти дополнительные детали делают историю еще более странной, таинственной, еще более поучительной для нас.
Во-первых, понятно, что речь идет об исцелении. Христос, как воплотившийся Бог, как Сила Божия, имеет власть даровать человеку исцеление, и сегодня как будто немножко приоткрывается завеса над тайной того, как это совершается. Для иудеев того времени, как и для экзорцистов во все времена, знать имя демона – иметь возможность управлять им.
Для современных психотерапевтов это действует совершенно аналогичным образом: если психотерапевту удается выяснить происхождение того или иного комплекса или проблемы или то, что скрывается за теми масками, которые преследуют наше сознание, он может попытаться в конце концов изгнать это из нашего сознания и нашей жизни. В отличие от Христа, у честных психотерапевтов это занимает очень много времени: иногда требуются месяцы, годы для того, чтобы убедить эти какие-то внутренние враждебные силы, которые разрушают личность, прежде чем они разоблачат себя и таким образом удастся человеку помочь.
Поскольку сегодняшнее Евангелие настолько необычно и почти выходит за грань нашей повседневной рациональности и дозволенности (о чем прилично говорить в обществе, о чем неприлично), я бы поделился с вами интересным фактом.
Один прихожанин ходил несколько недель с мыслью о том, что во снах ему является некое чудовище, которое его преследует, чтобы нагонять на кого-то страх. В какой-то момент он набрался мужества, и в то мгновение, когда человек еще пребывает в объятиях сновидения (поэтому те образы, которые он видит, имеют некоторую актуальность, но вместе с тем уже брезжит свет сознания и разум тоже вступает в силу – в это мгновение можно совместить и то, и другое), этому человеку удалось спросить: «Кто ты?». Чудовище называет свое имя, и таким образом снялась колоссальная проблема, которая преследовала человека всю жизнь.
Нечто похожее происходит в таинстве исповеди, когда оно становится таинством освобождения, исцеления. Или вот как перед крещением, когда человек обретает какую-то внутреннюю свободу от тех мыслей, сил, непонятных явлений, которые омрачают его жизнь и делаются его личность не-цельной, – при встрече со Христом происходит исцеление. И таким образом на вопрос «Кто Он, что и ветры Ему повинуются?» можно ответить так: «Он Тот, кто дарит человеку личностное начало и цельность».
Иногда понимаешь, что проблема не в том, что люди бывают добрые или злые. Бывают люди, которые идут по линии распада личности, чаще всего они отождествляются у нас с чем-то злым. Есть люди, которые идут к цельности и которые в большей или меньшей степени достигают ее. Исцеленная, цельная личность, завершенная в себе, которая умеет совладать с противоречивыми желаниями, мыслями, голосами, и Христос – и есть то личностное начало, в котором мы обретаем вот эту полноту и цельность. Это как бы ключик к сегодняшней истории.
И другой удивительный момент: в Евангелии от Луки есть еще другая деталь. В конце этот человек хочет остаться со Христом, он сидит у Его ног.
Мы видели других персонажей, которых Христос зовет с собой, например богатого юношу, но тот не готов пойти. Кто-то идет по зову. А здесь человек просится, но Христос обладает властью, свободой ему отказать. Точно так же, как человек имеет свободу пойти за Богом или не принять зов, Бог имеет свободу принять в свое сообщество человека или нет. Речь не идет о том, что он исключен из Царствия Божия, речь идет о том, чтобы остаться в общине 12-ти учеников или нет.
Это тоже интересный момент. Конечно, человек, который пережил момент исцеления, хотел бы это как-то законсервировать, закрепиться в каком-то терапевтическом сообществе. Собственно, поэтому он и хочет остаться со Христом, чтобы быть в этой капсуле безопасности, чтобы превратить общину Христа в терапевтическое сообщество.
Но Христос этого не хочет. Поэтому Он предлагает альтернативу, которая по-настоящему будет божественной и прекрасной: пойти и своим присутствие свидетельствовать о том, на что способен Бог, Кто есть Бог, что Он сделал для тебя. И это тоже ключик к успеху нашей миссии. Каждому из нас, кто хочет привести в Церковь своих детей, своих друзей и заниматься катехизацией, неинтересны разговоры о Боге как о некой абстракции, а интересно увидеть Бога лицом к лицу, интересно услышать что-то живое, что несет в себе другой человек, хотя бы на мгновение соприкоснувшийся с Богом.
Этот несчастный бесноватый нес в себе болезни своего общества. Можно легко догадаться, что его бесноватость – это некая персонификация того, что в целом это общество было очень странное. Он, может быть, в этом смысле оказался просто каким-то крайним. Но вот он исцелился и сможет стать источником исцеления для других.
И сегодняшнее таинство Евхаристии в свете этого Евангелия приглашает нас к тому, чтобы мы вознесли молитвы славословия, благодарения за все то, что Бог совершил для нас. И за все то, что Бог совершит для нас.
Аминь.
Текст подготовил Владислав Рахматулин
Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!
Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/