Алтарник Феодоровского собора рассказывает о том, как необычно он провел рождественскую службу.
Рождественскую ночь Иван Иванов, алтарник Феодоровского собора и магистрант СПбДА, в наступившем 2024 году провёл не совсем обычно. Как и положено верующему человеку, конечно, он присутствовал в храме, но только не совсем привычным образом — дистанционно. Вместо того, чтобы помогать в алтаре или петь на клиросе, Иван сидел в студии перед батареей мониторов и микрофоном и комментировал для зрителей ход богослужения. О том, что испытывает комментатор во время трансляции, на что следует обращать внимание при подготовке к такому важному служению, Иван рассказывает в своей авторской колонке.
Тихая ночь. Праздничный вертеп. Украшенные ели. Стройное пение и камеры… На первый взгляд, весьма непривычное описание рождественской службы. Однако в XXI веке миссия Церкви вышла далеко за пределы традиционных методов прошлых столетий, а трансляции рождественских и пасхальных богослужений стали уже давно привычными способами миссии в медиапространстве.
Я, как и многие служители и прихожане храмов, совсем не удивляюсь наличию видеокамер во время богослужений. Однако в каждом деле необходим баланс. И одним из главных вопросов, которые всегда волновали именно меня, был: как сохранить молитвенный настрой «телеприхожан» и дать возможность доходчиво и содержательно рассказать светским людям о происходящем в храме?!
Можно сколько угодно что-то критиковать или напротив самозабвенно защищать, но пока ты сам не встанешь по ту сторону, ты никогда не сможешь даже надеяться на возможность быть объективным.
Для каждого христианина посещение праздничного богослужения и участие в таинстве Евхаристии — неотъемлемые составляющие любого праздника. Однако в этом году меня ждал весьма необычный опыт переживания радости Рождественского чуда.
В конце ноября прошлого года мне предложили комментировать праздничное Рождественское богослужение из храма Феодоровской иконы Божией Матери в честь 300-летия Дома Романовых Санкт-Петербургской митрополии, в котором я несу приходское послушание. Недолго раздумывая, я согласился получить интересный опыт участия в трансляции по ее другую сторону.
С момента приглашения в моей голове стали возникать самые разнообразные мысли, но самой главной было: как же передать атмосферу праздника через экран?!
Я не думаю, что читателю этого короткого эссе будет интересно читать о терзаниях молодого ума, поэтому давайте перейдем к описанию самого процесса подготовки и проведения трансляции.
Подготовка к трансляции началась примерно в конце ноября, когда в собор приехала съемочная команда телеканала 78 и осмотрела храм. Меня этот этап касался не в первую очередь. Камеры же не я буду передвигать… А вот операторы техники и операторы звука работали активно, чтобы на выходе в праздничную ночь у каждого на экране была красивая картинка праздничного богослужения из собора.
Чуть позже у меня была встреча с режиссером трансляции, в ходе которой мы обсудили некоторые моменты, и я узнал имя ведущего телеканала 78 – Михаила Титова. Именно с ним мне предстояло провести все эфирное время рядом в студии, комментируя рождественское богослужение.
Сейчас хочется остановиться на процессе подготовки к трансляции, чтобы отметить слаженную работу коллектива ТК 78. Очень часто, каждый человек, который смотрит фильм, сериал, видеосюжет, интервью, восторгается человеком на экране, совсем забывая о тех людях, которые сделали этот контент особенным, вложив свою душу.
Далее время шло в своем обычном ритме. Наверное, из интересного стоит отметить написание небольших текстов съемочной бригаде для того, чтобы им было легче определиться с тем, что именно нужно будет снять до самой трансляции. Зачем это нужно? Во-первых, для того, чтобы был материал, который войдет в анонсы новостей о грядущей трансляции, а во-вторых, для того, чтобы разбавить статичные кадры трансляции рассказом о святынях и достопримечательностях нашего собора. Особняком в этом периоде конечно же будет стоять наша первая встреча-знакомство с Михаилом Титовым. Для того, чтобы все во время трансляции чувствовали себя комфортно и появился общий план-видение трансляции богослужения. О нашей встрече и дальнейшем общении подробно можно написать не один хороший рассказ, поэтому либо все, либо ничего…
Время шло. Завершился учебный семестр, подошел к концу и календарный год. Все это время я, с нарастающим волнением, ощущал приближающуюся дату с 6-го на 7-е января.
Накануне я закончил написание своего текста для трансляции, согласовал все моменты с настоятелем и ведущим. Вечером того же дня мне предстояло отправиться в студию ТК 78. Вечерний, можно даже сказать ночной, Петербург, малолюдные улицы и проспекты… честно, когда я садился в машину, думал, что дорога займет гораздо больше времени. Но… уже через несколько минут мы остановились у места назначения.
Через несколько мгновений, пройдя формальные процедуры на проходной, мы вместе с Михаилом оказались в расположении ТК 78. Для меня это был первый опыт посещения такого места именно ночью и каково было мое удивление, когда я убедился, что работа на телеканале не только не завершается поздней ночью, но и активно продолжается. После длинной беседы и обсуждения вопросов по тексту трансляции мы отправились в студию, откуда нам предстояло вести трансляцию.
Перед началом всегда следует наладка оборудования и парочка технических моментов, после чего режиссер трансляции дает команду: «минута до эфира». В эту минуту меня переполняли самые разные эмоции, но лейтмотив этих мгновений был: «назад дороги нет»!
Я не буду подробно расписывать то, как проходил сам эфир, а лучше остановлюсь на тех вопросах, которые были подготовлены мною к эфиру и основных тонкостях, которые показались очень важными именно мне. Я ни в коем случае не претендую на авторитетность своего мнения, потому что я любитель, которого посадили перед мониторами, дали микрофон в руки и сказали: «Работаем».
Каждое праздничное богослужение, наполнено множеством смысловых элементов: действия священнослужителей, особые чтения и конечно же праздничные песнопения. Рассказ о смысле и символизме праздничного богослужения необходимо соединить с достаточно пространным введением в само богослужение и тему праздника. Так как служба транслируется на большую аудиторию, можно предположить, что основная масса зрителей — это обычные миряне, у которых именно эта трансляция и может разбудить их духовное чувство. Именно поэтому основными темами трансляции стали: рассказ об истории праздника Рождества Христова, рассказ об установлении богослужения праздника Рождества Христова, комментарии к основным элементам службы, разбор основных праздничных текстов и ответы на вопросы ведущего.
Я назвал только очень общие темы, потому что одной из главных сложностей стало совмещение всех рассказов в формате одного и весьма динамичного богослужения. Его невозможно поставить на паузу и сделать прекрасный и краткий сорокаминутный экскурс в какой-то момент службы. Здесь ты не сможешь в привычной манере подробно истолковать некоторый текст или словосочетание. Именно поэтому уже во время трансляции мне приходилось продумывать свой комментарий, чтобы заявленные темы сочетались с соответствующим моментом богослужения.
Однако самое главное было — подробно и полно осветить все эти темы, не заглушая при этом своими разговорами богослужение. Таким образом весь текст строился по принципу «наперед». Это означает, что людям удобнее прослушать рассказ о какой-то части богослужения и уже затем самим его увидеть. Кстати, ведущий Михаил Титов прекрасно, что называется, «чувствовал момент» и задавал вопросы, которые могли бы возникнуть у телезрителей в эту самую минуту.
Самым интересным было чувство причастности к магии управления самой трансляцией. Как я уже сказал ранее, съемочная группа приезжала в собор не один раз, чтобы снять некоторые части храма: росписи, иконы и т. п. Так вот, в определенные моменты, например, когда шел рассказ о древнем празднике Богоявления, включались кадры из нижнего храма Феодоровского собора, на которых можно было видеть баптистерий (купель для совершения Таинства Крещения).
Конечно, никакая трансляция не способна в полной мере передать атмосферу праздника так, как она ощущается в самом храме. Я не без доли легкой грусти наблюдал за счастливыми лицами наших прихожан. Однако уже после самой трансляции, когда первые зрители стали давать свою обратную связь, я понял, что трансляция — это очень важная и ответственная миссия: подарить рождественскую радость тем верным чадам Христовой Церкви, которые не смогли прийти в храм и передать всем телезрителям весть о рождении младенца Иисуса Христа!
Вот, примерно так и проходила трансляция богослужения праздника Рождества Христова из храма Феодоровской иконы Божией Матери в честь 300-летия Дома Романовых Санкт-Петербургской митрополии в 2024 году.
Оригинал публикации на сайте СПбДА здесь