Проповедь протоиерея Александра Сорокина в Неделю по Богоявлении
12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею
13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,
14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:
15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,
16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.
17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.
Мф.4:12-17
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Позавчера мы совершали великое празднование – Богоявление, Крещение Господне. Читали Евангелие о том, как Иисус Христос, Господь, прежде чем явить себя миру как проповедника, как Спасителя, пришел на Иордан креститься. Пришел среди множества других людей, которые шли к Иоанну Крестителю принять крещение, омовение в воде в покаяние в грехах своих. Так об этом повествует Евангелие.
А вчера была суббота после праздника – особый день, когда мы читаем Евангелие о том, как вскоре после крещения в водах Иорданских Господь, ведомый тем же Духом, что Его помазал быть Мессией, Христом, Спасителем, идет в пустыню для искушения от диавола. И сорок дней Господь был искушаем сатаною. Евангелие тоже описывает это событие.
В повествовании об искушении Христа в пустыне всё собирается как будто в каком-то сгустке: здесь спрессован тот опыт, что ждет любого человека на земном пути, а именно те или иные искушения, соблазны. Особенно, если этот человек берет на себя какую-то важную, ответственную миссию. А что может быть более ответственным для человеческого рода, чем стать Мессией и Спасителем мира! Диавол предлагает различные искушения Христу, которые Он отвергает, – отвергает уверенно, как всеведущий Бог и как человек, осененный силой Божией.
А сегодня, в первое воскресение после праздника, перед нами открывается следующая страница земной жизни Христа, вскоре после начальных событий: Он начинает свою проповедь к миру. Потом Он наберет учеников, и они последуют за Ним.
Христос начинает Свою проповедь вдали от Иерусалима, на периферии священной истории, в тех краях, о которых еще пророк Исаия сказал (и это пророчество приводится в Евангелии):
«Земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Ис. 9:1-2).
Имеется в виду проповедь Христа, великий свет, обращенный первоначально к народу, сидящему во тьме. Хотя Галилея и в те времена, и сегодня остается землей плодородной, цветущей, и в экономическом, и в климатическом отношении. Такой парадокс – с одной стороны, процветание земное, и в то же время пребывание вдали от событий священной истории. Впрочем, это неважно в данном случае, хотя и об этом можно было бы поразмыслить, подумать.
В Галилее Господь набирает Себе учеников, вскоре после того, как обращается с такими вот первыми словами своей проповеди – они сегодня были в завершении Евангельского чтения: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» или «Царство Божие», что то же самое.
Один толкователь в свое время задумался над тем, какой смысл имела бы эта начальная фраза, если бы слово «ибо» было заменено на «чтобы»: «Покайтесь, чтобы приблизилось Царство Божие». В таком случае возникли бы совершенно другие, как говорят, причинно-следственные связи. Наступление «Царствия Божия», воцарение Бога в мире зависело бы от того, насколько человеческий род, люди, могут покаяться и изменить свою жизнь. Вот когда покаетесь, тогда и приблизится Царствие Божие, – это в случае, если бы в Евангелии стояло «чтобы». Как это часто бывает, человек хочет изменить свою жизнь, покаяться, быть лучше, но с какого-то будущего, дальнего или близкого. Как говорят, «с понедельника возьмусь» за дело, стану другим, буду работать над собой, – или с какого-то еще дня, только не сегодня. А вот в Евангелии как раз не «чтобы», а «ибо»!
Царствие Божие дано Иисусом Христом явочным образом: оно приблизилось, оно настало, оно наступило! И поэтому покайтесь! То есть все ровно наоборот, чем привыкли думать и как распределять свою жизнь люди, пришло во Христе. Он об этом проповедует не только в этих первых словах, но и во всей дальнейшей Своей проповеди: в притчах, в наставлениях, Своими делами, чудесами. Он поясняет эту Свою главную и, по сути, единственную весть о том, что Царствие Божие дано как возможность, как наступившая реальность. И Царствие Божие требует усилия со стороны человека, чтобы осмыслить, что же это такое.
Проповедь Христа остается не такой уж простой для уразумения. Она очень нова, она небывала, она собирает вокруг Христа какое-то число людей, которое то увеличивается, то уменьшается. В конце концов, Он за эту проповедь Сам жестоко пострадает – на кресте, не только в муках физических, но и в том, что Его оставят даже ближайшие ученики. Вот насколько она неприемлема, небывала! Такова новая проповедь, новая реальность Царствия Божия, которую проповедует Христос.
И то, что Он за нее пострадает, тоже станет частью Евангелия, частью Благой вести, неотъемлемой ее частью. Правда, замечательно и то, что такой же неотъемлемой частью Евангелия станет не только Его крестная смерть, но и конечно же, Воскресение, которое мы празднуем не только по весне, в один из дней в апреле или мае, а каждый день, когда здесь собираемся многолюдным собранием, в день воскресный, как он именуется в нашей традиции. Поэтому будем об этом помнить и размышлять над тайной Царствия Божия, которую Господь возглашает с первых слов своей проповеди и утверждает своей крестной смертью и воскресением из мертвых.
Аминь.
Текст подготовил Владислав Рахматулин
Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!
Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/