Прошла лекция диакона Илии Кокина

 
 
 

Об этом написало ИА "Вода живая". Фото Юрия Торлопова.

Лекция кандидата богословия и культурологии, члена Союза писателей Москвы, педагога, миссионера диакона Илии Кокина (Москва) «Что определяет мой выбор и при чем тут Христос?» состоялась 17 января в просветительском центре Феодоровского собора. Отец Илия представил разработанный Синодальным отделом по делам молодежи совместно с Государственной Третьяковской галереей одноименный просветительский проект, рассчитанный на молодежь, — знакомство с образом Христа на примере шедевров иконописи и религиозной живописи из собрания музея.

Прошла лекция диакона Илии Кокина

Отец Илия охарактеризовал свое выступление как лекцию-расследование с детективной интригой. Детектив — пища не только для ума, но и для души: мы убеждаемся, что истина торжествует, зло наказано. Есть детективы, в которых преступники не попадают в тюрьму, но нет детектива, где злодей в финале был бы счастлив. Детектив — молодой жанр, он родился в 1841 году, первым детективным произведением считается рассказ Эдгара По «Убийство на улице Морг». Темы лекции так или иначе будут связаны именно с той эпохой — тогда сформировался человек современного типа, который видит мир так, как мы его видим. В то время мир претерпевает кардинальные изменения, происходит научно-техническая революция, начинается урбанизация — отток населения из деревень в города. Человек «приручает» электричество, появляются новые средства коммуникации: телеграф, телефон, радио. Первый текст телеграммы Сэмюела Морзе: «Чудны дела Твои, Господи!» Морзе был глубоко религиозным. Самое популярное сообщение с помощью его азбуки — SOS, «спасите наши души». Но Морзе был скорее исключением из правил, для XIX века характерно отступление от Бога, истиной стали считать только то, что доказано научным путем.

Прошла лекция диакона Илии Кокина

В 1881 году Фридрих Ницше сказал свою знаменитую фразу: «Бог умер». Он имел в виду, что человек перестал чувствовать Бога, перестал в Нем нуждаться. Библия попадает на стол к ученым, они начинают ее изучать, находят влияния других древних текстов. Начались споры и исследования на тему, существовал ли Христос. Ученые пришли к выводу, что Иисус из Назарета — историческое лицо, с этим историки не спорят. А совершал ли Он чудеса, был ли Он воплощенным Сыном Божиим — это наука ни подтвердить, ни опровергнуть не может. В книге Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса», ставшей бестселлером, нет чудес — только факты. Она заканчивается распятием. Те картины, о которых пойдет речь, — тоже попытка художников показать, каким был реальный Иисус из Назарета, в них нет ничего сверхъестественного — ни ангелов, ни Святого Духа в виде голубя.

Прошла лекция диакона Илии Кокина

Детектив появляется в век торжества рационализма — он становится мифологией века разума. Есть «Бог умер», что в нашем мире остается совершенного? Человеческий разум, он и стал главным героем детектива. Сердце устроено более архаично, ему хочется верить — и неудивительно, что в детективном жанре появилась своя сакральная фигура. Самый известный сыщик всех времен и народов — конечно, Шерлок Холмс. В 1887 году вышел первый рассказ Артура Конан Дойла, посвященный ему, — «Этюд в багровых тонах». Отец Илия однажды случайно наткнулся на статью, посвященную биографии Холмса. Конан Дойл не упоминает дату его рождения, но армия фанатов сопоставила все рассказы и по косвенным данным пришли к выводу, что Холмс родился 6 января 1854 года. Эта дата считается канонической, в Музее Холмса в Лондоне она выбита в камне. Современные люди могут подумать, что Холмс родился в день, когда православные празднуют Сочельник, но в девятнадцатом веке разница между юлианским и григорианским календарями была не тринадцать, а двенадцать дней, то есть Холмс родился в православное Рождество, в один день со Христом. Родился в 1854 году, а первый рассказ о нем вышел в 1887 году, то есть Холмсу было 33 года. Еще один удивительный факт: он жил на Бейкер-стрит, улица названа в честь реального человека, но фамилия «Бейкер» означает «булочник», «пекарь», а название города Вифлеема переводится как «дом хлеба». И самое удивительное совпадение — и тот, и другой умерли и воскресли. Конан Дойл «убивает» Холмса по-настоящему — ему надоело писать однотипные рассказы, он чувствовал, что исписался. Читатели стали возмущаться, они привыкли к этому герою, вмешалась даже английская королева, которая тоже, как оказалось, была фанаткой Шерлока Холмса. Пришлось писателю продолжить рассказывать о его приключениях. Один батюшка обратил внимание на то, что не случайно главный враг Холмса — профессор Мориарти: он математик, то есть олицетворяет разум, а фамилию эту можно перевести как «искусство смерти».

Прошла лекция диакона Илии Кокина

Лектор предложил разобрать три картины, в которых художник оставил скрытое послание — его можно прочитать, если найти к нему «ключи». Первая картина — монументальное полотно Александра Иванова «Явление Христа народу». Сюжет хорошо знаком и понятен. Незадолго до выхода Спасителя на проповедь появляется праведный человек по имени Иоанн, он призывает всех покаяться, потому что скоро придет Мессия, и люди омываются в водах Иордана. Однажды туда приходит никому не известный человек, Иоанн показывает на Него и говорит: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Именно этот момент запечатлен на картине. В картине много примечательных деталей. Что такое «ключ» в детективе? Это всегда какая-то аномалия. Если приглядеться к картине, аномалию легко найти. Справа изображен старец в набедренной повязке бежевого цвета, а в воде она отражается как ярко-красная. В Третьяковке в соседнем с картиной зале демонстрируется этюд, там повязка красная, и на уменьшенной копии в Русском музее, которая служила художнику этюдом, повязка тоже красная. Художник поначалу сделал повязку красной, потом ему что-то не понравилось, и он изменил ее цвет. По официальной версии, он просто «забыл» про отражение. Но художник работал над этой картиной двадцать лет, с 1837-го по 1857 год, знал каждый сантиметр этого полотна, и не очень правдоподобно, что он мог забыть о важной детали на первом плане. Если эта деталь оставлена намеренно, надо подумать, почему. Старец с посохом в руке стоит в воде, и вода чудесным образом становится красной. Одна из казней египетских — превращение вод реки Нил в кровь. Старец символизирует Ветхий Завет. Рядом — фигура юноши, который только что принял крещение, она перекрывает фигуру старца. Новый Завет перекрывает Ветхий Завет. Последний пророк Ветхого Завета приветствует Того, Кто принесет Новый Завет. В Евангелии тоже есть эпизод, когда вода становится красной — брак в Кане Галилейской. То есть смысл этой картины — чудесное превращение.

Прошла лекция диакона Илии Кокина

Лектор обратил внимание, что у раба на картине — зеленое лицо. Почему? Версия искусствоведов: шея, руки и ноги выписаны тонко, мастерски, а лицо написано грубыми мазками — это был некий подмалевок, который художник намеревался покрыть еще одним слоем краски, но опять «забыл», и в это тоже не верится. Важно посмотреть, что еще зеленого есть на картине: это дерево, которое занимает почти четверть композиции. В Евангелии дерево — символ веры человека, символ будущей Церкви. Рядом фигура апостола Андрей Первозванного, он одет в плащ горчичного цвета — это отсылка к евангельскому изречению: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет» (Мф. 17:20). Зеленый цвет лица раба означает, что в этот момент он обретает веру. Улыбкой он встречает Мессию, Которого ждали тысячи лет.

Отец Илия отметил интересный факт: рабство не было отменено с принятием христианства. Почему? Христос говорил: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Иудеи возмущались — они и так свободные, они — дети Авраама. Христос отвечает — кто творит грех, делается рабом греха. Рабство и свобода для христиан никак не связаны с социальным статусом. Это показывает пример из жития преподобного Серапиона Синдонита, жившего в четвертом веке. Будучи молодым человеком, он принял монашество. В своих странствиях он встречает семью странствующих цирковых артистов, эти люди — язычники. Он хочет их переубедить и предлагает купить себя в качестве раба за двадцать сребреников. Два-три года он им служил как раб, при этом он часто молился, питался хлебом и водой и беседовал с ними. И они приняли Крещение, а потом решили отпустить его на свободу. Он возвратил им двадцать сребреников и рассказал, что решил дать им свободу, и для этого предложил себя в рабство. То есть на самом деле он был свободным, а в рабстве были они. Рабство повсеместно было отменено только во второй половине девятнадцатого века. В 1861 году — отмена крепостного права в России и начало Гражданской войны в США, и в 1865 году принимается 13-я поправка к Конституции США, которая отменяет рабство. Забавно, что эта поправка была принята в штате Миссисипи в 2013 году, десять лет назад — вот это действительно результат рассеянности и забывчивости. В 1926 году Лига наций принимает конвенцию об отмене рабства.

Прошла лекция диакона Илии Кокина

Христос принимает Крещение в Иордане, затем уходит в пустыню, где постится сорок дней. Этому посвящено следующее произведение, о котором пойдет речь, — картина Ивана Крамского «Христос в пустыне», написанная в 1872 году. На картине изображено начало этого сорокадневного периода или конец? Скорее, конец, поскольку Он изображен изможденным, к тому же босиком. Вряд ли Он пошел босым в пустыню, но за время нахождения в пустыне сандалии изорвались об острые камни. Иванов не рискует изобразить Христа детально, а Крамской рискует, но изображает Христа в момент, когда Он минимально Бог и максимально человек. На картине нет диавола, который искушал Христа. Церковный иконописец бы непременно изобразил его. Диавол предлагает Христу превратить камни в хлебы, он мыслит магически: Христу, чтобы поесть, надо взять камни и превратить в еду. Перед ним — всемогущий Бог, Который сотворил мир из ничего, Он может и хлеб сотворить из ничего, и даже просто насытиться силой мысли, но диаволу это не приходит в голову. Последнее искушение, которое он предлагает Христу, — показывает Ему все богатства мира и говорит, что если Христос ему поклонится, то получит все блага. Что такое «поклонится»? Значит, признает диавола господином. Это еще раз доказывает, что в христианстве рабство — не социальный статус: любой компромисс с совестью приводит к рабству диаволу. Существует «правило трех»: человек может прожить три недели без еды, три дня без воды, три часа в экстремальной жаре или на холоде и три минуты без воздуха. Знание этого правила позволяет расставить приоритеты в экстремальной ситуации. Например, если человек заблудился в лесу, надо сначала развести огонь, сделать навес или шалаш, чтобы не замерзнуть, потом найти источник воды, а уже потом думать о пище. Итак, здоровый человек может прожить без еды три недели, то есть 21 день. Христос не ел сорок дней, то есть Он не на пределе человеческих возможностей, а далеко за пределом. И в этот момент к Нему приступает диавол. Диавол поступает нечестно, он всегда приходит в минуты слабости.

Прошла лекция диакона Илии Кокина

Какие «ключи» к замыслу художника можно найти в этой картине, где изображен только Христос и вроде не за что «зацепиться»? Помимо Спасителя на картине изображены камни. Христос называет Себя «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла» (Мф. 21:42), а Своего ближайшего ученика Симона — именем Петр, «камень»: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18): Церковь строится на двух краеугольных камнях — это Бог и человек. Христос сидит на вершине горы, видно, что за Ним обрыв. В Ветхом Завете гора — это место пребывания Бога. Господь часто является на вершине горы: Моисею на вершине горы Синай вручает скрижали с десятью заповедями, новозаветные заповеди тоже даются на вершине горы — недаром они называются Нагорной проповедью. Один из камней похож на голову гигантской змеи, другой как бы обтесан — возможно, он намекает на камень, которым был закрыт вход в Гроб Господень. Впереди камень, который практически повторяет очертания фигуры Спасителя. Возможно, камень-змея — намек на присутствие диавола, как и камень, повторяющий очертания фигуры Христа: диавола называют «обезьяной Бога», он стремится Богу подражать. Камень странный: он каплевидной формы, стоит вертикально, но если такой камень реально попытаться поставить, он упадет. Христос практически смотрит на него. Что это может значить? Есть несколько правдоподобны версий о том, что он символизирует. Он похож на семечко, в этом есть смысл: вера человека похоже на зерно, которое может прорасти, если попадет на плодородную землю. Но это семя не проросло, оно попало на гору и окаменело. Оно может символизировать человеческое сердце, которое не реализовало потенциал веры. В книге пророка Иезекииля есть слова: «Возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез. 36:26). Христос приходит на землю, чтобы наши каменные сердца оживить. Еще одна версия — камень похож на наконечник копья. Копие, которое используется за богослужением, примерно такой же формы. В этом тоже есть смысл: мы знаем, что точку в жизни Спасителя поставил удар копьем, который нанес римский воин в сердце. То есть Христос знает, как закончит Свои земные дни, но это Его не останавливает: Он все равно выходит на проповедь.

Отец Илия выдвинул свою версию: этот камень не «похож» на что-то, это реальный каменный предмет — рубило, которое использовали древние люди ашельского периода. Это эпоха раннего палеолита, второй период развития человечества, он начался миллион семьсот тысяч лет назад и закончился сто двадцать тысяч лет назад. Люди первого периода — это были, по сути, еще обезьяны. Люди ашельского периода прямоходящие, научились изготавливать орудия труда и разводить огонь, расселились из Африки по всему миру. Человек пользовался только этим предметом несколько миллионов лет, других у него не было. Этих рубил во время раскопок было найдено так много, что их можно свободно купить на «Авито», и отец Илия это сделал. Он продемонстрировал древнее рубило, сопоставив его с камнем, изображенным на картине, — они действительно очень похожи. Мог ли русский передвижник изобразить этот предмет на картине на евангельский сюжет? Стоянку в Сент-Ашель нашли в 1851 году, это была сенсационная находка, прорыв в науке, об этом много писали в прессе. Картина написана позже, так что знать об этом факте художник гипотетически мог. Другой вопрос — зачем изображать это на картине про Христа? Возможно, художник вкладывает в картину такую мысль: Христос приходит в этот мир, чтобы исправить ошибку, совершенную первыми людьми. Кто такие первобытные люди? С одной стороны, в каменном веке был распространен каннибализм — найдено множество раздробленных такими вот рубилами человеческих костей. Возможно, это ритуальные жертвоприношения, возможно, так поступали с пленными, а возможно, это было вообще обычным делом. С другой стороны, на одной из стоянок были найдены останки первобытного человека со сломанной, но сросшейся бедренной костью. Для того, чтобы такая кость срослась, нужно полгода. Все эти полгода человек лежит, за ним надо ухаживать. Значит, соплеменники этого человека поставили перед собой задачу заботиться о нем, пока он не поправится, и справились с нею. Это очень важное свидетельство начатков цивилизованности человека.

Каннибализм стал считаться преступлением… снова в конце девятнадцатого века, в 1886 году. Британский корабль в южных морях получил пробоину, стал тонуть, спаслись только четыре члена экипажа. Они вскочили в шлюпку, не успели ничего толком с собой взять. Какие-то припасы они все же с собой захватили, потом им удалось поймать черепаху, и какое-то время они продержались. Но — вспомним правило трех — самое страшное не в том, что нет еды, а в том, что палящее солнце, а воды нет. Юнга Ричард Паркер пришел в такое отчаяние, что начал пить морскую воду, другие матросы его останавливали, но он не слушал. Ему очень скоро стало плохо, он потерял сознание и больше в сознание не приходил. В те времена существовал неписанный закон, о котором знали все матросы: в безвыходной ситуации одного человека, на которого падает жребий, убивают и съедают. Они стали спорить, убить юнгу или нет, один был категорически против, двое других за. В результате несчастного юнгу убили и съели, что позволило им продержаться еще полторы недели. Их спасли, и поскольку это было общеизвестное, хоть и неписанное правило, они совершенно не скрывали, каким образом спаслись, будучи уверены, что им за это ничего не будет. Но когда они приплыли в Англию, про эту историю узнали газетчики. Общество возмутилось, люди стали требовать, чтобы матросов арестовали и судили. Основанием для ареста было то, что они не выполнили важного условия этого правила — не бросили жребий. Жребий — это значит, что все дают согласие собой пожертвовать во имя спасения экипажа: если Господь укажет на меня, я умру. А они просто убили беззащитного, который своего согласия на это не давал. На суде был родной брат Паркера, он тоже был моряком, он всем обвиняемым пожал руку, дав понять, что не осуждает их. Им дали очень небольшие сроки, они отсидели где-то полтора года. Все понимали, что ситуация сложная, и непонятно, как бы другие люди поступили на их месте. Это был первый громкий прецедент, когда каннибализм был осужден. Отец Илия рассказал об интересном факте. Писатель Эдгар По, автор первого в истории детектива, о котором уже шла речь, написал единственный роман — «Повесть о приключениях Артура Гордона Пима». Там есть эпизод, когда корабль терпит крушение, спасается какая-то часть экипажа, они бросают жребий и съедают человека по имени… Ричард Паркер. Загадка в том, что событие произошло в 1884 году, суд в 1886-м, а роман был написан в 1838 году, то есть почти за полвека до этих событий.

17.01.24 Лекция диакона Ильи Кокина «Что определяет мой выбор и при чем тут Христос?»

Отец Илия объяснил, что рассказал об этих крайне неприятных событиях, чтобы проиллюстрировать мысль, что человек часто оправдывает себя тем, что в нем есть животные инстинкты, над которыми он не властен, — мужчины, к примеру, часто оправдывают свою неверность тем, что они-де «от природы полигамны». Но на самом деле инстинкты у людей действуют лишь на протяжении первого года жизни, а затем пропадают по мере того, как ребенок обучается различным человеческим навыкам. У взрослого человека инстинктов как таковых нет. Известно множество случаев, когда люди из чувства протеста объявляли голодовку, нередко доводящую их до гибели. Это значит, что человек может дать себе установку не есть и не пить, ему дана власть над животными инстинктами. Мы не можем контролировать только дыхание. Люди также объясняют свои поступки тем, что роднит нас как людей, — человеческой культурой. Мы родились в одной стране, читали практически одни и те же книги, смотрели одни и те же фильмы и так далее. У человека есть основания говорить: «Любой человек на моем месте поступил бы так же». Но культура тоже не всегда определяет наше поведение: можно и в каменном веке заботиться о соплеменнике, сломавшем ногу, хотя милосердие не было свойственно культуре тех времен, а можно в викторианской Англии съесть человека, как сделали эти моряки.

Христос отправляется на проповедь, у Него появляются ученики, последователи, и примерно через три года на праздник Пасхи Он приходит с учениками в Иерусалим, въезжает на ослике в город, Его приветствуют возгласами: «Осанна Сыну Давидову!» (Мф. 21:9), то есть встречают как Мессию. Об этом узнают члены Синедриона, и первосвященник Каиафа предупреждает, что триумф Иисуса может создать проблему — римские власти очень не любят сепаратистов, и когда это дойдет до римского прокуратора, здесь все сровняют с землей. Опасения были не напрасны — сорок лет спустя именно это и произошло. Каиафа предлагает пожертвовать Иисусом, чтобы спасти целый народ. Здесь, как и в истории о Ричарде Паркере, одна и та же логика: давайте пожертвуем одним ради многих. История Паркера показывает, что если этой логике следовать до конца, то она оказывается людоедской. Человек сам может решить пожертвовать собой, это благородно, а за него решать нельзя.

Примерно в это же время праведный Лазарь приглашает в гости Христа и Его учеников, и там одна женщина помазывает Христа драгоценным миром. Иуда Искариот возмущается и говорит, что лучше было бы продать это миро, а деньги раздать нищим. Христос отвечает на это очень странно: «Нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин. 12:8). После предательства Иуды Христа арестовывают, избивают и приводят на суд к Пилату. Синедрион требует казнить Иисуса за кощунство, но Пилату Его представляют как вольнодумца, который оспаривает власть кесаря. Пилат начинает допрос и задает самый важный вопрос — правда ли, что Иисус — Царь Иудейский. Иисус на это отвечает: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36). Тогда Пилат задает известный вопрос, и этот момент как раз запечатлен на картине Николая Ге: «Что есть истина?» (Ин. 18:38). Иисус ничего не отвечает на этот вопрос и больше с Пилатом не говорит. Почему? Существует популярное святоотеческое толкование: Христос Сам есть воплощенная истина. Но если правильный ответ на вопрос, что есть истина, «Христос», то надо спрашивать: «Кто есть истина?» Почему Бог отвечает человеку на вопрос на непонятном для него языке? Пилат — язычник, он верит во множество богов, для него идея Единого Бога уже странная и неприемлемая, тем более — мысль, что Бог, Творец Вселенной, воплотился и сейчас, избитый и замученный, в порванной одежде, стоит перед ним. Молчание Христа — о другом. Истина, о которой идет речь, проста и понятна: перед Пилатом стоит невиновный человек, которого оклеветали. Его нужно отпустить. Пилат стоит перед Христом, ждет ответа, а потом уходит туда, где народ ждет его решения, и показывает, что он эту истину увидел и понял. Он говорит: «Я никакой вины не нахожу в Нем» (Ин. 18:38). Но тут Пилат сталкивается еще с одной силой, под воздействием которой мы принимаем решение, — это общественное мнение. Основным доказательством вины или невиновности в то время в судах были свидетельские показания, но существовали и более экстравагантные методы. В законах Хаммурапи речь шла об испытании водой: если человека обвиняли в колдовстве, его топили в водоеме. Если он был колдун, то духи воды утаскивали его на дно, и человек, заявивший на него, мог забрать его дом. Но если человек не тонул, то он забирал дом того, кто на него заявил. Возможно, эта практика сохранялась и в Иудее. В период «охоты на ведьм» пересмотрели порядок испытания водой: если человек был невиновен, он погибал, Господь забирал его без покаяния, что означало, что он добродетелен, а если он знался с нечистой силой, то выплывал, и тогда его следовало пытать и казнить. Отец Илия отметил, что последний раз этот «метод дознания» был применен в 1836 году — в Сопоте, в Польше одна вдова была так казнена.

В девятнадцатом веке положение изменилось: если все нуждается в научных доказательствах, то и обвинение человека в суде надо подтверждать научными методами. Теперь в суде рассматривается, есть ли у человека мотив для совершения преступления, была ли у него возможность его совершить, то есть отсутствие алиби, кроме того, необходимо связать орудие преступления с обвиняемым. Если человек был отравлен, надо установить, каким именно ядом, и найти этот яд у предполагаемого преступника. Появляется дисциплина криминалистика, а в ней — различные разделы, к примеру, дактилоскопия, поскольку было открыто, что у каждого человека уникальные отпечатки пальцев. Появляются базы отпечатков пальцев преступников. Если вернуться к сюжету картины и самой евангельской истории, Пилат сделал странную на наш взгляд вещь — «взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» (Мф. 27:24). Он символически смыл Его кровь со своих рук, показав, что кровь теперь на руках самого народа. Благодаря достижениям криминалистики мы знаем, что кровь на самом деле не так-то легко смыть, ее следы остаются, и они видны в ультрафиолетовом излучении. Как бы человек тщательно ни умывал свои руки, следы крови с них полностью снять не удастся. Христос тоже «подсветил» скрытые следы преступления — в Нагорной проповеди Он говорит: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» (Мф. 5: 21-22). То есть Христос призывает решать проблему, когда ее еще никто не видит.

Лектор предложил найти «ключи» и на картине Николая Ге. Картина очень не понравилась критикам, для них был непривычен образ Христа. Академический художник никогда бы не изобразил главного героя в тени и сбоку. Отец Илия обратил внимание, что Пилат стоит на переднем плане и в солнечных лучах, но его лицо в тени, а Христос в тени, но Его лицо подсвечено. Привлекает внимание странное пятно на стене — вопрос, что это, очень волновал и искусствоведов. В 2011 году отмечался юбилей Николая Ге, и Третьяковской галерее выделили средства на исследования его картин. Картину «Что есть истина?» просветили ультрафиолетом и рентгеновскими лучами. Под красочным слоем обнаружилась другая картина, которая долгое время считалась утраченной. На ней изображена девушка, которая дает нищему кружку воды, и взгляд у нее испуганный. Сама она одета по моде девятнадцатого века, но нищий очень похож на Христа. Эту картину называют : «Неужели это Христос?», сам же автор назвал ее «Милосердие». Отец Илия отметил, что два слоя картины как бы вступают диалог друг с другом: внешняя картина — вопрос, внутренняя — ответ.

После разговора о том, как судили во времена Христа и как судят сейчас, отец Илия предложил поговорить о том, как будут судить в конце времен. Ответ он предложил найти в иконе деисусного чина авторства преподобного Андрея Рублева. Композиция деисусного чина — второго ряда иконостаса — традиционна: в центре изображен Христос в небесной славе, Ему предстоят Божия Матерь, Иоанн Креститель и святые. Мы знаем, что Христос явится во славе, чтобы судить мир, то есть это еще икона Страшного Суда. Апостолы часто называют Христа Учителем. Он готовит учеников к самом важному экзамену — Страшному Суду. Часто преподаватель, поняв, что ученик плохо усваивает материал, прибегает к хитрости — он говорит: «Выучи хотя бы вот этот билет, и я сделаю так, что он тебе и достанется». Христос делает ровно то же самое — Он рассказывает, какой вопрос задаст нам на Страшном Суде. В 25-й главе Евангелия от Матфея есть эпизод про Страшный Суд. Христос сравнивает Себя с пастухом, людей — с агнцами и козлами. Обратившись к «овцам», Он благодарит их за то, что когда Он был голоден, они Его накормили, был наг — одели, был в темнице — они Его посетили, и так далее. Люди не понимают, когда они могли все это сделать, поскольку никогда не видели Его, и Спаситель отвечает: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40). А «козлищ», которые слева, обвиняет в том, что они так не сделали. Это объясняет слова Христа, сказанные Иуде в доме Лазаря: скоро Его не будет, и вместо Него останутся только нищие и убогие. Всю ту любовь, все то внимание, которое ученики хотели оказать Христу, надо оказать им, а Христос, когда вернется, непременно спросит об этом. Отец Илия вернулся к высказыванию Христа, о котором шла речь в самом начале: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными». Истина — то, что дает вечную свободу. Единственное, что спрашивает у человека Христос, — научился ли он любви, состраданию, милосердию. Если «да», то твое милующее сердце дает тебе ключ к вечной свободе в Царствии Небесном. Почему овцам противопоставляются именно козлы? Если одни грешники, другие праведники, проще было бы противопоставить «чистым» животным «нечистых» — например, свиней. Но и овцы, и козлы — «чистые» животные, их использовали при жертвоприношениях. Ответ, по-видимому, кроется в форме рогов. Бараны — те, кто сумел свои острые рога «скрутить», чтобы не причинять боли своему ближнему.

Отметив, что в детективе все сюжетные линии должны к чему-то приводить, отец Илия напомнил цитату Ницше про смерть Бога. Ницше писал афоризмами, их очень много, но наиболее известными стали три — «Бог умер», «Если долго всматриваться в бездну, бездна начнет всматриваться в тебя», «То, что нас не убивает, делает нас сильнее». Что, если не случайно коллективная память сохранила эти три фразы? Не представляют ли они собою некое послание? Бог умер -значит, вместо Него осталась бездна. Но бездна оживает, значит, Бог не умер, а стал сильнее. Удивительным образом Христос умирает в истории дважды: две тысячи лет назад на Кресте и символически — в девятнадцатом веке, когда люди перестали ощущать Его присутствие. И оба раза происходит то, о чем Христос и говорит: «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24). Христос умирает первый раз — и рождается Церковь, которая завоевывает весь мир. К девятнадцатому веку позиции Церкви ослабевают, интерес к ней снижается, авторитет ее падает. Именно в это время христианские идеи прорастают в миллионах душ. Мир не стал добрее, двадцать первый век не отстает по жестокости от двадцатого, но мир становится комфортнее, удобнее, а человек — более чувствительным, и не только к дискомфорту, но и к страданиям других: люди пересмотрели отношение к женщинам, детям, больным, старикам.

«Почему Господь передал нам послание через Ницше, ведь это откровенно антихристианский персонаж? — спросил отец Илия. — Вышло так, что именно Ницше показал, что человек может осознать истину даже в последние моменты своей жизни. Господь дает человеку такую свободу, что он всегда может раскаяться, измениться. 3 января 1889 года в Турине, в Италии, прохожие наблюдали такую картину: извозчик жестоко избивал свою лошадь, подошел хорошо одетый господин и закрыл ее своим телом от ударов. Потом он разрыдался и потерял сознание. Это был Ницше, и после этого он лишился рассудка. Последние годы своей жизни он провел в домах для умалишенных и окончил жизнь вместе с загадочным девятнадцатым веком — умер в 1900 году. Что произошло? Человек создал теорию, прославляющую жестокость, которую потом взяли на вооружение нацисты, и вдруг увидел жестокость своими глазами. В душе Ницше сталкиваются две силы: разум философа, который все это оправдал, и сердце, а сердце очень архаично, и оно знает, что истина — в милосердии. Сердце Ницше сделало то, что не смогло сделать сердце Пилата, — приказало разуму молчать. Мы не знаем, как Господь будет судить Ницше. Мы начали с того, что с девятнадцатого века люди стали доверять только тому, что можно доказать научно. Но мы с вами два часа говорили о вере, а ее научно доказать невозможно. Могу только сказать, что я, человек с высшим образованием, в двадцать первом веке продолжаю верить — хотя это не очень-то весомое доказательство. Важно, что в христианстве помимо теоретического аспекта есть еще и практический. Если после сегодняшней беседы вы увидите человека, который будет нуждаться в нашей помощи, и поможете ему, и будете делать так снова и снова, то ваша жизнь станет более осмысленной и счастливой — вот это экспериментально доказанный факт».

В завершение отец Илия представил свою книгу «Страх возводит стены, любовь строит мосты» на основе реальных бесед со старшеклассниками, а также ряд учебных пособий.

ИА «Вода живая»