Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко в Неделю 35-ю по Пятидесятнице
Когда же подходил Иисус к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.
Лк.18:35-43
Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их. Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец. Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.
Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства.
Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, — терпением вашим спасайте души ваши.
Лк. 21:8-19
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Сегодня, дорогие братья и сёстры, мы празднуем память Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Как многие из вас знают, наш приход зарождался в 90-е годы в атмосфере духовного обновления, подъёма, когда стали открываться новые храмы, издаваться книги. В лихолетье 90-х годов у Церкви появилась возможность заниматься благотворительностью (это была очень славная страница в истории нашего народа), миссионерской деятельностью, катехизацией.
И с самого начала приходская жизнь в этом храме начиналась под покровом недавно прославленных святых Новомучеников и Исповедников Российских, прежде всего святителя Тихона, Патриарха Московского, митрополита Владимира Киевского и Галицкого и некоторых других.
Лишь спустя годы, в 2003 году, были прославлены настоятель нашего храма архимандрит Лев (Егоров) и сёстры Александро-Невского братства — княжна Кира Оболенская и Екатерина Арская.
И потому приходская жизнь здесь становилась как бы продолжением того, чем жили христиане под сводами этого храма в тяжёлые годы испытаний.
Это духовное преемство как будто подогревало братскую любовь, живой интерес, чувство присутствия Христа среди нас. Поэтому и сегодняшний праздник имеет особое значение для нашего прихода. Не только как любой приходской праздник (как малая Пасха для конкретного храма), но и как то, что имеет непосредственное отношение к самой сущности жизни, духовной братской жизни людей, которые собираются под сводами этого храма.
Кровь Новомучеников и Исповедников Российских, их молитва и наша благодарная память о них стали тем семенем, из которого возрождалось христианство в те годы, продолжающее процветать под сводами нашего храма.
Вспоминаются слова христианского апологета Тертуллиана, писавшего во II веке: «Кровь мучеников – это семя христианства».
Эти слова оказались пророческими, потому что именно кровь мучеников, их свидетельство стали той закваской, которая согревает и поднимает нашу жизнь.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим слова Христа, который предупреждает Своих учеников о том, что с ними может случиться. Они будут преданы в руки тех, кто их ненавидит. И случится даже так, что их передадут в руки палачей, их будут предавать самые близкие люди. В Евангелии несколько раз об этом говорится: брат против брата, отец против сына, мать против дочери.
И это то, что пережил наш народ и пережили многие народы, то, что называется Гражданской войной, междоусобицей.
И именно в такие моменты испытаний вдруг обнаруживается сила Божия, которая становится той закваской, из которой рождается новая жизнь.
В сегодняшнем евангельском чтении хотелось бы подчеркнуть три образа, три слова, которые помогут нам чётко выстроить и представить то, о чём, говорит Христос.
Прежде всего употребляется глагол «предать». Он несколько раз встречается в Евангелии и имеет ещё и другие значения. В конце концов, «предание», «священная традиция» — то, что передаётся из рук в руки, из поколения в поколение. И точно так же: «Всё предано Мне Отцом Моим», — говорит Христос.
Отец передаёт Сыну, Христос, умирая на Кресте, предаёт Дух — и это свидетельство Духа до сих пор живо в Церкви. Оно предаётся из рук в руки, от сердца к сердцу.
Но нас сегодня интересует другое значение этого слова, которое применяется в связи с Иудой и тем, что совершает он, предавший Христа. У него есть ещё другие значения, связанные с этим предательством. Точно так же, как слово «доносы» означает «донести», слово «предательство» означает «передать в руки палачей».
Как доставщики приносят пиццу нам домой, точно так же всегда находятся некие сомнительные силы, которые готовы предать своего близкого, выдать его в руки палачей, предать суду. И это именно то, что произошло с Иисусом Христом: Он оказался в руках первосвященников, те передали Его в руки римлянам и Он был предан позорной смерти.
Но не это будет концом истории, в конце концов всегда побеждает Бог и Его воля, Его любовь. И поэтому второй образ, который здесь возникает, – «свидетельство».
Мученики умирают точно так же, как умирает Христос. И в суды их передают как обвиняемых, как тех, кого приговорят к смертной казни. Они не являются свидетелями, они обвиняемые с точки зрения нашей человеческой практики.
Но Божественный парадокс состоит в том, что эти преданные судьям и палачам люди становятся свидетелями. Для них это возможность проявить твёрдость духа, проявить то, что составляет саму суть их существа. И это становится убедительным примером для тех, кто является очевидцами происходящего. Сила веры новомучеников, как в случае с первомучеником архидиаконом Стефаном, становится источником веры и силы для тех, кто является очевидцем.
Прежде всего это повлияло на Савла, который стал великим апостолом. Таким образом мученики становятся не просто жертвой, о которой можно сожалеть, можно возмущаться, они становятся источником силы, они становятся свидетелями.
И к этим двум реальностям – «предательства», «свидетельства» – добавляется то, чем сегодня заканчивается Евангелие: «Терпением спасайте души ваши».
«Спасайте души ваши» – здесь речь идёт не просто о какой-то психологической душе, но о самом существе человека. Спасайте самих себя, спасайте то человеческое, что в вас есть, вашу самость, то, кем вы являетесь. В конце концов, своё имя.
И слово «терпеть» в устах Христа тоже обретает особое звучание, которое передаётся через христианскую традицию. Это не значит просто пассивно претерпевать, это не означает просто некую терпимость, но возможность выстоять. И поэтому синонимом этого слова является «стойкость», «мужество». Когда ты не просто способен переживать нечто, но ты способен выжить, выстоять.
Это то, к чему сегодня приглашает нас Христос, чем Он ободряет Своих учеников, которых ожидают гонения, опасности.
Быть христианином в любую эпоху очень трудно. Даже если мы сегодня и не подвергаемся гонениям со стороны официальных властей и закона, всё равно нам приходится сталкиваться с другими испытаниями, которые не менее ужасны в каком-то плане.
Например, обыденность нашей жизни, тривиальность, мелкие компромиссы, на которые приходится идти со своей совестью каждый день. Всё это требует от нас не меньшего мужества и стойкости, чем та стойкость, которую Христос завещает Своим ученикам.
И, конечно, есть те, кто хочет не просто терпеть, но претерпеть до конца. Как в псалме говорится о человеке, которого покрыли потоки вод: «Все волны Твои и все потоки Твои прошли надо мною». Но он всё-таки выстоял, потому что оказался на скале, за которую мог держаться.
И это прекрасный случай вспомнить, Кто для нас является этой скалой, Кто помог мученикам выстоять в этой мясорубке, в которой невозможно было сохранить себя ни физически, ни духовно.
Они вышли победителями, и это великая победа. И потому Христос сегодня приглашает нас быть свидетелями, побеждать всякое беспокойство, будучи уверенными в действии Святого Духа. Чтобы выстоять в буре испытаний не только героических, которые выпадают в переломные, кризисные годы, но и в нашей повседневной жизни, которая требует не меньшего мужества.
И как обещание и ободрение тем, кто готов выстоять до конца, претерпеть до конца и спасти себя, сохранить свою душу, остаться верным Христу и Его Евангелию, сегодня апостол Павел произносит слова, обращённые к римлянам о том, что никто и ничто не разлучит того, кто соединяет себя со Христом и с Его любовью.
Именно любовь Христа, Бога, который возлюбил первым, позволяет нам, как позволяла мученикам и исповедникам Российским, всё претерпеть до конца. Выйти победителями.
Так что их кровь, их страдания, их пламенная вера становятся источником жизни для всех грядущих поколений.
Аминь.
Текст подготовила Елена Косенкова
Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!
Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/