Наталья Мосягина – об ансамбле и о парадоксах музыкальных исследований
Вечером 14 апреля, накануне дня празднования иконы Божией Матери «Ключ разумения» одноименный музыкальный коллектив кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова выступил в верхнем храме Феодоровского собора.
В этом году ансамбль «Ключ разумения» отмечает свое двадцатилетие. Его творческий путь за это время отразил развитие реконструкции древнерусского церковно-певческого искусства в нашей стране.
Вполне возможно, то, что мы услышали на концерте, не звучало так, как когда-то в исполнении государевых певчих дьяков, но восхищение пением и теплое благодарное чувство переполняло слушателей.
Ведущая концерта и руководитель ансамбля Наталья Мосягина предваряла каждое песнопение объяснениями и комментариями, погружая в историю и традиции древнерусского певческого искусства.
Все песнопения были посвящены Божией Матери. Коллектив начал концерт с исполнения «Многолетия», пожелав всем трудящимся на ниве церковного пения многая и благая лета.
Ансамбль «Ключ разумения»: что за ключ?
Наталья Мосягина, кандидат искусствоведения, доцент кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, рассказывает:
«Название ансамбля заимствовано из музыкального теоретического руководства, которое было составлено во второй половине XVII века архимандритом Тихоном Макарьевским. Он записал фрагменты песнопения знаменной нотации и перевел их на тогда новую для России киевскую квадратную ноту. Это руководство нам позволяет сегодня знать, как расшифровываются невмы».
Ключ, изображенный на афише концерта, — это как раз ключ из музыкально теоретического руководства, ключ разумения. На его стержне написано: «Ключ разумения отверзает дверь божественного пения». Это руководство давало возможность войти в традицию, изучить ее и исполнять.
Однако это название было не только у Тихона Макарьевского. В 1659 году в Киево-Печерской лавре вышел сборник духовных поучений «Ключ разумения», который имеет «Дополнение священникам, монахам и светским людям надлежащее». В книгу вошли проповеди, посвященные православным праздникам. Составил эту книгу известный духовный писатель своего времени архимандрит Иоанникий (Галятовский).
В предисловии к изданию говорится, что поучения призваны отомкнуть двери к пониманию Слова Божия, а затем открыть вход и в Небесное Царство. На титульном листе книги представлена гравюра, выполненная монахом Евстахием, — Триумфальная арка, в проеме которой изображен крупный дверной ключ. На его стержне написаны евангельские строки:
«Горе вам, законники, что вы взяли ключ разумения, сами не вошли и входящим воспрепятствовали».
Над аркой с ключом гравер изобразил Божию Матерь. Она чистым сердцем восприняла благодатную истину о Христе и отворяет двери в Небесное Царство. Художник символически показал, что Пресвятая Дева готова дать ключ разумения и тем, кто к Ней обращается.
Иконы «Прибавление ума» и «Ключ разумения»
Да будет милостива к нам Та, Которую воспеваем,
Превысшая всех тварей и Владычица всех созданий,
ибо Она есть Матерь Бога — Творца, Создателя и Владыки всех.
(Иоанн Дамаскин)
В середине XIX века яркий образ Пресвятой Девы стали использовать иконописцы в России. До этого, в XVII веке, в византийской традиции была уже написана подобная икона, получившая распространение под названием «Прибавление ума».
Сегодня Пресвятая Богородица изображена на разных списках этой иконы.
Наталья Мосягина:
«Мы хотим написать икону Божией Матери «Ключ разумения». Иконография этого образа сейчас разрабатывается, образ будет создаваться на протяжении всего года. Планируем подарить ее восстановленному храму Рождества Пресвятой Богородицы в консерватории от всех певчих и трудящихся там».
Задостойник Рождества Христова «Любите убо нам»: история создания
Преподобный Иоанн Дамаскин, будучи знаменитым богословом и песнотворцем, оставил свою придворную должность и поступил в монастырь. Строгий старец-наставник для смирения и для вхождения в истинно монашеское устроение духа запретил Иоанну Дамаскину слагать песнопения, заниматься литературным и поэтическим творчеством.
Выполнение этого запрета требовало от преподобного величайшего самоотвержения и стоило ему жестокой внутренней борьбы. Наконец послушание было нарушено ради любви.
Умер один из братьев монастыря и по горячей просьбе других монахов Иоанн составил дивные стихи, которые и поныне входят в Чин погребения. Эти стихиры были протяженно сложенными, то есть ритмическими. Когда Иоанн, сочиняя их, по обычаю греческих стихотворцев отбивал ритм ногой, старец-наставник услышал это ритмическое отстукивание и сурово наказал преподобного. Но далее сама Пречистая Дева явилась старцу-наставнику в ночном видении и потребовала дать свободу непревзойденному и вдохновенному песенному творчеству Иоанна Дамаскина.
Перед тем как это песнопение прозвучало в стиле большого распева, Наталья Мосягина прочла художественный перевод гимна, выполненный игуменом Силуаном (Тумановым):
«Нам ныне возлюбить удобнее молчание,
что помогает нам вне страха бед пребыть
Немолчных песен, Дева, строки величальны
Любовь к Тебе не даст из бренных слов сложить.
Но ведь любовь к Тебе не позволяет
Рожденье Сына Твоего нам умолчать.
И посему мы молим: даруй, Мати, силу
Тебя и словом, и всей жизнью величать».
Синодик ансамбля
Наталья Мосягина:
«До того как мы смогли прийти сюда и исполнить эти чудесные песнопения, были часы, годы изучения, репетиций, трудностей, споров, неудачных выступлений. До нас это искусство изучали наши учителя, до наших учителей – учителя наших учителей и так далее. Много веков эта традиция передавалась из уст в уста, от учителя к ученику. Когда мы поем, мы помним и тех, кто сегодня с нами, и тех, которых уже нет.
У нас есть добрая традиция на кафедре. Каждый раз перед открытием ежегодного международного симпозиума «Бражниковские чтения» мы поем и служим панихиду певчим, на ниве церковного пения просиявшим.
Это очень радостная и светлая традиция. Те, кто бывает на панихиде впервые, всегда делятся необыкновенным ощущением от момента, когда около 15 или даже 20 минут читаются имена. Набрался целый синодик: все, кто занимается древнерусским певческим искусством, так или иначе вписывали имена мастеров. Те люди, которые работали с рукописями в древности, для нас такие же живые, как и те сотрудники, с которыми мы работаем сейчас. Мы помним их имена, иногда мы даже чувствуем их эмоции.
Например, когда-то в рукописи XVI века мы обнаружили воздыхание одного из певчих: «Писал сей рукопись Ивашка, а никому до него нет дела».
Или же в покаянных стихах встречается сетование певчих на свою тяжелую жизнь. Это такие же люди, и, когда мы изучаем оставленные ими памятники, мы с ними общаемся, понимаем, как они мыслили, как они творили, как они молились».
«Аллилуйя» как фимиам
Перед исполнением песнопения «Аллилуйя!» Наталья Мосягина рассказала, что оно было найдено в соловецкой рукописи и расшифровано.
В сегодняшней практике кадят во время чтения Апостола, но, оказывается, традиционно каждение происходит во время пения «Аллилуйя». Это восклицание, подобно фимиаму, дает время на размышления о том, что молящиеся только что услышали в послании. Люди в древности, не имея перед глазами текста, могли услышать его, а потом понять, прожить во время пения «Аллилуйя».
А закончить этот небольшой экскурс в историю церковного пения хотелось бы словами святителя Иоанна Златоуста:
«Для чего употребляется пение? Послушай. Бог, видя, что многие из людей нерадивы, тяготятся чтением духовных писаний и неохотно принимают на себя этот труд, и желая сделать этот труд вожделенным и уничтожить чувство утомления, соединил с пророчествами мелодию, чтобы все, услаждаясь стройностью напева, с великим усердием возносили Ему священные песнопения. В самом деле ничто, ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь».
Фото: Марина Хохлова. Весь альбом см. на нашем фликр-аккаунте
Текст подготовлен Татьяной Стрекопытовой по записи концерта-лекции
Видеозапись с прямой трансляции:
Публичная оферта о заключении договора пожертвования
Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери (настоятель: Сорокин Александр Владимирович),
предлагает гражданам сделать пожертвование на ниже приведенных условиях:
1. Общие положения
1.1. В соответствии с п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации данное предложение является публичной офертой (далее – Оферта).
1.2. В настоящей Оферте употребляются термины, имеющие следующее значение:
«Пожертвование» - «дарение вещи или права в общеполезных целях»;
«Жертвователь» - «граждане, делающие пожертвования»;
«Получатель пожертвования» - «Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери».
1.3. Оферта действует бессрочно с момента размещения ее на сайте Получателя пожертвования.
1.4. Получатель пожертвования вправе отменить Оферту в любое время путем удаления ее со страницы своего сайта в Интернете.
1.5. Недействительность одного или нескольких условий Оферты не влечет недействительность всех остальных условий Оферты.
2. Существенные условия договора пожертвования:
2.1. Пожертвование используется на содержание и ведение уставной деятельности Получателя пожертвования.
2.2. Сумма пожертвования определяется Жертвователем.
3. Порядок заключения договора пожертвования:
3.1. В соответствии с п. 3 ст. 434 Гражданского кодекса Российской Федерации договор пожертвования заключается в письменной форме путем акцепта Оферты Жертвователем.
3.2. Оферта может быть акцептована путем перечисления Жертвователем денежных средств в пользу Получателя пожертвования платежным поручением по реквизитам, указанным в разделе 5 Оферты, с указанием в строке «назначение платежа»: «пожертвование на содержание и ведение уставной деятельности», а также с использованием пластиковых карт, электронных платежных систем и других средств и систем, позволяющих Жертвователю перечислять Получателю пожертвования денежных средств.
3.3. Совершение Жертвователем любого из действий, предусмотренных п. 3.2. Оферты, считается акцептом Оферты в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3.4. Датой акцепта Оферты – датой заключения договора пожертвования является дата поступления пожертвования в виде денежных средств от Жертвователя на расчетный счет Получателя пожертвования.
4. Заключительные положения:
4.1. Совершая действия, предусмотренные настоящей Офертой, Жертвователь подтверждает, что ознакомлен с условиями Оферты, целями деятельности Получателя пожертвования, осознает значение своих действий и имеет полное право на их совершение, полностью и безоговорочно принимает условия настоящей Оферты.
4.2. Настоящая Оферта регулируется и толкуется в соответствии с действующим российском законодательством.
5. Подпись и реквизиты Получателя пожертвования
Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери
ОГРН: 1027800010105
ИНН/КПП: 7815003341/784201001
Адрес места нахождения: 191036 Миргородская ул., д. 1-В, литер А
Банковские реквизиты:
Номер банковского счёта: 40703810480000000134
Банк: Ф.ОПЕРУ Банка ВТБ (ПАО) в Санкт-Петербурге г. Санкт-Петербург
БИК банка: 044030704
Номер корреспондентского счёта банка: 30101810200000000704
настоятель
Сорокин Александр Владимирович
Согласие на обработку персональных данных
Пользователь, оставляя заявку, оформляя подписку, комментарий, запрос на обратную связь, регистрируясь либо совершая иные действия, связанные с внесением своих персональных данных на интернет-сайте https://feosobor.ru, принимает настоящее Согласие на обработку персональных данных (далее – Согласие), размещенное по адресу https://feosobor.ru/personal-data-usage-terms/.
Принятием Согласия является подтверждение факта согласия Пользователя со всеми пунктами Согласия. Пользователь дает свое согласие организации «Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери», которой принадлежит сайт https://feosobor.ru на обработку своих персональных данных со следующими условиями:
Пользователь дает согласие на обработку своих персональных данных, как без использования средств автоматизации, так и с их использованием.
Согласие дается на обработку следующих персональных данных (не являющимися специальными или биометрическими):
• фамилия, имя, отчество;
• адрес(а) электронной почты;
• иные данные, предоставляемые Пользователем.
Персональные данные пользователя не являются общедоступными.
1. Целью обработки персональных данных является предоставление полного доступа к функционалу сайта https://feosobor.ru.
2. Основанием для сбора, обработки и хранения персональных данных являются:
• Ст. 23, 24 Конституции Российской Федерации;
• Ст. 2, 5, 6, 7, 9, 18–22 Федерального закона от 27.07.06 года №152-ФЗ «О персональных данных»;
• Ст. 18 Федерального закона от 13.03.06 года № 38-ФЗ «О рекламе»;
• Устав организации «Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери»;
• Политика обработки персональных данных.
3. В ходе обработки с персональными данными будут совершены следующие действия с персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение.
4. Передача персональных данных, скрытых для общего просмотра, третьим лицам не осуществляется, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5. Пользователь подтверждает, что указанные им персональные данные принадлежат лично ему.
6. Персональные данные хранятся и обрабатываются до момента ликвидации организации «Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери». Хранение персональных данных осуществляется согласно Федеральному закону №125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» и иным нормативно правовым актам в области архивного дела и архивного хранения.
7. Пользователь согласен на получение информационных сообщений с сайта https://feosobor.ru. Персональные данные обрабатываются до отписки Пользователя от получения информационных сообщений.
8. Согласие может быть отозвано Пользователем либо его законным представителем, путем направления Отзыва согласия на электронную почту – volchkov.81@gmail.com с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных». В случае отзыва Пользователем согласия на обработку персональных данных организация «Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери» вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Пользователя при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 г. Удаление персональных данных влечет невозможность доступа к полной версии функционала сайта https://feosobor.ru.
9. Настоящее Согласие является бессрочным, и действует все время до момента прекращения обработки персональных данных, указанных в п.7 и п.8 данного Согласия.
10. Место нахождения организации «Правосл. Приход Феодоровской иконы Божией Матери» в соответствии с учредительными документами: 191036 Миргородская ул., д. 1-В, литер А.