Молитва Иисуса

 
 
 

Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева в Неделю 7-ю по Пасхе

1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,

2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.

3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.

5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.

6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.

7 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,

8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.

10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.

11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.

12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.

13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Ин.17:1-13

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

С праздником, дорогие братья и сестры!

По пути в Гефсиманский сад Господь говорит о радости совершенной, которую Он желает обрести Своим ученикам. Христа вскоре арестуют, начнется совсем другая история – Крестной смерти и, конечно, Воскресения.

Христос говорит о настоящей радости, которую дает общение с Богом. Будучи Единым с Отцом, Он испытывает радость служения Богу, служения, несущего жертву, наполненную именно этой радостью. Жертва не как мучение. Жертва как исполнение радости.

Христос говорит, обращаясь к Отцу:

«И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин.17:5).

Христос, будучи Сыном Божиим, по воле Своей, согласной с волей Отца, становится человеком. Он проживает жизнь человека и в завершении этой жизни возвращает Себе ту славу, которая принадлежала Ему изначально. Возвращает ее благодаря тому, что Он был Человеком с большой буквы, Человеком, Который прожил жизнь так, как должен жить Человек.

Это открывает для всех людей, ради которых Он жил на этой земле, совершенно иное представление о собственном человеческом призвании. Ведь если Человек Иисус обретает славу Бога, то, значит, всякий человек вслед за Ним может обрести эту славу. Как сказал святитель Афанасий Александрийский, «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом».

Каждый человек призван к этой славе, о которой говорит сейчас Христос. Он обретает эту славу не только потому, что имел ее от века, как Он Сам говорит, но, в том числе, и потому что Он, будучи человеком, приходит к Отцу. И потому, что Он всегда с Ним был.

Для нас с вами это тот самый путь, путь познания Отца, который открывает Царство Небесное. Иметь жизнь вечную, как говорит Иисус, это знать Бога Отца.

Знать — это значит принять в себя знание. Чтобы оно не было неким внешним атрибутом, который в какой-то момент можно забыть, но чтобы это знание становилось частью тебя, твоим естеством.

Довольно сложно говорить на такие темы, которые открывает нам евангелист Иоанн. Тот евангелист, который это прочувствовал, воспринял как собственное естество, как ту Любовь, которая проникла в него и стала частью его. Неслучайно евангелиста Иоанна называют богословом, но не в теоретическом смысле этого слова – богослов, который рассуждает о Боге, таковым можно назвать каждого из нас, когда мы пытаемся какую-то мысль высказать о евангельском отрывке. Но богословом в самом глубоком смысле этого слова. Он тот, кто не просто рассуждал о Боге, но знал Его и делился этим знанием, знанием Бога через Иисуса Христа, знанием Бога Отца, знанием, которое меняет всё естество человека и делает его Человеком с большой буквы, а значит – Богом.

Вот удивительное предназначение человека, которое было от начала времен. Уже при сотворении человек создан таким, чтобы стать по-настоящему Богом. Это его призвание.

Попытка стать Богом совершенно иным образом, минуя Бога Отца, отбрасывая тот путь, который открывает Христос, неминуемо приводит к краху. Как тогда, еще в начале времен, – к грехопадению, к потере связи с Богом и блужданиям в темноте этого мира. Но как и тогда, так и сейчас призвание не изменилось. Человек призван стать Богом. Ни много, ни мало!

Мы вновь и вновь это повторяем, и особенно остро звучат эти слова сейчас, когда мы празднуем Вознесение Христа, Вознесение Его во плоти, во плоти человеческой, во плоти, которая вознесена в Выси Небесные, туда, где обитает Сам Бог.

Это тот путь, который открывается для каждого человека, если он будет искать Бога Отца, если он будет искать Его в Иисусе Христе. Буквально через несколько дней настанет праздник Пятидесятницы, праздник схождения Святого Духа. И значит человек будет искать Бога Отца и во Святом Духе.

Сегодня еще о Святом Духе мы в Евангелии не слышали, потому что еще Он не открыт миру так, как откроется в Пятидесятницу.

Но мы-то с вами знаем, мы не в первый раз уже проходим этот годовой цикл, что без Святого Духа ничто в этом мире не сможет вырасти. Этот Дух действовал во Христе, этот Дух действует в Церкви.

Будем готовиться, будем ожидать, будем надеяться, что и для нас с вами эта встреча станет встречей животворной, той, которая опять на этом очередном годовом витке что-то изменит в нашей жизни. И мы сможем стать ближе Богу Отцу во Христе Иисусе, в Духе Святом.

Аминь!

Молитва Иисуса. Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/