Нельзя служить двум господам

 
 
 

Проповедь протоиерея Владимира Хулапа в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, Всех Санкт-Петербургских святых

22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;

23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне*.

25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;

29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них;

30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Мф. 6:22-33

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Церковь после Пятидесятницы в воскресные дни продолжает обсуждать тему святости. Если в первое воскресенье после Пятидесятницы мы празднуем «всех святых», затем еще через воскресенье ‒ «всех святых, в земле Руссийской просиявших», то сегодня ‒  память «местных святых», в том числе и святых Санкт-Петербургской митрополии. То есть всех тех, кто провел свою жизнь здесь, ходил по тем же улицам, молился в тех же храм, что и мы с вами.

И поэтому сегодняшнее чтение нам говорит как раз о том, что святость ‒ это выбор.

Выбор между Богом и какими-то идолами, которые предлагает нам окружающий мир со своими взглядами, ценностями, идеями, приоритетами и т. д. И самое провокационное, несколько раз повторяющееся в сегодняшнем Евангелии высказывание ‒ это призыв не заботиться. На первый взгляд, может показаться, что этот призыв никак не реализуем в нашей с вами обычной жизни ‒ жизни тех, кто живет в этом мире, кто имеет обязанности ‒ и профессиональные, и семейные. Мы не можем, действительно, не заботиться ни о том, во что нам одеться, ни о том, что нам нужно есть и т.д. Мы должны кормить наших детей, содержать наши семьи, помогать нашим близким, и поэтому эта заповедь может показаться очень радикальной, может быть, заповедью ‒ исключительно для монахов, для тех, кто действительно отрекается от всего, ни о чем не заботится…  Мы же читаем в житиях об этих сверхчеловеческих подвигах, которые могут нам показаться очень высокими, красивыми, но чрезвычайно далекими от нас.

Но вместе с тем, конечно, эти слова применимы к каждому из нас. Поскольку «не заботиться» не означает беззаботность в том смысле, что мы должны лечь на кровать, оставить все наши обязанности и сказать: «Господи, ну вот как пророка Илию кормил ворон, приносящий ему еду, точно так же и я буду лежать или сидеть, молиться, а Ты мне каким-то особым сверх-образом посылай с потолка хлеб. Пусть какой-нибудь курьер будет приезжать к дверям и каждый день мне чудесным образом приносить все, что мне нужно, из магазинов будут доставлять одежду, в которую я буду одеваться…» и т.д.

Речь идет совершенно о другом: речь идет о заботе как о чрезмерной сосредоточенности на себе самом. О том состоянии, когда, глядя на себя самих, на какие-то объективно существующие в нашей жизни проблемы, запросы, мы забываем о том, что это только часть перспективы, часть более широкого мира. И то решение, которое предлагает Христос в этом отрывке, ‒ посмотреть на других, посмотреть на красоту Божьего мира, посмотреть на птиц, посмотреть на цветы…  И понять, что на самом деле вся жизнь этого мира вращается не вокруг меня. Она вращается не вокруг каких-то моих запросов, моих проблем, моих невзгод. Всё намного сложнее, намного шире. И если мы открываем в нашей жизни эту более широкую перспективу, то и наши проблемы, наши заботы начинают приобретать совершенно другое измерение. И если каждый из нас посмотрит на свою прошедшую жизнь, то увидит, что и в моменты скорбей и забот Господь посылал людей в помощь нам, Господь посылал обстоятельства, Господь посылал поддержку, которая оказывалась действительно тем, что нам было нужно в этих конкретных моментах нашего человеческого бытия.

И действительно в этом случае меняется перспектива. Христос не говорит: «…бездействуйте», Христос не говорит: «…будьте в лености, расслабленности». Он говорит о поиске Царствия Небесного как о поиске такого вот целостного взгляда на мир. И, в конечном счете, о поиске святости, о которой вспоминает сегодня Церковь, и одновременно вот эти слова. Слова, которые показывают, что святость провокационна, она очень часто должна идти вопреки тому, что предлагает окружающий мир.

И если мы посмотрим на петербургских святых, то один из самых ярких примеров такой провокационности ‒  это святая блаженная Ксения Петербургская, которая ломает стереотипы, ломает взгляд окружающего общества. Святость ведет к тому, что человек чаще всего будет в меньшинстве ‒ и не только в окружающем мире. Нередко он может быть в таком одиночестве и в самой Церкви. Вспомним святого Иоанна Кронштадтского ‒ достаточно посмотреть, с каким непониманием (по крайней мере, в самый ранний период его пастерской деятельности) к нему относились и самые близкие его люди, и собратья-священники, и окружающий мир.

Святость ‒  это всегда личный выбор, который никто за нас делать не может. Наверное, самый яркий пример такого личного выбора, выбора, который сделан до конца, показали нам новомученики, в том числе и священномученик архимандрит Лев Егоров, который тесно связан с нашим храмом. Этот выбор ставит перед каждым очень важный вопрос: для чего я живу? Для чего я прожил свою жизнь? Что я Богу смогу принести, когда настанет последний час, настанет последняя минута, когда я окажусь на пороге встречи с Ним, на пороге полного изменения моего бытия из бытия временного уже в бытие вечное? Смогу ли я Богу принести хотя бы кусочек, хотя бы небольшую часть вот этой святости, Его святости, которую Он дарует через Евангелие, которое Он дарует через свою Божественную литургию? Святости, которую я попытался хотя бы немного усвоить в моей жизни и отдать ее окружающим людям?

Об этой святости нам напоминает, в том числе, и богослужение. Мы только что слышали, как священник во время Малого входа говорил: «Благословен вход святых твоих». В древности был момент входа всех людей в храм с улицы, то есть входили все ‒  бывшие грешники, будущие святые. Святые в силу крещения, святые в силу миропомазания даром Святого Духа, святые в силу Евхаристии, которой мы в меру наших человеческих сил стремимся причащаться…

И на Литургии же мы слышим другие слова, слова призыва, практически перед причащением: «Святая святым!» То есть Святыня Тела и Крови Христовой предлагается святым. А каждый из нас ‒ одновременно причастный святости и причастный греховности ‒ призывается к тому, чтобы приступить к Чаше. Стараясь, чтобы все то, что мы получим от Бога во время Божественной литургии, стало еще одной искоркой в нашем темном мире, еще одним угольком святости, который просветил бы и наше сердце, и всех тех, кто находится рядом с нами.

Аминь.

Текст подготовил Владислав Рахматулин

 

Нельзя служить двум господам. Проповедь протоиерея Владимира Хулапа


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/