О сказке и сказкотерапии

 
 
 

Продолжаем рассказывать о наших прихожанах

Предлагаем вам беседу Рима Шагапова и Елены Хабиной, которая состоялась в эфире «Радио Мария» в рамках авторской программы «Фонарный мост». Рим Шагапов — автор и ведущий на радио и бессменный фотограф Феодоровского собора, Елена Хабина — волонтер прямых трансляций, психолог и сказкотерапевт.

Р.Шагапов

Елена, расскажите, как вы пришли в храм и стали «столбовою» прихожанкой? Называю вас «столбовою», потому что у нас в Феодоровском соборе в нижнем храме есть два столба. Рядом с правым столбом, за Распятием, обычно сидите вы с компьютером, регулируя прямые трансляции богослужения.

Е.Хабина

Пришла я в храм на катехизацию в 2018 году после встречи с Татьяной Дмитриевной Зинкевич-Евстигнеевой, у которой прошла сначала курс сказкотерапии, а потом ещё один курс — «Воспитание здорового характера».

Когда началась пандемия, в Феодоровском соборе была создана медиагруппа, к которой я и присоединилась. Благодаря трансляциям, которые вела, полюбила храм еще больше, глубоко поняла, что такое Литургия.

Р.Шагапов

Профессор Евгений Викторович Жаринов считает, что миф и сказка онтологически похожи, потому что по-гречески [mýthos] mýthos, [έπος] épos и [λόγος] logos – три вида повествования. И «mýthos», по-нашему «сказка», это способ мышления, способ познания мира. Миф и сказка – это всё вокруг. Мы видим глазами, слышим ушами, но выражаем свое отношение к происходящему словами. Елена, что такое сказка для вас?

Е.Хабина

Согласна, для меня сказка ‒ это прежде всего «слово». В сказке самое главное ‒ найти «слово».

Когда я стала заниматься сказкотерапией, то стала внимательно искать и подбирать «слова», которыми хотела передать свое понимание и ощущение. Как только находится точное «слово», оно объясняет очень многие вещи ‒ суть объясняет.

Р.Шагапов

Сказкотерапия учитывает разные ипостаси сказок ‒ народные, авторские, христианские… В народных сказках много языческих персонажей: Кащей Бессмертный, Баба-Яга. А вот у Андерсена в «Снежной королеве» есть молитвы, которые, правда, в советском варианте издания были удалены.

Е.Хабина

По поводу христианской сказки я бы призадумалась… Скорее не «христианская» сказка, а христианский автор. По моему субъективному мнению, «христианской» сказки не существует.

Р.Шагапов

По мнению переводчицы Натальи Леонидовны Трауберг, христианской сказкой можно назвать ту сказку, даже не обязательно авторскую, в которой действие приводит к милосердию, к поступкам добра.

Е.Хабина

Это тогда не христианская сказка, а христианские принципы, христианский подход.

Р.Шагапов

Лично мне тема сказкотерапии очень интересна, потому что у нас двое внуков и мы сказки читаем постоянно. Как правильно читать сказки детям?

Е.Хабина

Свою трудовую деятельность я начинала воспитателем детского сада. После того как прошла курс сказкотерапии, стала специалистом-сказкотерапевтом и начала строить беседы со своими подопечными определенным образом.

Ведь какие сказки читают детям в детском саду? «Колобок», «Репка», «Маша и медведь». Как показывает мой опыт, взрослые не объясняют детям сказку, просто читают, а потом спрашивают: «Ну, что? Тебе понравилось?» Или: «А ты хорошо поступил или плохо?» Как правило, на такие вопросы дети дают ответы, которые от них ожидают.

На самом деле, с ребенком нужно обсудить, что он услышал и что понял в прочитанном. Как может охарактеризовать героя.

Например, сказка «Колобок». Она многослойная, ее можно читать и рассказывать и дошкольникам, и подросткам, и взрослым. Каждый в своем возрасте будет находить свои смыслы. Для вас, Рим, сказка «Колобок» о чём?

Р.Шагапов

Никогда не думал, что нужно сказки объяснять.

Е.Хабина

Не объяснять, а обсуждать ‒ кто, что услышал. У каждого свое восприятие. Когда ребенок рассказывает, что он услышал в сказке, можно диагностировать его характер, поведение, настроение и так далее.

Р.Шагапов

Интересно, я никогда не спрашиваю у своих внуков, кто им в сказке больше понравился.

Е.Хабина

Когда вы спрашиваете у ребенка, кто ему больше понравился, возникает понятие оценки. Речь идет не об этом. Смотрите, тот же «Колобок». Первый слой – описание того, как движется солнце по небу, какие по пути попадаются созвездия. Маленький человек может так познакомиться с картой звездного неба.

Для подростков — это урок о том, как правильно общаться друг с другом. Колобок в общении с разными героями использовал одну и ту же тактику, за что и поплатился: персонажи-то разные.

Р.Шагапов

Мы начали говорить про разные смыслы, поэтому я хотел вас спросить, что такое «сказочный код»? Есть такая версия, что сказки — это чипы с информацией, к которым нужны свои особенные коды доступа, свои «золотые ключики». Владея этим ключом, читатель открывает для себя невероятную информацию.

Имеет ли это отношение к такой общеизвестной дисциплине, как герменевтика — христианская герменевтика, герменевтика индуистская, иудейская герменевтика?

Например, комментаторы Торы говорят, что ее текст состоит из нескольких смысловых слоёв. Первый смысловой слой самый простой, буквальный, он называется «пшат (‏פְּשָׁט‏‎)» ‒ «простой». Второй ‒ «рéмез (‏רֶמֶז‏‎)» или «ремéз» ‒ переводится как «намёк», т.е. это смысл, извлекаемый с помощью намёков, которые содержатся в тексте. Третий смысловой слой самый глубинный ‒ «драш (‏דְּרַשׁ‏‎)», по-еврейски, собственно говоря, это и есть смысл. И есть ещё самый сокровенный смысл «сод (‏סוֹד‏‎)», т.е. тайна, таинство. Этот доступен только избранным.

Если человек слышит все эти смыслы, узнаёт себя, свои страсти, то он чувствует, что душа его вступает в некий резонанс, это её трогает.

Можно ли говорить о герменевтике применительно к сказкам? Сказки — это шифровки?

Е.Хабина

Конечно, можно. Сказки — это шифровки. Поэтому и возникают вопрос: с какого возраста детям читать сказки, какие сказки и как с ними об этом разговаривать. Например, о замечательной глубокой сказке Ганса Христиана Андерсена «Русалочка».

Р.Шагапов

Очень печальная.

Е.Хабина

Когда-то я тоже так думала, а на самом деле, если ребёнку читать её частями и объяснять, то можно донести до него важную информацию.

Русалочка — это не жертва, которая поплатилась за свои чувства. Она родилась не человеком, но захотела получить человеческую душу, захотела познать, что такое любовь. Именно ее душа и полюбила принца. И за свою душу и любовь Русалочка была готова отдать все. И ведь она получила награду ‒ изменила мерность.???

Надеюсь, у читателя остаётся понимание, что здесь дело не в том, что Русалка ужасную жизнь прожила и что-то потеряла. Она, наоборот, приобрела. Но по человеческим меркам была несчастлива.

Р.Шагапов

Мы уверены, что знаем, что имел в виду автор сказки «Русалочка» Андерсен?

Есть такая история. У Дарьи Донцовой отец был писателем, и она росла в окружении творческой интеллигенции.

Однажды в школе ей задали написать сочинение на тему «О чём думал Валентин Петрович Катаев, когда писал повесть «Белеет парус одинокий»? Донцова решила просто спросить у самого Катаева, поскольку он приходил к ним домой. Катаев ей рассказал, что он имел в виду, она написала сочинение и получила двойку. Учительница приписала в тетради: «Катаев совсем не об этом думал». Вот какая получилась трагедия.

Это я к тому, что, может быть, и Андерсен совсем не об этом думал, а просто рассказал печальную историю.

Елена, а вам кто рассказывал сказки в детстве?

Е.Хабина

Бабушка, да еще и на печке. Она мне рассказывала одну и ту же сказку — «Марья Моревна и Кощей Бессмертный», но в разных вариациях. Помню, мне нравилось, что Кощея победили и всё закончилось хорошо. Но, поскольку бабушка все время рассказывала по-разному, у меня каждый раз было ожидание, как же они на этот раз выкрутятся?

Р.Шагапов

А если ребёнок останавливает рассказчицу, бабушку или маму, и начинает сам рассказывать?

Е.Хабина

Прекрасно. Это говорит о том, что у человека богатая фантазия и есть желание что-то изменить. Это же хорошо, это как раз путь героя: герой всегда что-то меняет, ему кто-то или что-то при этом помогает.

Р.Шагапов

Кто обращается к вам за помощью? Какая аудитория у ваших сказкотерапевтических историй?

Е.Хабина

В основном, это женщины и дети. И сказкотерапевты тоже, в основном, женщины. Как только произносишь слово «сказка», сразу возникает образ чего-то легкомысленного, несерьезного. Мужчинам это, наверное, не очень нравится.

Текст подготовили Елена Косенкова и Татьяна Стрекопытова