По вере и прозревают. И немой заговорил

 
 
 

Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева в Неделю 7-ю по Пятидесятнице

1 Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!

2 Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!

3 Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.

4 И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.

5 А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.

6 Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.

7 И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.

8 А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.

9 И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях

(Мф. 9:27-35)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! С праздником, дорогие братья и сестры!

В сегодняшнем евангельском чтении мы видим два эпизода исцеления, и еще в конце сказано о том, что Иисус ходил и исцелял по разным селениям, по разным собраниям народ.

Два эпизода, на которые сегодня обращено внимание, ‒ слепцы и немой. И то, и другое ‒ это очень серьезные ограничения. И хотя с первым можно еще как-то общаться, потому что человек слепой все же общается с окружающими людьми, хотя и очень сильно ограничен в своих возможностях, не видя их и не воспринимая всю полноту мира, которую так привыкли видеть мы с вами – зрячие и слышащие. А вот с немым совсем тяжело: он не может говорить, и даже про него сказано, что в нем бес, хотя, наверное, тут имеется в виду просто, что он был немым человеком и мычал, как это делают немые люди. Но окружающие воспринимали это как что-то совсем неприятное, поэтому назвали «бесом». Впрочем, в то время всякую серьезную и непонятную болезнь связывали с действием духов, поэтому такое мнение понятно.

Итак, вот эти два эпизода. Три человека, которых исцеляет Господь. Первых в диалоге Он спрашивает: «Верите ли вы, что Я это могу сделать?» Надо сказать, что они уже с самого начала показывают свою веру, потому что называют Иисуса «сыном Давида». Понятно ведь, что Он буквально не «сын Давида», у Него есть другой отец по закону, и вообще Давид жил много веков раньше, так что в этом исповедовании уже признак того, что они говорят о Мессии. Для них этот человек не просто так, а из рода Давида, что не так уж и видно на первый взгляд, тем не менее они уже поверили в это. И потому вопрос Иисуса находит в них горячий отклик: «Конечно! Ей, Господи! Да, мы верим, что Ты можешь это сделать, только в Твоих силах это сделать, никто другой это сделать не может, потому что никто такого никогда и не делал».

И вот Иисус говорит им даже не об исцелении: «По вере будет вашей!» Так и происходит. И оба эти человека ‒ а это значит, что они оба имели крепкую веру ‒ выходят исцеленными.

С немым такого диалога произойти не может, поэтому Иисус ничего ему не говорит, а просто исцеляет.

И слепота, и немота, как я уже говорил, ‒ признаки нарушения общения. Так вот, Христос в этих эпизодах и во всех других ‒ исцеляет ли Он больного, слепого, хромого, прокаженного, или воскрешает умершего, как это тоже в некоторых эпизодах было, ‒ восстанавливает общение.

Господь восстанавливает связи между людьми, Он восстанавливает то Царство, о пришествии которого в силе и говорит Евангелие. Говорит Сам Христос Своим пребыванием, Своим вхождением в этот мир.

Он говорит, что восстанавливается то, к чему изначально призван человек. Человек призван к общению друг с другом, и с Богом, конечно, в первую очередь, потому что без общения с Богом мы теряем и общение друг с другом.

Царство Небесное, в которое входят силою Иисуса Христа, посреди вас есть, ‒ говорит Он. Оно теперь здесь, оно в тех людях, которые поверили, а не тех, которые просто исцелились.

К сожалению, как мы слышим, эти два слепых, несмотря на то что Христос строго им наказывает не говорить об исцелении, выходят и тут же все рассказывают. Почему мы такие? Трудно сказать. Почему нам нужно похвастаться тем, что нам досталось что-то сверху? Даже и не тем, что мы каким-то трудом заработали, а может быть, об этом даже и меньше мы бы хвастались. А вот тем, что на нас свалилось как чудо, как какой-то удивительный знак Божией благодати, нам очень хочется похвастаться. И мы порой это профанируем, обесцениваем смысл этого и, наверное, теряем ту силу, которой делится Господь. Ведь, как я уже сказал, всякое исцеление ‒ это проявление силы Божией. Проявление Его любви и присутствия в этом мире. Притом, что Иисус все это совершает в Своей человеческой природе.

Не будем лишь божественной природе Его присваивать эти чудеса. Почему это важно? Потому что Он таким образом делится. Божественной природой Он не может поделиться просто так, а вот божественным присутствием в человеке Он поделиться может. Он делится Своей силой с каждым из нас. Он призывает нас принять это, сделать своим, идти в мире и этой силой дерзать стяжать Царствие Божие.

Силой Любви, силой милующего сердца, силой прощения, силой терпения противостойте злу этого мира. Ведь Царство Небесное ‒ это то, что противостоит противоположному состоянию: тлену, распаду, хаосу.

Всему тому, что несет в этот мир зло, смерть, болезни, немощи и так далее.

Христос исцеляет немощи, Он исцеляет болезни. Он, безусловно, не может исцелить всех. Даже там, в Израиле, когда Он ходил по земле ногами, физически перемещаясь, заходя в города, Он не мог всех исцелить. Кого-то по неверию, кого-то просто по невозможности присутствовать везде в то время.

Но Он говорит, уходя из этого мира: «Я с вами во все дни до скончания века».

Он с нами, потому что присутствует среди верующих в Него людей. Духом Святым присутствует посреди нас, вот здесь, о чем мы несколько мгновений спустя будем исповедовать друг другу, говоря: «Христос посреди нас!»

Именно это дает нам возможность совершать Литургию, благодарить Господа за Его присутствие, за Его милость. Именно это делает нас христианами.

Так пойдем в этот мир, выйдем после Литургии не для того, чтобы похвастаться, как нам хорошо, какую благодать мы тут обрели, а для того, чтобы поделиться той силой, которую дает каждому из нас Господь.

Аминь!

Текст подготовила Татьяна Стрекопытова

По вере и прозревают. И немой заговорил. Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева


Благодарим за внимание!
Благодарим за молитву!
Благодарим за поддержку!
Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/