Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева в Неделю 7-ю по Пятидесятнице
1 Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов!
2 Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи!
3 Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам.
4 И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал.
5 А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той.
6 Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого.
7 И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ, удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле.
8 А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского.
9 И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях
(Мф. 9:27-35)
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! С праздником, дорогие братья и сестры!
В сегодняшнем евангельском чтении мы видим два эпизода исцеления, и еще в конце сказано о том, что Иисус ходил и исцелял по разным селениям, по разным собраниям народ.
Два эпизода, на которые сегодня обращено внимание, ‒ слепцы и немой. И то, и другое ‒ это очень серьезные ограничения. И хотя с первым можно еще как-то общаться, потому что человек слепой все же общается с окружающими людьми, хотя и очень сильно ограничен в своих возможностях, не видя их и не воспринимая всю полноту мира, которую так привыкли видеть мы с вами – зрячие и слышащие. А вот с немым совсем тяжело: он не может говорить, и даже про него сказано, что в нем бес, хотя, наверное, тут имеется в виду просто, что он был немым человеком и мычал, как это делают немые люди. Но окружающие воспринимали это как что-то совсем неприятное, поэтому назвали «бесом». Впрочем, в то время всякую серьезную и непонятную болезнь связывали с действием духов, поэтому такое мнение понятно.
Итак, вот эти два эпизода. Три человека, которых исцеляет Господь. Первых в диалоге Он спрашивает: «Верите ли вы, что Я это могу сделать?» Надо сказать, что они уже с самого начала показывают свою веру, потому что называют Иисуса «сыном Давида». Понятно ведь, что Он буквально не «сын Давида», у Него есть другой отец по закону, и вообще Давид жил много веков раньше, так что в этом исповедовании уже признак того, что они говорят о Мессии. Для них этот человек не просто так, а из рода Давида, что не так уж и видно на первый взгляд, тем не менее они уже поверили в это. И потому вопрос Иисуса находит в них горячий отклик: «Конечно! Ей, Господи! Да, мы верим, что Ты можешь это сделать, только в Твоих силах это сделать, никто другой это сделать не может, потому что никто такого никогда и не делал».
И вот Иисус говорит им даже не об исцелении: «По вере будет вашей!» Так и происходит. И оба эти человека ‒ а это значит, что они оба имели крепкую веру ‒ выходят исцеленными.
С немым такого диалога произойти не может, поэтому Иисус ничего ему не говорит, а просто исцеляет.
И слепота, и немота, как я уже говорил, ‒ признаки нарушения общения. Так вот, Христос в этих эпизодах и во всех других ‒ исцеляет ли Он больного, слепого, хромого, прокаженного, или воскрешает умершего, как это тоже в некоторых эпизодах было, ‒ восстанавливает общение.
Господь восстанавливает связи между людьми, Он восстанавливает то Царство, о пришествии которого в силе и говорит Евангелие. Говорит Сам Христос Своим пребыванием, Своим вхождением в этот мир.
Он говорит, что восстанавливается то, к чему изначально призван человек. Человек призван к общению друг с другом, и с Богом, конечно, в первую очередь, потому что без общения с Богом мы теряем и общение друг с другом.
Царство Небесное, в которое входят силою Иисуса Христа, посреди вас есть, ‒ говорит Он. Оно теперь здесь, оно в тех людях, которые поверили, а не тех, которые просто исцелились.
К сожалению, как мы слышим, эти два слепых, несмотря на то что Христос строго им наказывает не говорить об исцелении, выходят и тут же все рассказывают. Почему мы такие? Трудно сказать. Почему нам нужно похвастаться тем, что нам досталось что-то сверху? Даже и не тем, что мы каким-то трудом заработали, а может быть, об этом даже и меньше мы бы хвастались. А вот тем, что на нас свалилось как чудо, как какой-то удивительный знак Божией благодати, нам очень хочется похвастаться. И мы порой это профанируем, обесцениваем смысл этого и, наверное, теряем ту силу, которой делится Господь. Ведь, как я уже сказал, всякое исцеление ‒ это проявление силы Божией. Проявление Его любви и присутствия в этом мире. Притом, что Иисус все это совершает в Своей человеческой природе.
Не будем лишь божественной природе Его присваивать эти чудеса. Почему это важно? Потому что Он таким образом делится. Божественной природой Он не может поделиться просто так, а вот божественным присутствием в человеке Он поделиться может. Он делится Своей силой с каждым из нас. Он призывает нас принять это, сделать своим, идти в мире и этой силой дерзать стяжать Царствие Божие.
Силой Любви, силой милующего сердца, силой прощения, силой терпения противостойте злу этого мира. Ведь Царство Небесное ‒ это то, что противостоит противоположному состоянию: тлену, распаду, хаосу.
Всему тому, что несет в этот мир зло, смерть, болезни, немощи и так далее.
Христос исцеляет немощи, Он исцеляет болезни. Он, безусловно, не может исцелить всех. Даже там, в Израиле, когда Он ходил по земле ногами, физически перемещаясь, заходя в города, Он не мог всех исцелить. Кого-то по неверию, кого-то просто по невозможности присутствовать везде в то время.
Но Он говорит, уходя из этого мира: «Я с вами во все дни до скончания века».
Он с нами, потому что присутствует среди верующих в Него людей. Духом Святым присутствует посреди нас, вот здесь, о чем мы несколько мгновений спустя будем исповедовать друг другу, говоря: «Христос посреди нас!»
Именно это дает нам возможность совершать Литургию, благодарить Господа за Его присутствие, за Его милость. Именно это делает нас христианами.
Так пойдем в этот мир, выйдем после Литургии не для того, чтобы похвастаться, как нам хорошо, какую благодать мы тут обрели, а для того, чтобы поделиться той силой, которую дает каждому из нас Господь.
Аминь!
Текст подготовила Татьяна Стрекопытова
Благодарим за внимание!
Благодарим за молитву!
Благодарим за поддержку!
Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/