Не смотреть на людей как на вещи

 
 
 

Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко в Неделю 11-ю по Пятидесятнице.

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;

24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;

25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;

26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен.

29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.

30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя?

34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

35 Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Мф.18:23-35

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Сегодняшняя притча в Евангелии от Матфея завершает цикл наставлений о том, как можно построить общинную жизнь ‒ то есть жизнь в семье, жизнь с соседями, с теми, кто тебя окружает. При этом всегда самое важное и трудное говорится в конце.

В этой истории мы слышим мотивы, которые являются главными во всем Евангелии: отличие проповеди Иисуса Христа о том, в чем состоит Царство Небесное, от проповеди ветхозаветных пророков, от проповеди Иоанна Крестителя состоит в том, что Царство Божие наступает в тот момент, когда люди друг другу прощают долги и обиды. И поэтому в Евангелии Царство Божие проповедуется как начало юбилейного года, года освобождения, примирения и каких-то совершенно новых условий существования людей.

Там, где такое пребывает, возможно будущее. И наоборот, чаще всего мы имеем дело с отношениями, которые заканчиваются трагически. Отношения разрушаются, люди расстаются друг с другом, нанося обиды. Прощение ‒ это самое главное, что нужно понять, и самое трудное для того, чтобы принять и воплотить в своей жизни.

Первое, что помогает нам войти в эту перспективу, конечно, ‒ астрономические цифры, которые присутствуют в этой притче. Десять тысяч талантов эквивалентны нескольким миллиардам наших рублей, это просто гигантская сумма, которая сразу выбивает почву из-под ног того, кто хочет читать буквально и кто вообще к жизни и к людям относится буквалистски. Десять тысяч талантов ‒ сумма, которую задолжал человек. Каким образом можно задолжать такую сумму и куда ее можно потратить? Никто ответить на этот вопрос не может. Христос специально увеличивает масштаб, для того чтобы отучить нас от привычки сводить счеты. Мы хорошо себе представляем, что рано или поздно в какие-то моменты у людей возникают желания сводить счеты. Даже влюбленные начинают иногда мелочиться, выяснять отношения и как-то сводить счеты.

Но в Библии понятия «долг», «должник» используются для изображения греха. Человек, который совершает грех против Бога или против ближнего, очень похож на того, кто задолжал какую-то сумму денег и не желает их вернуть. И потом в какой-то момент он может оказаться либо банкротом, либо может быть за это наказан. Наказание как будто неминуемо, но Христос приглашает войти нас в совершенно другую перспективу отношений, в другое представление о жизни. Арифметика в жизни не работает, она хороша для бухгалтерии, но жизнь стоит совершенно на других основах, о чем мы очень часто забываем. И это первая вещь, которую Христос хочет напомнить своим ученикам, чтобы привести их в чувство.

Другая вещь, совершенно непостижимая, ‒ это пропорции. Десять тысяч талантов и несколько динариев ‒ это пропорция 1 к 600 000. Сложно представить, каким же нужно быть человеком, если ты вдруг получаешь такое богатство, считай, что тебе его подарили, но в этот момент ты становишься таким мелочным, что сводишь счеты со своим ближним. Причем этот таинственный персонаж в притче является главным, потому что в этих двух сценках, которые следуют друг за другом, вокруг него вращается даже персонаж-господин. Когда на сцену выходит тот человек, которому простили, он оказывается таким малодушным, тщеславным, тщедушным, то хозяин, который до этого нам открывается как господин бесконечно милосердный, вдруг тоже становится бесконечно жестоким. Фактически евангелист приглашает каждого из нас войти в положение такого человека, для того чтобы дать нам какую-то прививку, противоядие от мелочности и желания упрощать отношения друг с другом.

В современной психологии, в коучинге популярен слоган «ты никому ничего не должен». Как только ты повторяешь эту мантру для себя, повторяешь ее с другими, кажется, что все твои проблемы решены. Просто нужно понять, что «ты никому ничего не должен». Прекрасный ход мысли, но дешевый и ведет в тупик, потому что не снимает проблему.

Действительно, не нужно строить отношения в категории «кто-то кому-то что-то должен». Христос предлагает строить отношения в категориях «дар» и «благодарность». Тогда это приводит к умножению благодати, а это совершенно другая математика, это не арифметика мелочности. Что мы друг другу должны? Все-таки Христос говорит о том, что мы можем друг с другом обмениваться, но чем? Современный мир, как и любые другие эпохи, предпочитает обмениваться деньгами, потому что это освобождает от очень многих посторонних вещей. Ты можешь оплатить себе гостиницу в городе‒  и поэтому ты не нуждаешься ни в чьем гостеприимстве, ты свободен, другие тоже все свободны. Но рано или поздно такой мир тоже обесчеловечивается. Люди могут обмениваться друг с другом тем, что у них есть: чувствами, восприятием жизни, верностью ‒ замечательными качествами, которые невозможно оценить ни в каких категориях золота. Именно эти сокровища мы получаем от Бога, от родителей, от тех, кто нас любил, кто в нас вкладывал свою душу. И это то богатство, которое не попадает в категории арифметики, но от этого не перестает быть менее реальным и может быть самым важным в нашей жизни. Вот к какому обмену призывает нас Бог!

Другая вещь, которая шокирует, ‒ это господин, который с такой беспощадной жестокостью выносит приговор провинившемуся. Дело в том, что Бог смотрит на нас теми глазами, какими мы смотрим на ближнего. И если мы смотрим глазами страсти, глазами гнева, когда в нас все пылает и мы готовы другого убить, каким мы видим Бога в такой момент? Конечно, мы представляем его как грозного судью, потому что Он такой же, как и мы, только в большей степени. Тот, кто способен смотреть на людей с благодарностью, с добротой, со снисходительностью, нежностью, видит Бога совершенно другим.

Каким мы видим ближнего, таким потом мы себе представляем и Бога. Поэтому многие говорят: «Прекратите очеловечивать Бога, Бог все-таки не человек, это совершенно другое». Но часто Он становится карикатурой в воображении жестоких людей.

Но есть и другой подход – не нужно Бога и обесчеловечивать, не наделяя его ни жестокостью, ни слащавой сентиментальностью. Мудрость притч приглашает нас встать в положение человека, который проходит через испытание и потом сгорает в огне. Это грозное предупреждение. Если мы строим вокруг себя мир, где все друг с другом сводят счеты, где можно легко вымещать на ближних гнев и худшее, что в тебе есть, ‒ то  этот мир не имеет будущего, он сгорит в огне.

Евангелие ‒ это благая весть для тех, кто чист сердцем, потому что он узрит Бога. Это благая весть для кротких, потому что когда все надменные, властолюбивые, ненасытные люди сгорят в пылу своих страстей, то землю унаследуют кроткие и нищие духом.

Аминь.

Текст подготовил Владислав Рахматулин

 


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/