Любовь к врагам

 
 
 

Проповедь студента СПбДА Романа Старикова в Неделю 16-ю по Пятидесятнице

Феодоровский собор тесно сотрудничает с Санкт-Петербургской духовной академией, и нередко проповедь на ранней Литургии произносит студент.

Представляем проповедь студента 3-го курса бакалавриата СПбДА Романа Старикова. 13.10.2024, нижний храм Феодоровского собора.

Сказал Господь: как хотите, чтобы с вами поступали люди,
так и вы поступайте с ними.
И если любите любящих вас,
Какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
И если делаете добро тем, которые вам делают добро,
Какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно,
Какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
Но вы любите врагов ваших,
и благотворите,
и взаймы давайте, не ожидая ничего;
и будет вам награда великая,
и будете сынами Всевышнего;
ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

Лк. 6, 31-36

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сёстры! В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали, как Господь учит народ, а вместе с ним и нас с вами тому, какое отношение к людям Он хотел бы видеть у Своих верных учеников.

Удивительно, что Господь определяет меру любви грешного человека так: любить тех, кто благотворит тебе и любит тебя. Мера же любви истинного ученика Христова — любить врагов, начиная от тех людей, которые доставляют нам внешний или внутренний дискомфорт, и заканчивая теми, кто причиняет опасность и вред нашей жизни.

Обратив внимание на состояние своего сердца, вряд ли кто-то из нас с уверенностью может сказать, что достиг меры любви даже грешного человека. Часто мы не способны ответить ни добрым делом, ни словом тем людям, которых нам, по слову Господа, естественно любить.

Что же делать? Отвергнуть заповедь Христа о любви к врагам? Но это то же самое, что отвергнуть само христианство. Со смирением ли сказать Господу о том, что заповедь о любви к врагам – не наша мера? Так ответить мы тоже не можем, так как Господь дал нам эту заповедь, зная, что она полезна и что её можно исполнить.

Каждую возможность проявить любовь к неприятелю мы можем принять как урок, а лучше сказать – как тренировку по расширению нашего сердца, данную Самим Господом. Тут христианина можно сравнить со спортсменом, который после поднятия рекордной для него тяжести уже не чувствует препятствия в том, чтобы осилить тяжесть меньшую, прежде вызывающую у него затруднение. Христианин же, проявляя усердие полюбить своего врага, со временем и с Божией помощью расширит свое сердце и уже без труда будет вмещать тех, кого ему любить свойственно, по слову Господа.

Так мы исполним меру любви грешного человека. Но как же нам приступить к мере совершенных? Как нам полюбить врага, когда только при одном виде нашего неприятеля или даже только при звучании его имени в нашем сердце, подобно извергающемуся вулкану, брызжут злые помышления и чувства неприязни, злобы, осуждения, зависти и даже ненависти? В таком состоянии, даже если и захотим сделать доброе дело по отношению к неприятелю, то и оно, заражённое ядом злобы, будет отстоять от любви. Так как же нам полюбить врагов? С какой стороны приступить к этому деланию?

Когда мы не можем справиться со сложной задачей, то обращаемся к тем, кто старше и мудрее нас. И слава Богу, что в Церкви есть огромная сокровищница таких помощников в лице святых, уже прошедших жизненный путь.

Вспомним преподобного Силуана Афонского, который писал, что его покидала благодать Святого Духа только за один недобрый взгляд на человека. Мы видим невероятную чуткость этого святого человека, которую он проявлял по отношению к другим. Эту чуткость в отношении к ближним ученик преподобного Силуана схиархимандрит Софроний (Сахаров) назовёт «аристократизмом духа» за нравственную красоту.

Старец Софроний, являясь настоятелем монастыря в Англии, где жили монахи разных национальностей, конечно, много думал о единстве. И он говорил, что враг рода человеческого начинает раскол в его монастыре с того момента, когда человек, сидя в своей келье один, принимает злую мысль против брата. Так в деле любви старец Софроний видел важную роль состояния ума.

Архимандрит Фаддей Витовницкий, сербский подвижник ХХ века, развивая идею о состоянии человеческого ума, учит, что человек – это мысленный аппарат, имеющий невероятную силу-энергию, которая может своими мыслями влиять как на душу самого человека, носителя этих мыслей, так и на души других людей, к которым эти мысли направлены. Но беда в том, что после грехопадения ум человека повредился и стал открыт, помимо общения с Богом – абсолютным добром, для общения со злой силой – с падшими духами, которые влагают в человеческий ум злые мысли, направленные, в том числе, и против другого человека.

Вот так человек ведёт войну, мысленную войну против других. В результате этой войны разрушаются человеческие отношения: заканчивается дружба, распадается брак, раскалываются такие малые группы, как приход, раскалывается на части и государство, и Церковь. Так воюет сам в себе весь мир.

Отец Фаддей говорит: чтобы остановить эту войну, необходимо настоящее покаяние – метанойя, перемена ума. То есть перемена злых мыслей-проклятий, направленных против брата, на мысли благословения и молитвы за каждого человека и врагов.

Так потрудимся, дорогие братья и сёстры, быть более внимательными к состоянию нашего ума, чтобы хотя бы отчасти стяжать такое сердце, как у Того, Кто мог молиться за своих врагов-распинателей с Креста: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят!»

Аминь.