13 ноября — день поминовения новомучеников и исповедников Санкт-Петербургской митрополии
Преподобномученик архимандрит Лев (Егоров) — одна из важнейших фигур в истории Феодоровского собора. Однако не все знают, что перед монашеским постригом он успел получить светское образование в столичном университете Российской империи. Историк Никита Гольцов, преподаватель религиозно-просветительских курсов Феодоровского собора, заглянул в студенческое дело новомученика и нашел в нем не известные ранее юношеские фотографии святого. Вашему вниманию — небольшая заметка о студенческих годах отца Льва.
Преподобномученик архимандрит Лев (Егоров) — последний настоятель Феодоровского собора перед его закрытием в 1932 г. — получил широкую известность не только как талантливый администратор, стоявший у истоков создания Александро-Невского братства и во многом направлявший его работу, но и как высокообразованный пастырь.
Церковный историк А.Э. Краснов-Левитин, на которого архимандрит Лев произвел в юности особое впечатление, вспоминал о нем как об одном из «лучших представителей петербургского учебного монашества» [1]. «Он удивительно соединял исконную православную традицию с широкой культурой и тонким интеллектом» [2], — отмечал мемуарист. Эти качества отца Льва находили применение в преподавании им русской литературы в богословско-пастырском училище, а также в обширной религиозно-просветительской и пастырской деятельности [3]. Как вспоминала одна из братчиц, отец Лев учил своих духовных детей «сочетать культурную жизнь с верностью христианству», видя в этом важное миссионерское значение [4].
Истоки широкой образованности архимандрита Льва (Егорова) следует искать в его ранней биографии. В 1911 г. Леонид Михайлович Егоров (так звали отца Льва до монашеского пострига) после окончания Рождественского четырехклассного городского училища и успешного прохождения испытаний в 8-й петербургской гимназии, был принят на историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. Окончил университет будущий святой в 1915 г. [5].
Есть все основания полагать, что обстановка, царившая в столичном университете — крупнейшем культурном, научном и образовательном центре Российской империи, — оказала влияние не только на интеллектуальное, но и на духовное развитие Леонида Егорова. Отчасти предопределив его дальнейшее служение Церкви.
Один из выпускников университета вспоминал: «Как и русская наука вообще, Петербургский университет переживал накануне первой европейской войны и революции эпоху своего расцвета. Это касается, прежде всего, его ученой продукции и уровня академического преподавания».
В этот же период, по его справедливому наблюдению, ряд известных представителей профессорско-преподавательской корпорации университета и их ученики проделывали «путь от позитивизма к Церкви», а «религиозные темы все чаще и чаще мелькали в обозрении преподавания». «На историко-филологическом факультете Петербургского университета дней моей юности, — заключал автор воспоминаний, — печать религии, смею сказать, христианства, лежала и на светских течениях научной мысли, поскольку они отрывались от старого и обреченного позитивизма» [7].
Эти строки принадлежат епископу Кассиана (Безобразову) — известному библеисту и автору одного из наиболее удачных (по мнению ряда специалистов) переводов Нового Завета на русский язык, учившемуся на историко-филологическом факультете одновременно с Леонидом Егоровым, но на курс старше его [8].
В 1915 г., сразу по окончании университета, будущий святой поступил в Петроградскую духовную академию и в конце того же года, приняв монашеский постриг с именем Лев, был рукоположен во диакона, а затем иерея. Однако в октябре 1918 г. молодой иеромонах и студент третьего курса духовной академии вновь оказался в стенах своей светской альма-матер — вероятно, неожиданно для самого себя.
Подобный виток в жизни отца Льва мог быть вызван стремлением получить отсрочку от призыва в Красную армию. По крайней мере, именно это заставило поступить в университет другого лаврского иеромонаха — Николая (Ярушевича), будущего митрополита Крутицкого и Коломенского, первого председателя Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата [10].
Прошение иеромонаха Льва принять его в число студентов исторического отделения историко-филологического факультета заканчивалось словами: «P.S. Опоздал с подачей прошения, т.к. ждал открытия религиозно-философского факультета» [11]. Эта приписка — историческое свидетельство о попытке плеяды профессоров светской и духовной школ спасти академию путем ее слияния с университетом в качестве одного из его факультетов. Увы, эта попытка встретила сопротивление властей и окончилась неудачей [12]. Характерно, что прошение отца Льва было подписано не светским, а монашеским именем: «иеромонах Лев» [13]. Студентом университета он числился по меньшей мере до 1919 г. [14].
Так, причудливым образом, на одном листе одного архивного дела одного и того же студента Петербургского университета оказались две столь разные фотографии: мещанина Леонида Егорова и иеромонаха Льва.
Н.В. Гольцов
Примечания:
[1]. Краснов-Левитин А.Э. Лихие годы: 1925-1941. Воспоминания. Париж, 1977. С. 206.
[2]. Там же.
[3]. См. подробнее: Сорокин А., прот. Александро-Невское братство. 1918-1932 годы // Сборник материалов конференции «300 лет Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры» / под ред. М.В. Шкаровского. СПб., 2013. С. 97-104; Шкаровский М.В. Лев (Егоров) // Православная энциклопедия. М., 2015. Т. 40. С. 214-217.
[4]. См. об этом: Шкаровский М.В. Нелегальная деятельность Александро-Невского братства в 1925-1932 гг. // Христианское чтение. 2020. № 2. С. 197-198.
[5]. ЦГА СПб. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 1224. Л. 1, 2, 7.
[6]. Там же. Л. 1 а об.; Гольцов Н.В., Ростовцев Е.А. Архимандрит Лев (Егоров Леонид Михайлович) // Биографика СПбГУ: [электронный ресурс]. URL: https://bioslovhist.spbu.ru/alumni/4710-arhimandrit-lev-egorov-leonid-mihajlovic.html?ysclid=m1z51476l3802446037 (дата обращения: 7.10.2024).
[7]. Кассиан (Безобразов), еп. Родословие духа (Памяти Константина Васильевича Мочульского) // Православная мысль. Труды Православного Богословского института в Париже. 1949. Вып. VII. С. 7-16.
[8]. Кривоноженко А.Ф., Гольцов Н.В., Ростовцев Е.А. Епископ Кассиан (Безобразов Сергей Сергеевич) // Биографика СПбГУ: [электронный ресурс]. URL: https://bioslovhist.spbu.ru/person/16-bezobrazov-yepiskop-kassian-sergey-sergeyevich.html?ysclid=m1z51rl9iu608064938 (дата обращения: 7.10.2024).
[9]. ЦГА СПб. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 1224 Л. 1 а об.
[10]. Сурков С.А. Митрополит Николай (Ярушевич) М.: Издание Общества любителей церковной истории, 2012. С. 39.
[11]. ЦГА СПб. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 1224. Л. 54.
[12]. См. об этом: Карпук Д.А. «Стражи академического святилища». Петроградская духовная академия в 1918 году // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2019. № 1 (3). С. 121-136; Богданова Т.А., Клементьев А.К. Н.Н. Глубоковский и неудавшаяся попытка объединения в 1918 году Петроградской Духовной академии и Петроградского университета // Санкт-Петербургский университет. 2004. № 7 (3663). С. 42-45; Богданова Т.А. Н.Н. Глубоковский. Судьба христианского ученого. М.; СПб., 2010. С. 622-628.
[13]. ЦГА СПб. Ф. Р-7240. Оп. 2. Д. 1224. Л. 54.
[14]. Там же. Л. 49-50.
[15]. Там же. Л. 1 а об.