Представлена книга Александра Храмова «Обезьяна и Адам»

 
 
 

Книгу представил автор — старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН Александр Храмов.

Презентация книги «Обезьяна и Адам. Может ли христианин быть эволюционистом?», вышедшей в издательстве «Никея», состоялась 29 мая в духовно-просветительском центре Феодоровского собора.

Приобрести книгу можно в книжной лавке Феодоровского собора. 

Автор предлагает ответы на популярные вопросы о сотворении мира:

  • насколько буквально нужно понимать библейский Шестоднев,
  • сколько теорий о сотворении Вселенной объединяют науку и религию,
  • а главное — как совместить написанное в Библии с фактами, полученными научным путем.

Во вступительном слове клирик собора иерей Алексий Волчков признался, что проявляет интерес к антропологии и антропогенезу, и тема, поднятая в книге, актуальна для верующих.

«Для меня тема сопоставления науки и веры крайне острая, в ней есть почва для размышлений и рассуждений, — сказал отец Алексий. — Мы, верующие, неоднократно читали Книгу Бытия и знаем, «как все появилось». Древние авторы нам обо всем рассказали, все по дням расписано. В книге Бытия рассказывается о том, откуда появляется зло на земле и в чем оно выражается: болезни, смерть, вражда живых существ и так далее. А затем мы включаем научные каналы или берем в руки учебник — и узнаем о чем-то противоположном, об научной картине мироздания: зло, агрессия, смерть и вражда присутствовали на земле всегда, задолго до появления человека. В сознании образованного верующего происходит борьба двух этих повествований».

В книге рассматриваются теоретические модели, созданные с намерением примирить христианское мировоззрение и эволюцию.

Автор рассказал, что первую из рассмотренных в книге теорий принято называть «теистическим эволюционизмом». Он присущ западному богословию и возник во времена блаженного Августина. Эта точка зрения рассматривает шесть дней творения просто как некие этапы развития, а не буквально как шесть дней; грехопадение негативно повлияло лишь на духовную составляющую человека, но не на его физиологию. В этой теории присутствует попытка «вписать» библейское повествование в научное представление об эволюционном процессе. Основным недостатком этого подхода является то, что догматические представления о первородном грехе, а также об искуплении человечества Христом сложно примирить с этой концепцией.

Вторая рассмотренная теория — так называемый альтеризм, от слова «alter» — «иной, другой». Этой теории придерживались многие отцы Восточной Церкви — святитель Григорий Богослов, преподобный Максим Исповедник. Приверженцами альтеризма также считаются Карл Барт и наши соотечественники: епископ Василий (Родзянко), Николай Бердяев, Евгений Трубецкой. Согласно этой теории, грехопадение стало отправной точкой в создании нового «иного» мира.

Альтеризм определяет райского человека как ангела, который не нуждается в пище, не имеет физических желаний, не чувствует страха, злобы и агрессии, не умирает. Грехопадение меняет мир, а фактически создает новый: в изначально присутствует смерть, а вместе с ней страх, голод и желания. Человек становится падшим и уподобляется зверю. В этот момент, как подчеркнул Александр Храмов, начинается эволюционный процесс на земле, то есть библейский мир до грехопадения — это утраченный рай.

Альтеризм в большей степени соответствует христианскому мировоззрению.

«У альтеристического подхода также есть ряд проблем. Одна из них — соотношение двух состояний тварного мира, до и после грехопадения. Одни утверждают, что после грехопадения первозданный мир разрушился, и на его месте возникла современная вселенная, другие — что мир первозданного состояния не исчез, а перестал быть доступен современному человеку, продолжая существовать параллельно, как бы в другом измерении. Христианское учение не дает четких ответов на вопросы науки и нельзя ставить веру в один ряд с научными теориями», — сказал автор.

Он ответил на вопросы. В обсуждении участвовали приглашенные эксперты:

  • д.б.н. Алексей Александрович Сазанов (компания «Мультиген»)
  • д.б.н. Сергей Глебович Медведев (Зоологический институт РАН)
  • к.ф.-м.н. Роман Андреевич Попков (Горный университет)
  • к.ф.-м.н. Владимир Борисович Кирьянов

ИА «Вода живая»,
Текст: Ангелина Бунева
Фото: Марину Куракина
29.05.19