Исцеление расслабленного у купальни Вифезда

Исцеление расслабленного у купальни Вифезда

…После сего был праздник иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды.
Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду; и кто первый входил в нее по возумущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
Тут был человек находившийся в болезни тридцать восемь лет.
Иисус увидел его лежащего и узнал, что он лежит уже долгое время, говорит ему: Хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею никого, чтобы опустил меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
Иисус же сказал ему, » Встань, бери постель свою и ходи. »
И он тот час выздоровел и взял постель свою, и пошел.»
Ин. 5, 1-9

В череде воскресных евангельских чтений мы дважды становимся свидетелями того, как Иисус исцеляет парализованного человека: сегодня, в четвертое воскресение по Пасхе и в дни Великого Поста. Эти два чуда, о которых нам по-разному рассказывают евангелисты Иоанн и Марк, хорошо известны всем. Каждое из них потрясает наше воображение.  Действие одного из них происходит у купальни Вифезда, которая находилась с северной стороны Иерусалимского храма, где сегодня возвышается церковь св. Анны. Другой рассказ впечатляет тем,  что больной проникает в дом не через дверь, а через отверстие, проделанное в кровле. Нужно только представить себе нечто подобное!

Самое интересное в обоих рассказах не чудо само по себе, а споры, которые разгораются вокруг личности Иисуса, Его учения и власти, дарованной Ему. Он не только способен исцелять недуги, Ему дана власть отпускать грехи. Именно это более всего вызывает негодование недругов Иисуса.

Господь восходит в Иерусалим по случаю одного из великих праздников. Предание Церкви связывает это паломничество с приближающимся праздником Пятидесятницы. В субботний день Иисус оказывается в купальне Вифезда у северных ворот Храма. Эта купальня служила для омовения жертвенных агнцев и овечек, которые затем поднимались на воскрылия Храма для принесения в жертву. «Вифезда» означает «Дом Благодати» (Бэйт Хэсда). В названии «овечий источник» у «овечих ворот» святые отцы усматривали указание на то, что  Иисус и есть «дверь овцам» (Ин. 10, 7).

Пять колон – намек на пять книг Ветхозаветного Закона, Пятикнижие Моисея, которое не может вернуть этого несчастного к жизни. Говорится, что он одержим недугом 38 лет –намек на 38 лет скитаний народа в пустыне (ср. Вт. 2, 14).

В 1888 году археологи обнаружили на этом месте остатки терм, посвященных эллинистическому божеству Серапису. В подвале этого языческого святилища располагалась усыпальница, северная стена которой состояла из пяти отделений, имитировавших арки. На этой стене сохранились остатки от фресок, изображавших ангела, играющего в воде. Лестничный марш спускался к бассейну с пятью портиками  прямо под имитациями арок в усыпальнице.

Итак, Иисус оказывается на месте, где обычно было множество недужных: слепых, хромых, парализованных… Он обращает внимание только на одного из всех и подходит к нему с вопросом: «Ты хочешь исцелиться?»

Вопрос обращен к воле этого человека. Чтоб свершилось чудо, недостаточно быть пассивным участником исцеления. Легко можно понять ответ, в котором чувствуется горечь: «Разумеется, Господи, но у меня нет никого…». Иными словами: я хотел БЫ исцелиться, НО одной моей воли здесь недостаточно. И так в течение 38 лет!

«Человека не имею…» — вот что делает его самым несчастным в толпе. У других есть товарищи, друзья, которые не оставляют их в страдании. Он самый беспомощных из всех, ничего не может сам, и ему не откуда ждать помощи. Вот почему Иисус обращается именно к нему. Сын Божий пришел ради самых немощных. Благодаря Ему самый несчастный из всех становится самым сильным.

Многозначительна параллель между Иисусом и целебными водами. Иисус пробуждает в этом человеке не просто жажду жизни, волю к исцелению, но делает его способным услышать Слово, которое и исцелит его от ига бессилия: «Встань, возьми постель твою и ходи».

Исцеление происходит в день субботний – указание на то, что приблизились мессианские времена, провозвещенные пророком Исайей:

«Скажите изнемогающим душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет кричать от ликования; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи — потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля — в источники вод» (Ис. 35, 4-6).

Иисус – Господин субботы, благодаря Ему суббота обретает свой первоначальный смысл: суббота –  день освобождения, суббота сотворена для человека, а не человек для субботы.

Исцелившийся человек с постелью на плечах – как знамя победы и освобождения. Вот она истинная суббота! Но законник ослеплен и не видит этого, он видит перед собой всего лишь человека, который нарушает предписание о субботнем покое.

Евангелист говорит: «Затем Иисус увидел этого человека в Храме». Вероятно, он пришел принести жертву благодарения. Исцеление свершилось: «Вот ты здоров. Больше не греши, иначе может случиться нечто еще худшее».

Когда человек оказывается лицом к лицу со Христом, наступает конец власти греха.  «Отныне» — отмечает разрыв между тем, что было до и тем, что будет после этой встречи. Спаситель освободил человека от внутренних оков, от чувства обиды, зависти, соперничества, ропота, недовольства, которые опустошают жизнь. Отныне человек в состоянии взять на себя ответственность за собственную духовную жизнь.

Восклицание «Встань и ходи» среди живых, завершается предупреждением: «Отныне не греши».

Божественная педагогика состоит в том, что Бог начинает не с обличения, не с обвинения в грехах и даже не с упреков за зависть, раздражение, обиды  (попробуй разобраться, какие страсти кипят в душе расслабленного человека).   Иисус сначала освобождает его из оков греха. И только когда он сам способен опуститься не в купальню, а в свое духовное место, в глубину сердца, символом которого становится Храм – зовет соединить сердце с Богом, чтобы восстановились праведные отношения с Богом, с другим людьми, с самим собой.

Урок: прежде чем мы по-настоящему сможем исповедать свой грех, нам необходимо глубокое внутреннее исцеление, освобождение от всего что парализует, выбивает из колеи, наполняет душу ненужными обидами.

Очень важно осознать, что в глазах Бога каждый из нас очень многое значит, наша жизнь не безразлична ему.

Одного только Слова достаточно Иисусу, чтобы вырвать меня из оков моего прошлого, прошлых обид, грехов, травм, моего странного поведения, и вернуть на твердую землю свободы.

Это происходит в тот момент, когда встречаешь Бога лицом к лицу.

На Его слово можно опереться, чтобы расстаться со всем, что относится к старому миру, чтобы в силе Святого Духа насладиться свободой сынов Божьих.

 

Cм. также
Фотографии купальни Вифезда
Фрагмент из записей Ирины Маверик о паломничестве в Иерусалим
Этот сюжет в изобразительном искусстве