Епископ Серафим (Сигрист). СТРАНСТВИЕ

Дорогие друзья, отцы и братья и сестры, я бы хотел поделиться с вами несколькими краткими соображениями, или, если угодно, направлениями мысли, исходящими из рассказа об Аврааме в Послании к Евреям (11 глава) (здесь и далее использован перевод «Радостная Весть» В.Кузнецовой):

«Благодаря вере Авраам повиновался Божьему зову и ушел в землю, которую должен был получить во владение. Он ушел, не зная, куда идет. Благодаря вере он поселился чужаком в обещанной земле, живя, как на чужбине, в палатках с Исааком и Иаковом — им было обещано то же наследие. Ведь Авраам дожидался города, возведенного на крепком фундаменте, города, архитектором и строителем которого является сам Бог» (Евр 11:8-10)

Мы могли бы углубиться в Писание, свидетельствующее о важности путешествия как формы жизни в вере, что однако и делает послание к Евреям в 11 главе, рассказывая эту историю.

«Все они умерли с верой, хотя и не получили обещанного. Но они видели обещанное далеко впереди себя и приветствовали его, и согласились с тем, что они не более чем чужаки и пришельцы на земле» (Евр.11:13)

Евреи были только гостями в стране обетованной… И так же и церкви, например, Коринфа или Эфеса, тоже описываются скорее лишь гостящими в городе, нежели принадлежащими городу.

По поводу этого временного пребывания приходит на ум шутка бессменного редактора английского журнала «Панч» Малколма Маггериджа, про то, что этот мир похож на двухзвездочный отель, годный для того, чтобы в нем пожить, но не настолько хороший, чтобы захотелось остаться в нем навсегда.

Тон, конечно, легкий, но он передает то, чем я хотел бы поделиться с вами, той постоянной, и потому современной, социальной и личной важностью призвания к путешествию.

Об этом еще более сжато, чем в Послании к евреям, сказано в Евангелии от Фомы: «Будьте странниками!»

2.

Философ Габриель Марсель выразил эту идею следующим образом: «Стабильный порядок может быть установлен на земле только в том случае, если человек четко осознает, что он находится в ситуации путешествия».

3.

Это относится и к церквям: когда к историческим зданиям, задуманным как кущи, походные шатры, начинают относиться как к постоянным и стационарным, фокус церковной жизни начинает смещаться в сторону их обслуживания, что со временем начинает напоминать попытки обслуживания песочного замка на пляже.

Системы начинают трескаться и осыпаться по мере того, как наше время выявляет, ЧТО в Традиции есть именно Традиция с большой буквы, а что в ней есть маленькая человеческая традиция.

Томас Мертон рассказал об этом в истории о тибетских монахах. Когда во время оккупации Тибета китайскими коммунистами в 1950 году монахам пришлось бежать и они подошли к реке с обозом быков, навьюченных монастырским имуществом, их настоятель прыгнул в воду, переплыл реку и спасся к новой жизни, а прочие остались со своими сокровищами, не зная, как переправить быков через реку – и попали в плен. Мертон объясняет просто: «Если мы планируем следующие двадцать лет путешествовать вместе с обозом, есть вероятность, что у нас ничего не получится».

4.

Другой возможный вектор нашему размышлению задают слова доктора Майкла Аллисона из НАСА:

«Будущее не закрыто. Существуют поля сил, чье взаимодействие до некоторой степени предсказуемо, но как именно они будут взаимодействовать – неизвестно. Даже небольшое количество людей, твердо посвятивших себя новой неизбежности, на которой они зафиксировали свое воображение, могут решительно повлиять на формы, которые принимает будущее.

Пришло время отнестись к наступлению эпохи космических полетов как к продолжению Путешествия Исхода и после-пасхальному поручению. Живя как духовные амфибии между миром сегодняшним и миром грядущим, мы должны снова стать не конформистами к настоящему, а народом, сориентированным в будущее, с особым призванием – быть странниками».

5.

В «Жизни между мирами» Филипп Шелдрак вспоминает о старых ирландских монахах, зачастую путешествовавших по морю без конкретного направления, кроме того, что задаст им ветер и волны и Господь Бог, и все же несших с собой свою веру и свою культуру. «Кельтские странники, оставляя за спиной безопасность знакомых религиозных и социальных  контекстов, брали с собой свою культуру… Схожая гибкость в сочетании со свойственной современной западной культуре текучестью характеризует духовность нашего собственного времени».

6.

Предложенные вектора, возможно, обозначают нашу настоящую и будущую потребность в чётком осознании, как сказал Марсель, нашего личного и социального призвания к Путешествию и временности здешнего пребывания, – осознании, как в Церкви, так и в более широком сообществе.

Все начинается с индивидуального понимания или с малых групп, способных свободно путешествовать как бы внутрь себя, пересечь реку и оставить позади обоз с быками.

Мы можем сказать, конечно (и это важно), что для того, чтобы быть переносной, Традиция и культура должна быть впитана. Тогда пловцам через реку уже не нужны будут быки, как св. Брендану и его монахам не нужны были повозки. Усвоение Традиции и осознание за нее ответственности могут быть описаны как ключ к призванию, которое Святой Дух предлагает церквам сегодня.

Возможно, нам удастся отделить Традицию от традиций, сказав, что все, что может быть унесено в сердцах мужчин и женщин, есть Традиция и должно быть осознано и глубинно воспринято, а все, для чего нужны быки и повозки – это традиции.

Один из отцов-пустынников в ответ на вопрос, почему у него нет Библии, сказал: «Я продал Евангелие, которое велело мне продать все, что я имею и раздать бедным».

Но вообще-то Библия и Символы Веры, начиная с «верных слов, достойных быть принятыми» (1 Тим 1:15), которые содержатся в Новом Завете, могут и должны быть вобраны и осознаны, их нельзя оставлять за спиной. Книги продавать необязательно.

Призвание оказывается двояким. Быть странниками, но странниками, несущими Традицию. Тору. Евангелие. «Верные слова».

Может быть, для тех, кто консервативен, надо будет что-то отложить, а для либеральных – наоборот, что-то принять, но усвоение обязательно и для тех, и для других

7.

Павел Евдокимов говорил о «внутреннем монашестве». Глубинное усвоение писания и Традиции как задача для внутреннего монашества…

Стать Торой, Евангелием, Традицией.

Это может стать сердцем аскезы нашего времени и времени грядущего. Аскезы, которая будет столь же многолика, сколь многообразны индивидуальные призвания путешествующего человечества и Церковной семьи.

8.

Далее, автор Послания к Евреям говорит:

«Если бы они все время вспоминали о той родине, которую покинули, то у них был бы случай вернуться. Но теперь они жаждут лучшей родины — небесной. Вот почему Бог не стыдится зваться их Богом: Он приготовил для них город» (Евр 11:15-16)

Блажен тот, скажем мы, кто зашел настолько далеко, что для него уже не стоит вопрос о возвращении…, кто посвятил себя полностью путешествию в вере, как это сделал Авраам, когда он вышел из мира, который хорошо знал, в будущее, познаваемое только в Боге.

Итак, мы находим нашу современную историю, как индивидуальную, так и церковную и социальную не отделенной в ее принципах и призвании от той, которая показана в Библии, – как сказал Марсель, путь к будущему человечества лежит на дороге, открытой Авраамом. Войти в историческое видение Библии означает ступить на этот путь.

Присовокупляю к этим кратким размышлениям для вашей конференции свои братские молитвы.

Перевод – Яны Вайсборд

Материалы IV Библейских чтений памяти отца Александра Меня см. на сайте Колледжа «Наследие».