Вопрос читателя сайта: «Почему в нижнем храме Феодоровского собора изображен лабиринт?»

 
 
 

На почтовый ящик сайта пришло письмо

Добрый день! Нигде не могу найти информацию о значении напольного рисунка в нижнем храме. Буду очень благодарна, если вы напишите, что он означает (или дадите ссылку).

С радостью отвечаем!

К необычным достопримечательностям нижнего храма можно отнести и лабиринт, выложенный из черного и белого мрамора в центре на полу, – образ человеческого пути к Богу. За образец взят лабиринт в Шартрском соборе (Франция) – один из тех, которыми украшались храмы в средневековой Европе. Наш лабиринт точно повторяет Шартрский образец, но в четыре раза меньше.

Идея такова: двигаясь по белой линии, необходимо прийти в центр. Начав движение, вы довольно быстро оказываетесь в непосредственной близости от центра, но не попадаете в него. Двигаясь дальше, вы все больше и больше уходите от центра, пока не оказываетесь на самом дальнем радиусе. И здесь, в ситуации максимального удаления, вдруг оказывается, что остается сделать совсем немного поворотов и вы – в центре.

Смысл прост – начиная поиск Бога, человек довольно быстро впадает в иллюзию, что он уже достиг цели. Однако – впереди долгий, извилистый путь. И когда, казалось бы, все надежды потеряны и Бог – совсем далеко, выясняется, что Он – рядом.

Строго говоря, это не совсем лабиринт. Настоящий лабиринт – это запутанная дорога с тупиками. Здесь тупиков нет. Правильнее сказать, здесь длинная, извилистая дорога, которая рано или поздно приведет к цели – надо лишь набраться терпения.

Изначально в нижнем храме не было этого элемента – как не было ничего из того, что ныне составляет его интерьер. Нижний храм так и не был окончательно оформлен 100 лет назад, в годы строительства и открытия. Не сохранилось ни одной фотографии, ни одного чертежа, по которым можно было бы воссоздавать нижний храм (в отличие от верхнего). Осталась лишь запись в журнале Строительного комитета от 1917 года, где высказано пожелание оформить нижний храм в стиле древних церквей. Скорее всего, этот замысел не было осуществлен (помешали известные события).

Иконописец архимандрит Зинон (Теодор), курировавший оформление интерьера нижнего храма в наше время, предложил разместить на полу этот самый лабиринт. Идея была поддержана Попечительским советом, приходом, реставраторами и органами охраны памятников города.