В Феодоровском соборе за богослужениями поют несколько хоров и хоровых ансамблей.
Но основных – два:
- любительский хор под управлением Веры Петровой
- и профессиональный хор под управлением Анастасии Сорокиной.
Эти хоры поют по воскресеньям, в праздники и другие важные церковные дни.
Любительский хор
Любительский хор появился практически сразу, как только начались службы в храме святых Новомучеников и Исповедников Российских (буквально пару месяцев спустя после его освящения в 1998 году). Он был создан, можно сказать, «из ничего». Состоялось это благодаря трудам Марины Лифоровой, выпускницы Регентского отделения Санкт-Петербургской Духовной семинарии. Марина проруководила этим хором 15 лет, до 2013 года, когда ее сменила Вера Петрова. «Из ничего» – в том смысле, что многие певцы учились не то что церковному пению, а пению как таковому, пению в принципе, да еще в четырехголосном хоре. Марина тратила много времени на индивидуальные занятия с каждым, кто нуждался в азах сольфеджио, нотной грамоте и прочей церковнопевческой премудрости.
Помню, каким по-настоящему шоком для некоторых певцов поначалу бывали богослужения, особенно Всенощные, представляющие собой сложную с точки зрения церковного Устава последовательность текстов и песнопений.
Иногда доходило почти до истерики и желания расстаться с этим «неблагодарным» делом: «Мы хотим молиться, а не разбираться с этими книгами и бумажками!»
Но постепенно хор креп, развивался, набирался опыта. Были даже записаны два компакт-диска с пением того любительского хора – в 2007 и в 2011 гг.
Профессиональный хор
Однако приближался 2013 год, который еще «на подходе» обещал стать переломным для Феодоровского собора во многих отношениях. Завершалась реставрация, начиналась полноценная соборная жизнь. Можно сказать, завершался 15-летний цикл, в течение которого приход жил, служил, трудился и молился в неприметной тени сначала молокозавода, а потом собора, стоявшего в лесах. Наступала эпоха гораздо большей открытости миру, ежедневных служб – одним словом, большей масштабности под золотыми куполами. К тому же в последние годы перед освящением Феодоровского собора нам было уже сильно тесно на службах в маленьком храме Новомучеников – приход заметно рос количественно. Именно тогда, в 2012 году, появились ранние литургии по воскресеньям. И тогда же для этих целей появился второй хор, набранный из профессиональных певцов. Им стала управлять Анастасия Сорокина, супруга настоятеля. В свое время она тоже закончила Регентское отделения нашей семинарии и в разное время руководила разными хорами в Петербурге. Этот хор поет и сейчас – как правило, на ранней литургии по воскресеньям и во все другие дни, кроме тех, когда поют любители.
Регенты Феодоровского собора
Что касается любительского хора, то Марина Лифорова тогда же, в 2013 году, уступила место регента Вере Петровой, выпускнице дирижерского факультета Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. Новый руководитель – всегда новые подходы, новый репертуар, новые певцы. Сегодня в хоре поет достаточно много людей, имеющих музыкальное образование, хотя продолжают петь и некоторые из тех, кто пел с самого начала. Многие отмечают неповторимое, изысканное звучание этого хора и удивляются, что он – любительский. На днях выходит компакт-диск с его записью.
При том, что два хора поют, так сказать, на разной мотивационной основе, а у регентов несколько различаются (но не диаметрально!) музыкальные вкусы и предпочтения, многие отмечают их удивительное созвучие. Оно заметно в дни, когда в службе участвуют оба хора, так сказать, антифонно. Такое бывает нечасто – лишь в большие праздники, такие как Пасха, Рождество Христово.
Вообще пение в хоре – совершенно особенное служение. Для того, кто к этому относится вдумчиво и заинтересованно не только с точки зрения музыки, но и с точки зрения смысла, это как бы иной (совсем иной!) ракурс восприятия службы. Сравнить это можно с тем, как по-разному видится какой-нибудь объект с иной, по сравнению с привычной и общепринятой, позиции. Мне нравится, когда есть возможность, петь в хоре, так как произнося (то есть поя) те или тексты песнопений, ты их пропускаешь через себя и лучше воспринимаешь смысл празднуемого события, а то и больше: обращаешь внимание на то, чего бы никогда не заметил, не услышал, если бы внимал со стороны. При этом это и большой труд, хотя со стороны кажется, что это всего лишь пение в свое удовольствие. Труд – не только в смысле усилия, которое нужно прикладывать, но и определенного дискомфорта, когда приходится отставить в сторону «молитву» (пишу в кавычках) и сосредоточится на чистоте и стройности пения, внимая требованиям «абсолютного монарха», каковым для хора является регент. Не говоря уже о времени, которое нужно тратить на спевки (репетиции), совершенно необходимые для того, чтобы хор был в форме. Вот почему, как я давно, еще учась в духовных школах, заметил, далеко не все, у кого есть музыкальный слух и голос (и время, конечно), соглашаются петь в хоре, предпочитая не жертвовать своим молитвенным или каким-то еще «комфортом».
О хоровом служении в Феодоровском соборе смотри по ссылке.
Прот. Александр Сорокин
Прочие материалы из рубрики «Почему так?»
- Сколько хоров поют за богослужениями в Феодоровском соборе?
- Сколько престольных праздников в Феодоровском соборе?
- Как дать обет (зарок) трезвости?
- Почему в Феодоровском соборе воцерковляют младенцев и вносят их в алтарь до крещения?
- Почему во время чина оглашения в Великую Субботу непосредственные участники таинства стоят с поднятыми руками?
- Почему клирики надевают такие странные облачения, когда служат в нижнем храме Феодоровского собора?
- Почему в нижнем храме Феодоровского собора изображен лабиринт?
Свой вопрос настоятелю вы можете задать здесь или здесь.