Что изображено на фото?

 
 
 

Мы разместили на сайте фотогалерею крещальной Божественной Литургии в Великую субботу. Администрации сайта пришло много писем с пожеланием прокомментировать некоторые из размещенных фотографий. Мы с радостью откликаемся на призыв и заодно заводим новую рубрику — «почему так». Регулярно настоятель и клирики Феодоровского собора будут разъяснять особенности жизни Феодоровского собора и, шире, всей Православной Церкви.


На фото изображен момент из «Чина оглашения» (который следует непосредственно перед Крещением), когда крещаемым задают вопрос:

«Отрицаеши ли ся сатаны, и всех дел его, и всех аггелов его, и всего служения его и всея гордыни его?» (первый из трех вопросов, за которым потом следуют вопросы «Сочетаваеши ли ся Христу?» и «Веруеши ли Ему?»).

Вопрошаемые облачены в простые, серого цвета одежды, в которых и войдут в воды Крещения, чтобы потом выйти и переодеться в белые крещальные одежды. При этом они не препоясаны в знак своей полной простоты, беззащитности и «безоружности» (в отличие от белых крещальных одежд, в комплект которых входит пояс, неважно какого цвета, как символ решимости, собранности и готовности к духовной брани).

Отвечая на вопрос об отречении от сатаны они стоят, воздев руки вверх, как это делалось в древности, о чем свидетельствуют древние христианские памятники, в частности слово святителя Иоанна Златоуста (или, во всяком случае, памятник святоотеческой эпохи), в котором и объясняется смысл этого жеста:

«Ожидающие умереть составляют завещание и передают свои сбережения другому человеку, как наследнику. Вы также ныне умираете для греха. Сейчас вы составите завещание и заключите завет, то есть отречение. Вы назначите наследником своих грехов дьявола и оставите ему грехи по праву родового наследства. И если у кого-то из вас осталось нечто от дьявола в душе, то верните ему. Умирающий не может более распоряжаться своими сбережениями. Пусть ни один из вас не хранит в душе ничего от дьявола. Поэтому вы и будете стоять, подняв руки кверху, как те, которых приказано обыскать, не укрыли ли они что-нибудь, принадлежащее дьяволу. Пусть никто не копит злобу, не хранит гнев, не поступает коварно, не слушает лицемерно. Оставьте дьяволу «всякую нечистоту и остаток злобы»

С уважением, протоиерей Александр Сорокин


Что-то еще непонятно? Скорее спроси об этом!