Главная «странность» иконы – отсутствие на ней Христа.
«Икона Воскресения Христова», стоящая в центре нижнего храма Феодоровского собора, воспринимается многими, как икона «Жены-мироносицы у Гроба Господня». Тем не менее, это не что иное как икона Воскресения, хотя на первый взгляд, она выглядит странно. И главная «странность» тут – отсутствие Христа. Почему так?
Ощущение «странности» исчезнет, если мы соотнесем изображение с Евангелием, а именно с теми его страницами, где говорится о Воскресении Господа, точнее, о самом-самом первом миге, когда мир озарился пасхальной вестью.
Тут надо обратить внимание на то, что последние главы всех четырех Евангелий (в Евангелии от Иоанна – предпоследняя, 20-я глава), посвященные Воскресению, при всех различиях и особенностях сходятся в одном, вернее, начинаются с одного и того же – с рассказа о пустом гробе! Уже после этого идут истории явления Спасителя различным группам учеников, начиная с Марии Магдалины.
Можно сделать вывод, что обнаружение пустого гроба, где НЕТ ТЕЛА ИИСУСА, и есть по сути дела первичная, изначальная, исходная форма вести о Его Воскресении.
«Его нет здесь» – эта фраза Ангела в белых одеждах, сидящего у гроба, слово в слово повторяется во всех Синоптических Евангелиях (Мф. 28:6; Мк. 16:6; Лк. 24:6). В Евангелии от Иоанна это же неожиданное и поначалу тревожное открытие выражено словами Марии Магдалины: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» (Ин. 20:2).
Объяснение этого странного отсутствия Тела выражается упреком Ангела:
«Что вы ищете живого между мертвыми?» (Лк. 24:5-6).
Этой фразе вторят наши стихиры Пасхи:
«Что ищете Живаго с мертвыми? Что плачете нетленного во тли?..»
«Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Мф. 28:6), – говорит Ангел, обращаясь в женам. Эти слова (без «подойдите») написаны на нашей иконе по-гречески:
ἴδετε τὸν τόπον ὅπου ἔκειτο ὁ κύριος.
Икона Воскресения Христова, написанная отцом Зиноном для нижнего храма, как раз и отражает этот момент – момент неожиданного, пугающего открытия: «Его нет здесь!» Его нет там, где Его погребли, Его нет среди мертвых! На лицах женщин, пришедших помазать Тело Мертвеца, первая, понятная реакция – тревога, испуг, страх: «И никому ничего не сказали, потому что боялись» (Мк. 16:6).
Но можно сказать, что именно это и есть тот буквально первый миг, первые секунды, когда мир в лице нескольких женщин услышал весть (новость!) о том, что Христа нет среди мертвых. А уже дальше продолжение вести – о том, что Христос воскрес и что надо возвещать об этом Его ученикам и всему миру.
Дополнительные материалы:
- Архимандрит Зинон. Беседы иконописца (электронная версия — pdf, djvu, doc)
- Труды и служение архимандрита ЗИНОНА (Теодора) в Феодоровском соборе в 2010 — 2015 гг.
- ANAΣTAΣIΣ. Подлинная история украшения нижнего храма собора Феодоровской иконы Божией Матери, рассказанная участниками и очевидцами событий
- Материалы об отце Зиноне на сайте Феодоровского собора
- «ЗИНОН». Православная энциклопедия.
- «Личное дело». Интервью епархиальному журналу «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник»
- «По рецептам древних». Иконописец Зинон (Теодор) — о Боге, вере и себе («Российская газета»)
- Архимандрит Зинон (Теодор) КОГДА СЛОВО СТАЛО ПЛОТЬЮ