В рубрике «Календарные этюды» петербургский церковный историк Юрий Рубан рассказывает преимущественно о событиях священной истории, ставших церковными праздниками и воспоминаниями, о том, как эти праздники постепенно наполняли календарь и как формировался сам календарь — тот, по которому мы живём и молимся по сей день.
+++
«Скоро осень, за окнами август,
От дождя потемнели кусты…»
(из грустной песни)
Увы! Предчувствия меня не обманули: месяц, носящий имя божественного Юлия, пролетел незаметно, а дожди приводили в состояние меланхолической созерцательности. Впрочем, человек, чьим именем назван наступающий месяц, меланхоликом не был.
Гай Октавиан Август (23 сентября 63 г. до н. э. – 19 августа 14 г. н. э.) приходился Юлию Цезарю племянником, и был им усыновлен. После убийства Цезаря (44 г. до н. э.) ему пришлось вести долгую борьбу за власть. Наконец, в сентябре 31 года до н. э. Октавиан разгромил Антония, обольщённого коварной Клеопатрой и забывшего свой гражданский долг римлянина, и стал единодержавным, первым императором (Princeps Civitatis). Наступил «Золотой век», воспетый Вергилием. В 27 году до н. э. Октавиану был дарован титул Augustus, Августус («возвышенный», «священный»), который стал его фамильным именем (cognomen) и перешёл на всех последующих императоров.
Счёт годов в Риме вёлся по календарю его дяди («юлианскому») с 1 января 45 года до н. э. Но римские жрецы почему-то запутали его, объявляя високосным не каждый четвертый, а каждый третий год. В итоге с 44 до 9 год до н. э. было введено 12 високосных годов вместо 9. Поэтому и Августу пришлось заняться календарем. Он исправил накопившуюся ошибку, отменив високосы на протяжении 16 лет. Таким образом, календарь Юлия Цезаря начал функционировать нормально лишь с 1 марта 4 года н. э. В благодарность за исправление календаря и выдающуюся государственную деятельность Сенат переименовал месяц секстилис (шестой) в месяц августус. При этом пришлось поступиться логикой чередования количества дней в месяцах.
В календаре Цезаря нечетные месяцы имели по 31 дню, а четные по 30; только фебруариус (февраль) – 29 дней в простом и 30 в високосном году. Секстилис, ставший августусом, следовал за юлиусом (июлем) и имел 30 дней. Но не мог же Сенат допустить такового унижения императора, официально именовавшегося «Сыном Бога»! В результате от несчастного фебруариуса (и без того «богами обиженного»!), отняли ещё один день и прибавили его к августусу. А чтобы три месяца – юлиус, августус и септембер – не имели подряд по 31 дню, от септембра один день перенесли на октобер, а от новембера – на децембер. Тем самым было не только нарушено правильное чередование долгих и коротких месяцев, но и первое полугодие оказалось на четыре дня короче второго. Увы, от сервильности страдают и календари, а не только люди!
После Августа некоторые императоры также пытались увековечить своё имя в календаре. Преемник Августа, Тиберий, переименовал септембер в тибериус, Антонин Пий тот же месяц назвал антониусом, а Аврелий Коммод – коммодусом, и т. д. Но эти потуги позднейших римских владык сравняться с «божественными» Юлием и Августом были отвергнуты безжалостным судом истории.
В IV веке Христианская Церковь решительно связала свой формирующийся годичный цикл праздников с юлианским календарём и по нему же установила «пасхальные пределы». А в VI веке учёный римский аббат Дионисий Малый предложил отсчитывать годы от явления в мир Сына Божия (эра ab Incarnatione Domini), родившегося, как пишет евангелист Лука, во дни «кесаря Августа». Так имена Иисуса Христа и Октавиана Августа навсегда связал римский календарь, по которому ныне сверяет время всё человечество.
Юрий Рубан
P. S. Смотрите также первый эортологический этюд: «ИЮЛЬ. ПРИВЕТ ТЕБЕ, ЦЕЗАРЬ!» (ВКонтакте, 1 июля в 17:17; https://vk.com/wall9690901_450).