ВИДЕО: Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко

 
 
 

В Вербное воскресенье 17.04.2022 г.

За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
Первосвященники же положили убить и Лазаря,
потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,
взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано, и это сделали Ему.
Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
Ин. 12:1-18

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы разделяем чувства толпы людей, которые приехали на Пасху с ежегодным паломничеством в Иерусалим и услышали о том, что происходит что-то невероятное, что, вполне возможно, состоится царская интронизация, что, наконец, в Израиле будет восстановлено царство и будет Помазанник. Чудеса, которые совершает этот человека, может совершить только великий пророк. И вот все эти люди с ликующим ожиданием и радостью выходят навстречу Иисусу, потому что все они хотели увидеть этого Человека. Человека с большой буквы: слово «Человек» в Священном писании, если оно пишется с большой буквы, обозначает имя Божье.  

Замечательно, если хотя бы какая-то толика этих чувств, этого ликования сегодня наполняет наше сердце, и мы можем как-то сообщать, передавать это друг другу. 

Сегодняшнее Евангельское чтение от Иоанна содержит в себе то же вступление. Что предшествовало этому торжественному, триумфальному входу Христа в Иерусалим? Ему предшествовал дружеский ужин в семье, которую Он любил. Иисус любил Марфу, Марию, Лазаря – кроме того, Лазаря незадолго до этого Он воскресил из мертвых. Как будто устраивается такой дружеский ужин – праздник, семейная трапеза. Вероятно, это были одни из самых близких его друзей, которые всегда Его ждали. Вероятно, Он часто останавливался в их доме, потому что он находился совсем рядом с Иерусалимом. Кто из вас был на Святой Земле, в этом месте, видел, что сегодня там находится русский монастырь, и там археологи обнаружили камень с греческой надписью первых веков христианства. 

Здесь впервые прозвучало слово «воскресение», ведь это место, где Марфа встречает Иисуса. Вы можете увидеть начало дороги, которая потом исчезает, а потом те же самые камни появляются у стен Иерусалима: достаточно просто спуститься в долину, потом подняться – и ты уже у золотых ворот Иерусалима. 

Христос останавливается в Вифании, и здесь происходит эпизод, который останется в памяти всего человечества. То, что совершила Мария, этот удивительный жест любви, милости, в котором очень много смыслов, – останется в памяти навсегда. Везде, где будет проповедано Евангелие, будет вспоминаться Мария, которая приготовила самое драгоценное, что у нее было, для этого часа. 

Христос приходит не только для того, чтобы войти на царский трон. Но и для того, чтобы принять смерть и муку. Поэтому в сегодняшнем празднике перемешивается что-то горькое, трагическое и одновременно очень торжественное и по-настоящему великое. Действительно, это некая увертюра – перед тем, что ждет Христа впереди. 

На секунду сосредоточим внимание на этой женщине и на том поступке, который она совершает. Она приготовила драгоценное нардовое миро, которое изливает на ноги Иисуса, и Он видит в этом пророческий знак – Мария приготовила миро для Его погребения, но и для царского помазания, ведь это драгоценный нард, который подобает великому царю. Но одновременно это тот царь, который будет казнен, – и Ему понадобится бальзам, чтобы с почестью предать Его земле. 

Здесь наступает момент, в котором обнаруживается и правда, и ложь – потому что в Евангелии от Иоанна все будто взвешивается на весах, и происходит суд. И этот диалог между молчаливой Марией, Иудой Искариотом и Христом является лакмусовой бумажкой для того, чтобы мы сами обнаружили в себе. Не нужно при этом демонизировать ни Иуду, ни самих себя. Но Христос в этом эпизоде напоминает нам об одной очевидной правде. 

Жизнь невозможно купить, невозможно продать. Это то, что принимается как чистый дар, и может быть возвращено, как чистый, свободный дар – жертва святая, без всякого насилия. Со стороны того, кто ее отдает, – это добровольный дар. И это то, что произойдет со Христом. 

Очень важно понимать, что Христос не пал жертвой каких-то предателей или насильников. Нет, Он ясно говорит о том, что Он сам предает эту жизнь. Никто не может взять это у Него – жизнь можно принять и отдать только даром. А у Иуды совершенно другая логика, и, к сожалению, мы живем в мире, где господствует именно эта логика. Мы сами не замечаем, как легко мы предаемся логике, в которой все продается и покупается. Если кто-то кого-то любит и способен на бесконечную щедрость, мы можем посчитать: как это можно монетизировать? И придумать какой-нибудь благочестивый предлог, например «раздать нищим». 

На самом деле нам наплевать на этих нищих, но, тем не менее, мы будем кого-то учить: «Зачем строить дорогие храмы, если это можно потратить на больницы или дома престарелых?» Но это логика Иуды. Другой момент, где проявляется Иуда, — это принцип «каждый сам за себя, а Бог за всех». Потому что Иуда в данном случае вор: он тратит на себя то, что принадлежит всем – всему человечеству. 

Но все таланты, всё, что Господь дает нам в этой жизни, не принадлежит нам. Оно дано нам как подарок — для того чтобы мы могли конвертировать это во что-то прекрасное: послужить ближнему, раскрыть свои таланты, послужить человечеству в самом благородном значении этого слова. Но когда мы пытаемся потратить это на самих себя, в нас просыпается Иуда Искариот. И без всякой дополнительной демонизации человек в такой ситуации оказывается в ночи, во мраке. А тот, кто по-настоящему способен на щедрость, на бескорыстную любовь, пребывает в свете, пребывает с Богом. Христос отвечает Иуде: «Нищих всегда будете иметь с собой, а Я не всегда с вами». И этот эпизод намекает нам о том, что в те моменты, когда нам кажется, что мы вдохновлены высокой идеей и мы с Богом, – мы на самом деле бесконечно далеки от Него. 

Может быть, самое замечательное, о чем можно сегодня еще подумать, это об ослике, который является транспортным средством для великого царя. Конечно, мы представляем сильных мира сего, прилетающих на вертолетах, в торжественном сопровождении, а Христос входит в Свою столицу, в Иерусалим, как царь мира, как в свое время входил Соломон, — но на скромном ослике. И этот ослик – образ человеческой души. 

Для того чтобы Бог мог войти в этот мир и царствовать в нем, нет другого способа, кроме как через смиренное сердце самых простых людей. Сердце, которое способно любить, голос, который способен звучать без всякого фальцета, нажима, фальши. Тот, кто способен на простое милосердие, обладает этой благодатью. 

Безусловно, в Иерусалиме можно было найти сотни других, более прекрасных, искусных, подходящих животных – но Христос выбирает самого смиренного и самого простого. Потому что Ему нужны именно такие сердца, через которые Он являет Свою красоту, через которых Он может воцариться. 

В Евангелии от Луки есть дополнительные детали. Например, фарисеи приказывают Христу, чтобы ученики замолчали, чтобы толпа перестала воспевать хвалебные гимны, которые, на самом деле, – песни интронизации, чтобы не привлекать к себе римскую гвардию, потому что это кончится кровопролитием. И Христос говорит замечательные слова: «Если они замолчат, то камни возопиют». Святые Отцы свидетельствуют о том, что, когда Христос был распят и умер, знавшие Его ученики молчали из страха. Но в тот момент камни, действительно, начали восхвалять Бога, потому что случилось землетрясение: рассекались скалы, раскрывались гробницы. Сама природа засвидетельствовала о том, что Тот, Кто сегодня входит в Иерусалим, действительно великий царь. Ему принадлежит все на небе и на земле, и Он сегодня приглашает нас войти в Свое царство, где царствует жизнь, любовь, дар! И где по-настоящему человек может пребывать в свете и наслаждаться жизнью. 

Аминь. 

Текст подготовил Владислав Рахматулин

Проповедь на Вербное воскресенье протоиерея Димитрия Сизоненко


Благодарим за внимание!

Благодарим за молитву!

Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/