Торжественный вход в Иерусалим

 
 
 

Проповедь протоиерея Владимира Хулапа в Неделю ваий

1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:

5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,

11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,

13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:

15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано, и это сделали Ему.

17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

Ин.12:1-18

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Дорогие братья и сестры! В прошлое воскресенье мы слышали диалог – спор учеников, их просьбу, обращенную ко Христу, – сесть по правую и по левую руку в Его Славе. И вот вроде бы наступает этот час славы, наступает все то, к чему они стремились, о чем они мечтали, чего они ожидали. Оставив свой дом, оставив свою профессию и на протяжении нескольких месяцев и даже лет следуя по пыльным дорогам Иудеи, они шли за своим Учителем – и, как им кажется, наступает час славы. Наконец их Учитель, Который ходил пешком, садится на вьючное животное, наконец Он, Который всегда отвергал какие-то приношения, почести, отвергал славу, не препятствует собравшейся толпе приветствовать Его, постилать под ноги пальмовые ветви и даже свои одежды.

Наверное, ученики думали, что наконец-то уже здесь и сейчас они получают воздаяние за все, и, по человеческой такой математике, их «минус», которым была во многом, с человеческой точки зрения, их прежняя жизнь, – наконец-то станет «плюсом»: они обретут власть, они обретут финансы, они обретут влияние. И вот в этом пусть небольшом, но тем не менее таком понятном по-человечески Царстве Израильском, ожиданием которого полна вот эта собравшаяся толпа, они смогут занять свое человеческое место.

Действительно, вся толпа, по сути дела, предписывает Христу этот путь, подобно тому как на каких-то торжественных мероприятиях развертывают ковровую дорожку. И тот, кто по ней идет, совершенно несвободен, он не может сделать шаг ни влево, ни вправо: его путь уже предопределен. И даже если он считает, что является каким-то важным лицом на этом мероприятии, на самом деле эту его дорогу определяют другие люди, определяют те, кто являются распорядителями этого мероприятия, те, кто «пишет сценарий».

И мы видим, что в сегодняшнем Евангельском чтении люди уже написали для Христа сценарий: они уже сказали, что Ему делать, как Ему это делать, они уже нашли нужные слова, они уже взяли из Священного Писания то, что, они полагают, подобает вот по этому случаю. И с их точки зрения, Христу не остается ничего другого, кроме как услышать этот голос толпы, возглавить ее. А психология толпы (действительно, есть даже такое понятие – «психология толпы») – это когда человек теряет свою индивидуальность, когда его разум уходит и подавляется чувствами, когда человек, может быть, и не совершил бы вообще ничего того, что он предпринимает сейчас, будучи частью вот этой людской массы.

Толпа предлагает Христу готовое решение: «Вот ты – Царь Израилев, сделай же то, чего мы хотим, и мы дадим тебе все, на что может надеяться каждый человек, стремящийся к власти, к богатству, к почету, к влиянию!» Но мы видим, что Христос молчит. У другого евангелиста Он говорит, что не может запретить детям возглашать эти библейские слова, эти библейские возгласы из Ветхого Завета. Но вместе с тем мы видим, что эта «красная ковровая дорожка» из одежд и пальмовых ветвей заканчивается совершенно иначе.

Пройдет несколько дней, и мы опять услышим о Христе как о Царе (мы слышали уже этот возглас, когда волхвы с Востока искали, «где родившийся Царь Иудейский»). И опять Христа будут называть Царем, но теперь уже в качестве насмешки. Его оденут в багряницу, Ему дадут трость вместо скипетра, вместо венка на Него наденут терновый венец, и на Его кресте будет прибита надпись: «Иисус Назарянин Царь Иудейский» – табличка, которая являлась насмешкой, но стала пророческим указанием на то, чего не мог ожидать ни Понтий Пилат, ни фарисеи, ни саддукеи… И поэтому вход Господень в Иерусалим – это тоже одновременно исполнение, но и только начало какой-то полноты.

С одной стороны, Христос действительно «входит»: Он принимает на несколько минут, на несколько часов эту человеческую хвалу, чтобы исполнились все ветхозаветные пророчества о том, что когда Мессия войдет в Иерусалим, то в нем будет господствовать вот эта радость. Но вместе с тем Он говорит о том, что мы не можем по-человечески ограничивать пророчество Божье, ограничивать Слово Божье, ограничивать виˊдение Божье нашими человеческими силами. Мы не можем взять только несколько цитат, касающихся радости, и сказать, что вот это и есть исполнение того, о чем говорит Бог.

Вчера мы слышали радостное пророчество из пророка Захарии, но если мы принимаем Ветхий Завет, то мы должны услышать и печальное, трагическое пророчество Исаии о «рабе Господнем». Мы должны услышать о Его уничижении, мы должны услышать и увидеть, что Бог предлагает нам жизнь во всей ее полноте – с ее и радостными, и печальными сторонами.
Поэтому если посмотреть на икону праздника Входа Господня в Иерусалим, то чаще всего здесь изображены две группы людей: справа, под сенью Иерусалимского храма, ветхозаветная церковь – это толпа, которая по-человечески ждет исполнения своих человеческих ожиданий, и слева – за Христом следуют Его ученики. И тем самым, мне кажется, идея, которая выражается в этой иконе, – это и есть идея того, для чего пришел Христос – это идея Церкви. Он пришел не просто для того, чтобы создать вот эту толпу, где человек растворяется, где на самом деле он не имеет никакого своего голоса. Но Он приходит для того, чтобы создать Церковь, и вот эта Церковь создается совершенно не в количественном, но в качественном измерении. Ведь на той Тайной Вечере, на которой будет установлен уже Новый Завет, соберется не толпа людей, а всего небольшая группа в 12 человек. И мы снова увидим (вскоре уже и в рамках церковного года) вот это большое количество людей в праздник Пятидесятницы. И на эту толпу изольется Святой Дух и сделает из нее Церковь. Церковь людей, каждый из которых встретил Бога в своей жизни, ту Церковь, которая продолжает двигаться в Иерусалим, но уже в Иерусалим не просто земной, а в Иерусалим Небесный.

Поэтому и сегодня в конце Божественной литургии священник будет читать слова Пасхального песнопения: «Светися, светися, новый Иерусалим», напоминая каждому из нас, что, когда мы приходим на Божественную литургию, когда мы соединяемся с Телом и Кровью Христовыми, когда мы называем Христа нашим Царем, мы должны быть готовыми к Божественной неожиданности, к Божественным сюрпризам, которые Он может привнести в нашу жизнь.

Это совсем не то, может быть, что мы ожидаем по-человечески. Но это намного больше, чем самые смелые наши человеческие ожидания.

И пусть действительно (как мы слышали в последних стихах сегодняшнего Евангелия) люди пришли, чтобы посмотреть на Христа, потому что они услышали о чуде воскресения Лазаря. Да, они не получили каких-то других человеческих чудес, поэтому они разочаровались во Христе. Но вместе с тем все они в той или иной мере становятся свидетелями нового чуда, нового Воскресения – Воскресения Христа, и это Воскресение приглашает каждого из нас стать причастным самому главному чуду, самому главному событию человеческой истории.

Аминь.

Торжественный вход в Иерусалим. Проповедь протоиерея Владимира Хулапа


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/