Фрески Георгиевского собора

 
 
 

Календарный этюд Юрия Рубана

Каждый день вносит в нашу картину мира нечто новое, даже если мы об этом не подозреваем. Пессимисты, как древние греки, считают, что любое изменение в мире – зло, ещё больше отдаляющее их от мифического «золотого века»: всё лучшее было в прошлом. Оптимисты же хорошим новостям и открытиям радуются: найдена древняя рукопись, клинописная табличка или фреска – и знание о прошлом, без которого не понять настоящее, пополнилось ещё одной прочитанной страничкой. Historia magistra vitae est. При этом одни новости сразу становятся общим достоянием и обсуждаются даже на лавочках у парадных, а другие «широкую общественность» мало интересуют. Это к слову. Сейчас же нас интересует: какое событие, значение которого выходит далеко за рамки учёных кабинетов, произошло этим летом в славном Великом Новгороде?

Фрески Георгиевского собора

Шурф, в котором обнаружились фрески, до начала работ (2022)

Вспомним обязательный вопрос любознательного паломника или экскурсанта в любом древнем соборе: «А сохранились ли первоначальные фрески?» Увы! Время и люди немилосердны, и это определяет ответ экскурсовода: «К сожалению, нет. То, что вы видите, – поздняя ремесленная роспись Синодального времени, не представляющая художественной ценности. Разве что вот эти фрагменты…». Следует жест вверх, где в архитектурных изгибах, недоступных прихожанину (что и определило их сохранность для вящей растравы чувств искусствоведов), таятся малые участки древних фресок, составляющие доли процента от сотен квадратных метров утраченной бесценной росписи.

В Софийском соборе Великого Новгорода посетителям с гордостью покажут хотя бы единственную фигурную композицию XII века – фреску святых равноапостольных Константина и Елены в Мартириевой паперти. А вот в другом новгородском знаменитом памятнике – Георгиевском соборе Свято-Юрьева монастыря (заложен в 1119 году) – сохранились лишь немногие безличные фрагменты. (Росписи в пристроенной к собору башне – особая тема [1].) Утраченные фрески собора в своё время не были зарисованы, и ответить на вопрос о первоначальном ансамбле его фресок XII столетия долгое время не представлялось возможным.

Ситуация стала меняться в прошлом столетии, когда собор стал изучаемым памятником архитектуры государственного значения. Последний этап этой многолетней работы начался в 2013 году, когда к комплексному исследованию собора приступила совместная экспедиция Института археологии РАН и Новгородского музея под руководством опытного археолога члена-корреспондента РАН профессора Владимира Валентиновича Седова. В том же году при вскрытии чугунного пола 1820-х годов обнаружили надгробную плиту, под которой должны были покоиться мощи святителя Новгородского Феоктиста (+23 декабря 1310). Его останки тайно перенесли в Георгиевский собор глубокой ночью 23 января 1786 года из Аркажского монастыря, чтобы избежать их возможной утраты в период проводимой Екатериной II политики секуляризации церковных земель и упразднения монастырей [2]. Обретение мощей этого чтимого новгородцами Святителя состоялось двумя годами позднее [3].

Фрески Георгиевского собора

Раскопки в соборе (2014 г.), фрагменты извлеченных фресок в ящиках

В следующем году археологи приступили к систематическому исследованию подпольного слоя Георгиевского собора и расчистке его до глубины первоначального пола. Тогда и выяснилась судьба значительной части древних фресок. Хозяйственный архимандрит Фотий (Спасский), руководивший строительными работами в монастыре в 1820–30-е годы, нашёл соборным фрескам XII века с «искажёнными» византийскими лицами, дисгармонирующими с «изящной» академической живописью пушкинского времени, рациональное применение. Срубленные со стен фрагменты фресок укладывали вместе со строительным мусором плотным слоем в качестве подсыпки, которую перекрывали песком, а на него клали новый чугунный пол.

Фрески Георгиевского собора

Просеивание археологического материала на грохоте (фото 2014 г.)

Фрески Георгиевского собора

Фрагмент фрески (находка 2014 г. из Георгиевского собора)

При переборке и просеивании отвалов из вынутого при раскопках подпольного слоя были найдены десятки тысяч фрагментов первоначальной живописи собора, датируемой 1120-ми годами. Среди этих фрагментов было несколько ликов, дающих представление о стиле и направлении росписи собора. Уникальные фрески, по которым десятилетиями топтались ничего не подозревающие посетители, уже внесли неоценимую лепту в изучение путей становления древнерусской художественной традиции.

Всё же оставалась неясной судьба остальных фресок, поскольку количество найденных к тому времени фрагментов, по мнению учёных, составляла около 1/3 первоначального художественного ансамбля. Не было сомнения, что оставшиеся фрески захоронены вблизи от собора. Действительно, сотрудники Новгородского музея показывали мне их многочисленные фрагменты, обнаруженные к востоку от собора в 1990–2000-е годы. Но это были разрозненные находки, и лишь в июле 2022 года в результате целенаправленного поиска «могилы фресок» в небольшом шурфе площадью 4 кв. м был обнаружен компактный развал спрессованных битых фресок мощностью до 70 см. Слой залегал к востоку от абсид собора, перед Орловским корпусом, рядом с дорожкой, ведущей к Восточным (речным) воротам, причём, уже за пределами храмовой ограды XVIII–XIX вв.

Фрески Георгиевского собора

Процесс извлечения фрагментов фресок реставраторами (2022)

Фрески Георгиевского собора

Извлеченные из земли фрески (2022)

Фрески Георгиевского собора

Лик молодой женщины (из раскопок 2022 г.)

Археологи извлекли более 100 лотков осколков фресок (несколько десятков тысяч), переданных в Музей для дальнейшей обработки, консервации и изучения. По словам ученого секретаря Института археологии РАН Марины Викторовны Вдовиченко, «извлечённые из земли фрески обладают уникальным художественным и научным потенциалом. Они составляют один из самых ранних ансамблей монументальной стенописи Северной Руси: раньше Георгиевского собора были расписаны только церковь Благовещения на Городище (около 1103 года), новгородский Софийский собор (около 1108 года) и Николо-Дворищенский собор (около 1113 года). Таким образом, фрески Георгиевского собора – свидетельства первых шагов русского искусства в той области, которая стала, наравне с иконописью, его квинтэссенцией» [4].

Фрески Георгиевского собора

Фрагменты бесчисленных фресок в реставрационных мастерских Новгородского Кремля

Учёные считают, что зелёный холм вокруг Георгиевского собора скрывает и другие захоронения фресок и разрабатывают план его дальнейшего изучения. Сколько лет (или десятилетий) потребуется для обнаружения, реставрации и воссоединения мириадов фрагментов в цельную картину – Бог весть. К счастью, помощниками опытных глаз реставраторов выступают сейчас и особые компьютерные программы. Будем ждать.

Фрески Георгиевского собора

Архимандрит Фотий (с гравюры Доу)

Если бы друг графини Анны Орловой-Чесменской дорос до понимания того, что древние фрески – не просто засаленные (покрытые свечной и кадильной копотью) обои, которые можно сорвать и заменить на новые, а неотменяемое «всемирное художественное достояние», для восстановления которого потребуются огромные средства и труд многих поколений специалистов, то, возможно, он поступил бы иначе.

О чём-то таком явно догадывались старые «реставраторы» Преображенского собора Мирожского монастыря (Псков), чья «дрогнувшая совесть» позволила сохранить единственный в России почти полный комплекс бесценных византийских фресок домонгольского периода.

В любом случае, судьба возрождаемых фресок Георгиевского собора – назидательный урок для правильного понимания нашей драматичной церковной истории.

Выражаю искреннюю благодарность за помощь в подготовке статьи епископу Юрьевскому Арсению (Перевалову).

Примечания

[1] См.: здесь .

[2] Из 954 действующих монастырей осталось 226 штатных и 161 заштатный. Основывать новые монастыри было запрещено; под запрет попали и все часовни (обычно стоявшие в памятных местах) как «рассадники суеверия». Об отношении Екатерины II к Православной Церкви см.: https://feosobor.ru/2022/03/muzhik-andrej-vral-k-250-letiju-so-dnja-gibeli-svjatitelja-arsenija-maceevicha/ .

[3] Мне посчастливилось быть участником этого исторического события. «Неофициальное» обретение мощей Святителя произошло вечером 8 июля 2015 года в закрытом соборе «келейно» (митрополит Лев уехал к Патриарху на праздничную службу в Тихвин), в присутствии лишь судебного патологоанатома и нескольких помощников, поскольку не было полной уверенности в том, что они находятся на своём месте. Тема для особой статьи. В настоящее время мощи покоятся в Спасском храме при Новгородском Духовном училище (напротив собора, бывший архимандритский корпус). См. здесь.

[4] См. здесь; здесь; здесь; здесь идр. Будем следить за дальнейшими публикациями.