Календарный этюд Юрия Рубана
Каждый день вносит в нашу картину мира нечто новое, даже если мы об этом не подозреваем. Пессимисты, как древние греки, считают, что любое изменение в мире – зло, ещё больше отдаляющее их от мифического «золотого века»: всё лучшее было в прошлом. Оптимисты же хорошим новостям и открытиям радуются: найдена древняя рукопись, клинописная табличка или фреска – и знание о прошлом, без которого не понять настоящее, пополнилось ещё одной прочитанной страничкой. Historia magistra vitae est. При этом одни новости сразу становятся общим достоянием и обсуждаются даже на лавочках у парадных, а другие «широкую общественность» мало интересуют. Это к слову. Сейчас же нас интересует: какое событие, значение которого выходит далеко за рамки учёных кабинетов, произошло этим летом в славном Великом Новгороде?
Вспомним обязательный вопрос любознательного паломника или экскурсанта в любом древнем соборе: «А сохранились ли первоначальные фрески?» Увы! Время и люди немилосердны, и это определяет ответ экскурсовода: «К сожалению, нет. То, что вы видите, – поздняя ремесленная роспись Синодального времени, не представляющая художественной ценности. Разве что вот эти фрагменты…». Следует жест вверх, где в архитектурных изгибах, недоступных прихожанину (что и определило их сохранность для вящей растравы чувств искусствоведов), таятся малые участки древних фресок, составляющие доли процента от сотен квадратных метров утраченной бесценной росписи.
В Софийском соборе Великого Новгорода посетителям с гордостью покажут хотя бы единственную фигурную композицию XII века – фреску святых равноапостольных Константина и Елены в Мартириевой паперти. А вот в другом новгородском знаменитом памятнике – Георгиевском соборе Свято-Юрьева монастыря (заложен в 1119 году) – сохранились лишь немногие безличные фрагменты. (Росписи в пристроенной к собору башне – особая тема [1].) Утраченные фрески собора в своё время не были зарисованы, и ответить на вопрос о первоначальном ансамбле его фресок XII столетия долгое время не представлялось возможным.
Ситуация стала меняться в прошлом столетии, когда собор стал изучаемым памятником архитектуры государственного значения. Последний этап этой многолетней работы начался в 2013 году, когда к комплексному исследованию собора приступила совместная экспедиция Института археологии РАН и Новгородского музея под руководством опытного археолога члена-корреспондента РАН профессора Владимира Валентиновича Седова. В том же году при вскрытии чугунного пола 1820-х годов обнаружили надгробную плиту, под которой должны были покоиться мощи святителя Новгородского Феоктиста (+23 декабря 1310). Его останки тайно перенесли в Георгиевский собор глубокой ночью 23 января 1786 года из Аркажского монастыря, чтобы избежать их возможной утраты в период проводимой Екатериной II политики секуляризации церковных земель и упразднения монастырей [2]. Обретение мощей этого чтимого новгородцами Святителя состоялось двумя годами позднее [3].
В следующем году археологи приступили к систематическому исследованию подпольного слоя Георгиевского собора и расчистке его до глубины первоначального пола. Тогда и выяснилась судьба значительной части древних фресок. Хозяйственный архимандрит Фотий (Спасский), руководивший строительными работами в монастыре в 1820–30-е годы, нашёл соборным фрескам XII века с «искажёнными» византийскими лицами, дисгармонирующими с «изящной» академической живописью пушкинского времени, рациональное применение. Срубленные со стен фрагменты фресок укладывали вместе со строительным мусором плотным слоем в качестве подсыпки, которую перекрывали песком, а на него клали новый чугунный пол.
При переборке и просеивании отвалов из вынутого при раскопках подпольного слоя были найдены десятки тысяч фрагментов первоначальной живописи собора, датируемой 1120-ми годами. Среди этих фрагментов было несколько ликов, дающих представление о стиле и направлении росписи собора. Уникальные фрески, по которым десятилетиями топтались ничего не подозревающие посетители, уже внесли неоценимую лепту в изучение путей становления древнерусской художественной традиции.
Всё же оставалась неясной судьба остальных фресок, поскольку количество найденных к тому времени фрагментов, по мнению учёных, составляла около 1/3 первоначального художественного ансамбля. Не было сомнения, что оставшиеся фрески захоронены вблизи от собора. Действительно, сотрудники Новгородского музея показывали мне их многочисленные фрагменты, обнаруженные к востоку от собора в 1990–2000-е годы. Но это были разрозненные находки, и лишь в июле 2022 года в результате целенаправленного поиска «могилы фресок» в небольшом шурфе площадью 4 кв. м был обнаружен компактный развал спрессованных битых фресок мощностью до 70 см. Слой залегал к востоку от абсид собора, перед Орловским корпусом, рядом с дорожкой, ведущей к Восточным (речным) воротам, причём, уже за пределами храмовой ограды XVIII–XIX вв.
Археологи извлекли более 100 лотков осколков фресок (несколько десятков тысяч), переданных в Музей для дальнейшей обработки, консервации и изучения. По словам ученого секретаря Института археологии РАН Марины Викторовны Вдовиченко, «извлечённые из земли фрески обладают уникальным художественным и научным потенциалом. Они составляют один из самых ранних ансамблей монументальной стенописи Северной Руси: раньше Георгиевского собора были расписаны только церковь Благовещения на Городище (около 1103 года), новгородский Софийский собор (около 1108 года) и Николо-Дворищенский собор (около 1113 года). Таким образом, фрески Георгиевского собора – свидетельства первых шагов русского искусства в той области, которая стала, наравне с иконописью, его квинтэссенцией» [4].
Учёные считают, что зелёный холм вокруг Георгиевского собора скрывает и другие захоронения фресок и разрабатывают план его дальнейшего изучения. Сколько лет (или десятилетий) потребуется для обнаружения, реставрации и воссоединения мириадов фрагментов в цельную картину – Бог весть. К счастью, помощниками опытных глаз реставраторов выступают сейчас и особые компьютерные программы. Будем ждать.
Если бы друг графини Анны Орловой-Чесменской дорос до понимания того, что древние фрески – не просто засаленные (покрытые свечной и кадильной копотью) обои, которые можно сорвать и заменить на новые, а неотменяемое «всемирное художественное достояние», для восстановления которого потребуются огромные средства и труд многих поколений специалистов, то, возможно, он поступил бы иначе.
О чём-то таком явно догадывались старые «реставраторы» Преображенского собора Мирожского монастыря (Псков), чья «дрогнувшая совесть» позволила сохранить единственный в России почти полный комплекс бесценных византийских фресок домонгольского периода.
В любом случае, судьба возрождаемых фресок Георгиевского собора – назидательный урок для правильного понимания нашей драматичной церковной истории.
Выражаю искреннюю благодарность за помощь в подготовке статьи епископу Юрьевскому Арсению (Перевалову).
Примечания
[1] См.: здесь .
[2] Из 954 действующих монастырей осталось 226 штатных и 161 заштатный. Основывать новые монастыри было запрещено; под запрет попали и все часовни (обычно стоявшие в памятных местах) как «рассадники суеверия». Об отношении Екатерины II к Православной Церкви см.: https://feosobor.ru/2022/03/muzhik-andrej-vral-k-250-letiju-so-dnja-gibeli-svjatitelja-arsenija-maceevicha/ .
[3] Мне посчастливилось быть участником этого исторического события. «Неофициальное» обретение мощей Святителя произошло вечером 8 июля 2015 года в закрытом соборе «келейно» (митрополит Лев уехал к Патриарху на праздничную службу в Тихвин), в присутствии лишь судебного патологоанатома и нескольких помощников, поскольку не было полной уверенности в том, что они находятся на своём месте. Тема для особой статьи. В настоящее время мощи покоятся в Спасском храме при Новгородском Духовном училище (напротив собора, бывший архимандритский корпус). См. здесь.
[4] См. здесь; здесь; здесь; здесь идр. Будем следить за дальнейшими публикациями.