Притча о злых виноградарях

 
 
 

Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева в неделю 13-ю по Пятидесятнице. Усекновение главы Иоанна Предтечи.

Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.
Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

Мф. 21:33-42

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшняя воскресная притча привлекает наше внимание рассказом о виноградарях. Перед нами разворачивается трагедия людей, которые возжелали того, что им не принадлежит. Изначально у них было какое-то общение с хозяином этого виноградника, который все устроил там. Как гласит притча, «обнес виноградник забором, выкопал точила, сам виноградник насадил». Все было в нем устроено замечательно. И вот, он передает виноградарям в пользование этот виноградник, дает им его «в аренду». И они живут, в общем, на этом готовом «бизнесе» ‒ выращивают, пользуются плодами, имеют свою долю.

Тут виноградари решают, что, наверное, этой доли им мало. Им хочется большего, хочется всего. Наступает момент, когда нужно отдать долю хозяину, и они решают, что у них есть силы, возможности и желание завладеть всем.

Вся эта история заканчивается трагически: кто-то побит, кто-то убит, и даже убит наследник – сын хозяина, которого тот посылает в надежде, что виноградари усовестятся. Чья это трагедия? Когда мы слушаем притчу, к кому мы эту трагедию относим?

Понятно, что эта история трактуется как история о самом Иисусе Христе. В этих виноградарях мы видим тех начальников, священноначальников, которым был вручен этот виноградник – народ Божий и которые стали его использовать по какому-то своему усмотрению, а не так, как им установил Бог.

Но, может быть, это трагедия и нашего сегодняшнего дня? Дня, когда и у нас есть начальники, которые тоже увлекаются какими-то собственными мыслями и поступают уже не по-Божьему, а по своим представлениям. И мы как народ оказываемся во власти этих начальников – во власти жажды захватить не свое.

А может быть, это наша трагедия? Ведь и мы тоже люди, чего-то желающие… А если привести сейчас маленький социологический опрос, попросить поднять руки тех, кому достаточно того, что у него есть? Кому хватает средств на исполнение всех тех желаний, которые есть у нас с вами?

Вряд ли здесь найдется кто-то, кто скажет: «Да, у меня всего хватает – все замечательно. Зарплата, пенсия, наследство… ‒ на все хватает». Всегда человеческие желания опережают возможности, они убегают вперед, все время искушают человека, зовут и заставляют его думать о том, где что-то еще получить. Конечно, надеюсь, никто из нас не воплощает в жизнь такие истории, как прозвучали сегодня в притче. Но, тем не менее, для каждого из нас это является предупреждением. Трагические истории на самом деле начинаются с очень малого.
Они начинаются с зависти – с зависти тому, у которого есть то, чего нет у тебя. Они начинаются с гордости – с гордости обладания тем, чего нет у другого. Эти две стороны у псалмопевца в 100-м псалме соединены вместе, там говорится замечательными словами церковнославянского языка про «несытого сердцем» и «гордого оком».

«Гордый оком» – это тот, кто возвышается своим взором: я – другой, я – лучше. У меня есть то, чего нет у другого, материальное это или не материальное – неважно. У меня это есть, и я могу этим гордиться.

«Несытое сердце», которое требует все время чего-то, – не насыщено, ненасытно, оно пытается завладеть чем-то другим.

Эти две стороны все время вместе ‒ «несытое сердце» и «гордое око» – идут бок о бок. И приводят к таким трагедиям, которые через века звучат в этой притче и откликаются в нашей истории. И в прошлой, и в сегодняшней. Это происходит на наших глазах, с нами сегодня – здесь и сейчас.

Притча обладает одной замечательной особенностью: она не просто рассказана для назидания, она рассказана участником притчи – самим Иисусом Христом. В конце истории Иисус задает вопрос своим слушателям: «Так что сделает хозяин дома с этими виноградарями?» И они говорят Ему: «Он предаст их злой смерти, а виноградник отдаст другим».

Кажется, что так и будет, и это справедливо. Такое ощущение, что Христос как будто бы с этим соглашается, лишь говоря о том, что Сын, которого отвергли виноградари, есть «камень краеугольный». Тот, который «сделался главою угла». Но в этой фразе Христос говорит совсем о другом: Он не соглашается с теми, кто вынес такой вердикт виноградарям. Христос, как тот самый «краеугольный камень», как Сын, который пришел в этот виноградник, посланный Отцом, говорит: «Как же вы не понимаете главного: для хозяина важно не уничтожить виноградарей, а спасти в том числе и их!»

«Это сейчас, слушая эту притчу, вы таким образом отвергаете этот самый краеугольный камень», – говорит Христос. Ведь Сын, который пришел, чтобы умереть, – пришел, чтобы умереть и за этих людей.

Эта глубочайшая и высочайшая правда – истина христианского мировоззрения. Христианство не подавляет и не захватывает, не навязывает, не учит любой ценой – оно спасает. Потому что таково служение самого Христа. Он не просто был готов умереть – Он умер, чтобы были спасены все и каждый.

Познаем же эту истину и изменим свою жизнь, чтобы эта истина сделала нас свободными, спасенными, как и хотел Господь.

Аминь.

Текст подготовил Владислав Рахматулин

 

Притча о злых виноградарях. Проповедь иерея Владимира Коваль-Зайцева


Благодарим за внимание!

Благодарим за молитву!

Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/