Крещение Иисуса Христа

 
 
 

Проповедь протоиерея Владимира Хулапа в Богоявление

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

 Мф.3:13-17 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Ещё несколько дней назад мы с вами праздновали Рождество Христово. И вот сегодняшнее евангельское чтение совершает хронологический скачок на 30 лет вперед, когда Иисус Христос приходит на Иордан, чтобы креститься от Иоанна Крестителя. Но вместе с тем это та же самая весть, которую мы услышали в Рождественскую ночь: «С нами Бог!»

Бог не только приходит в человеческий мир, Бог возрастает в этом мире. Бог по-человечески возрастает в мире вместе с человечеством. И Крещение – это еще один знак того, что Бог с нами. Богочеловек становится в очередь людей, которые идут ко Крещению Иоанна. И вот в этой человеческой толпе Он слышит их вопросы, Он чувствует их внутренние молитвы, Он видит их борение, которое охватывает их всю жизнь.

Он слышит проповедь Иоанна, но Он не выделяется из этой толпы, Он не расталкивает всех для того, чтобы принять Крещение первым, Он никаким образом не отделяет Себя от всего человечества, показывая, что Бог с каждым из нас. С каждым, кто осознает необходимость покаяния, о котором говорит Иоанн Креститель, и который приходит ко Крещению.

Мы видим, что Иоанн Креститель пытается помешать этой Божественной логике, он говорит: «Нет, ты не имеешь нужды в покаянии», он не хочет допускать Христа. Тем самым он пытается ограничить Бога. Ограничить Его действие в нашей человеческой жизни.

По сути дела, это та же человеческая позиция, с которой сталкивается каждый из нас. Мы тоже очень часто говорим: «Нет, Господи, Ты должен действовать вот так или так. Я допускаю или не допускаю Тебя в те или иные области моей жизни, некоторые эти области я хочу созидать сам, своей человеческой логикой. Пожалуйста, не входи в эти области». Но Христос отвечает Иоанну: «Оставь. Оставь эту человеческую логику, оставь самые большие достижения твоей человеческой жизни и позволь Богу войти в нее». Войти, чтобы совершить всякую правду — то есть правду в каждой области нашего человеческого бытия».

Именно после этого, именно после Крещения звучат замечательные красивые слова Бога-Отца. Слова, которые обращаются не только ко Христу — о том, что Он возлюбленный Сын. Эти слова обращаются и к каждому крещеному христианину. О том, что каждый из нас возлюбленный сын или возлюбленная дочь Бога, поскольку мы откликнулись на Его призыв, мы приняли Таинство вступления в Церковь. Поскольку мы все вместе собираемся здесь на трапезе Божественной Любви.

Эти слова – обетование надежды. Но вместе с тем – это суд, поскольку каждый человек оказывается перед выбором. Тем выбором, который совершает крещаемый, когда перед началом Крещения отрекается от дьявола. А дьявол по-гречески diabolos –разрушитель. Отрекается от всех тех сил, которые стоят за враждой, за войной, за насилием — по отношению к тому, что созидает Бог, творя образ Божий в человеке.

И после этого следует сочетание со Христом, выражение согласия участвовать в этом созидании Царства Божия, в этом созидании Церкви, к которому призывает Господь не только духовенство, но и каждого крещеного христианина.

Давайте же в этот холодный зимний день поймем, почувствуем своими внутренними очами, что, несмотря на это темное, низкое петербургское небо, с каждым из нас происходит маленькое чудо. Чудо — когда в праздник Богоявления отверзаются небеса. И если мы действительно попытаемся устранить из нашей жизни шум большого города, информационный шум, который постоянно преследует нас через гаджеты и любые другие информационные потоки, мы действительно услышим в глубине нашей души голос о нашем усыновлении, как его называет апостол Павел. И, услышав этот голос, обязательно откликнемся на него нашей жизнью.

Аминь.

Текст подготовила Татьяна Стрекопытова

 

Крещение Иисуса Христа. Проповедь протоиерея Владимира Хулапа


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/