Проповедь протоиерея Александра Сорокина в Неделю 23-ю по Пятидесятнице.
И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,
потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.
И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,
подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.
И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.
Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.
Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.
Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.
Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.
Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.
И смеялись над Ним, зная, что она умерла.
Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.
И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.
И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.Лк. 8:41-56
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры!
Евангелие для всех нас, христиан, является главным и самым достоверным источником о Христе Спасителе, о том, как и что Он проповедовал. Он не просто главный герой Евангелия, а, собственно, – его суть. Евангелия равно Иисус Христос, и главной нашей духовной задачей всегда является, как говорили святые, подражать Христу, во всем следовать Его повелениям, заповедям.
Некоторое время назад у нас была презентация одной книги, и ее автор задумался над вопросом, что значит любить Бога? Молиться, помнить, соблюдать заповеди? Один из ответов – иметь такой взгляд на мир, как смотрел бы на него Христос. Точнее, не «смотрел бы», а как смотрит на мир Иисус Христос – и во времена Своей проповеди, и во все времена – как творец, как Спаситель, как Слово Божие. Вот это и есть любить Бога, подражать Христу.
Но Евангелие ведь не только о Христе, оно написано не в форме трактата от имени Иисуса Христа. И это не просто сборник изречений Господних, хотя принято думать, что именно так назывался тот сборник, который лег в основу Евангелий и который не дошел до нас, – «Изречения Господни». Да, изречения – это, конечно, сердцевина, самое главное, но все-таки в Евангелиях не только слова самого Христа. Здесь и повествование о Его встречах с кем-то, разные истории, диалоги, споры.
И мы, с одной стороны, должны примерять к себе поведение Христа, подражать Ему, а с другой стороны – соотносить себя с теми, кто вступает с Ним в диалог, с теми ситуациями, в которых находятся эти люди. В каком-то смысле подражать и им, если они достойны этого подражания. Как бы мы вели себя на их месте? Что бы предприняли, если бы с нами вступил в диалог Христос, реагируя на ту или иную нашу проблему, беду, несчастье?
Вот и в сегодняшнем чтении целых два таких эпизода, и в обои случаях, как и в других подобных случаях, несчастие, недуг, беда являются стартовой ситуацией, с которой все начинается.
Между этими двумя эпизодами много параллелей, которые связывают их или сходством, или, наоборот, противоположностью. В одном случае девочка, отроковица, которая умирает (или уже умерла, как сказано в параллельном рассказе в другом Евангелии). А в другом случае – взрослая женщина, но страдавшая недугом тоже 12 лет. Два женских персонажа, у обеих женские проблемы. Но что еще связывает эти эпизоды?
В первом случае, если говорить о кровоточивой женщине, вокруг толпа, которая окружает Спасителя. И Христос выделяет одного-единственного человека, того, кто дерзнул преодолеть разделяющий барьер. Причем барьер, казалось бы, важный, полезный – ведь необходимо ограничивать общение болящих, особенно, согласно ветхозаветной религии, в «нечистом» состоянии. Ограничивать от общества, придерживаясь определенных устоев, правил, которые тоже восходят к Божественному источнику – к слову Божию.
Господь почувствовал это прикосновение против правил, против уставов, против закона. Казалось бы, Он должен порицать этого нарушителя, а Он, наоборот, одобряет, ободряет к дальнейшему. И вся эта толпа как будто отступает на второй план, а между тем, повторим, это не просто толпа, а люди, которые живут согласно добрым правилам, призванным облегчить жизнь человека.
А во втором случае другие обстоятельства. И тут субъектом страдания является даже не эта девочка двенадцати лет, а ее родители, ее отец, пришедший попросить за нее. Христос вновь отстраняется от толпы, высылает всех вон, остается наедине лишь с теми, для кого проблема имеет жизненно важное значение. И опять-таки: здесь толпа не какая-то противная, плохая – она соблюдает традиции, оплакивает умершего, и в этом плаче своя скорбь, своя печаль, которая направлена на то, чтобы утешить страдающих родителей. Даже сама фраза: «Не утруждай учителя», когда посланцы пришли сказать начальнику синагоги, что напрасен труд и не надо тратить время, – даже в ней видна определенная система вот такого понимания, что проблема нерешаема, поэтому давайте займемся какими-то другими добрыми, полезными делами.
Но Христос, преодолев устоявшиеся, определенные обычаи той эпохи, вновь вступает в особую связь только с этими избранными людьми – родителями, чтобы осчастливить их.
Это, собственно, и есть Его Благая весть, которую Он возвещает как Спаситель мира. Он преодолевает стереотипы, барьеры, которые, как костыли, служат хоть какой-то опорой падающему, страдающему человеку, но не дают полноты жизни, не решают проблему в полной мере.
А во Христе же всегда всё новое, радостное и живительное.
Аминь.
Текст подготовил Владислав Рахматулин
Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!
Поддержку можно осуществить здесь.