Воскрешение дочери Иаира

 
 
 

Проповедь протоиерея Владимира Хулапа

41 И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,

42 потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.

43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,

44 подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит,- и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.

47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.

48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.

50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.

51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.

52 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.

53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла.

54 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.

55 И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.

56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

Лк.8:41-56

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Из произведений литературы и кинематографа нам известен такой прием: автор описывает две совершенно разные человеческие жизни, которые идут параллельно друг другу. И, может быть, они никогда не пересеклись бы, но в один прекрасный день неожиданно происходит встреча.

Сегодня мы дважды в отрывке слышим число двенадцать. Двенадцать лет назад в семье начальника синагоги произошло очень радостное, может быть, самое радостное семейное событие — рождение единственного ребенка. После этого жизнь семьи развивается, ребенок растет, достигает возраста 12 лет — религиозного совершеннолетия в Израиле той эпохи. Отец занимает высокий пост руководителя богослужебного Собрания, вроде бы все хорошо, замечательно и прекрасно.

И 12 лет назад этой женщине ставят диагноз: у нее неизлечимая в ту эпоху болезнь, ее жизнь начинает катиться по наклонной. Она тратит все деньги на врачей, ее здоровье ухудшается, она не может посещать храм и синагогу, поскольку ритуально нечиста. Она теряет всех своих друзей, все свои социальные связи из-за вот этой «нечистоты».

Обе такие разные семьи, две такие разные жизни — полная и разрушенная — они встречаются вот в этой нулевой точке, когда и эта женщина, и этот начальник синагоги оказываются перед лицом того, что, наверное, известно каждому из нас, — перед лицом ситуации, когда мы своими человеческими силами ничего сделать не можем. И вот, такие разные, они объединяются верой, верой как движением, как приходом к Богу, хотя эта вера в этих двух людях являет два совершенно разных образа. Вера как необходимость пробиться через толпу, через какие-то предписания окружающего мира, пробиться, может быть, через какую-то робость и даже стыд исповедания того, что делает с нами Бог, — и всё это перед лицом большой собравшейся неверующей или ждущей какого-то яркого чуда толпы. И вера как некое состояние, может быть, человеческого шока, когда окружающие говорят: «все кончено», «не нужно утруждать Учителя», «какой смысл делать что-то еще?», «пойдем домой»…

Но Иаир понимает: не может быть, чтобы всё закончилось просто так. Не может быть, чтобы Бог дал смерти сказать последнее слово. Не может быть, чтобы за всем этим не стоял какой-то другой, иной план Божий.

Этих людей, помимо веры, объединяет в том числе и одиночество — одиночество в толпе. Причем эта толпа описывается дважды. С одной стороны, это большое количество людей, которые прикасаются ко Христу физически. Ведь все они или почти все прикоснулись к Нему, но только одна женщина действительно получила силу исцеления, поскольку в этом множестве людей, в этом абсолютном одиночестве, в этой исключенности из человеческого общества она поняла, что именно здесь и находится протянутая к ней рука Божия.

С другой стороны, та толпа, которая ждет дома Иаира, та толпа, которая плачет. Надо заметить, что у нас погребение — более тихий, более спокойный обряд, а в то время в той культуре приглашали профессиональных плакальщиц — людей, которые создавали атмосферу траура, атмосферу печали по умершему человеку. И вот эта толпа, ее настроение точно так же меняются. Только что они плакали, чтобы создать ощущение печали. И когда Христос говорит, что девица не умерла, но спит, они начинают смеяться над Ним, показывая, что все эти слезы — нечто наносное, какая-то бутафория, за которой, как и у этой первой толпы, тоже ничего не стоит.

Еще один момент, который объединяет этих двух людей, — это то, что за чудом следует продолжение. Христос говорит женщине, что она должна признаться перед всеми людьми в том, что произошло. Вера должна свидетельствовать, несмотря на то что женщина хочет сохранить некую приватность, интимность. О вере можно и нужно говорить, если этого требует Бог. И во втором случае мы тоже видим, что Христос возвращает жизнь девочке, но вместе с тем просит у окружающих об одном очень конкретном деле. Он говорит: «Дайте ей есть». И вроде бы Он насыщает хлебами пять тысяч человек, Он совершает другие чудеса, но вот здесь Он призывает человека к тому, чтобы он стал соучастником чуда. Чтобы человек, пусть он не может сделать то, что делает Бог, то, что делает Мессия, то, что делает Иисус Христос, но какую-то свою человеческую часть продолжающегося чуда должны сделать родители вот этой воскресшей девочки, должны сделать те люди, которые стали свидетелями этого чудесного преображения.

И поэтому в какой-то мере эту притчу можно применить и к Божественной литургии, где тоже встречаются очень разные люди с Богом и друг с другом. Где тоже Бог хлеб и вино прелагает в Свое Тело и Кровь, давая возможность каждому из нас прикоснуться к чуду и ощутить силу, исходящую от Него.

Но вместе с тем Евхаристия не заканчивается просто богослужением. Подобно тому как в сегодняшних чудесах Бог протягивает руку девочке и говорит, что нужно дать ей есть, то же самое Он говорит и нам. Та протянутая рука Божия, Которую мы ощущаем во время Божественной литургии, та пища, Которую мы вкушаем, должны продолжаться дальше. Должны продолжаться и после того, когда мы выйдем из храма и увидим людей, которым мы, в свою очередь, должны протянуть эту руку божественной любви и дать им эту духовную пищу.

Аминь.

Текст подготовил Владислав Рахматулин

 

Воскрешение дочери Иаира и исцеление больной женщины. Проповедь протоиерея Владимира Хулапа


Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!

Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/