Можно ли нарушать пост?

 
 
 

Календарный этюд Юрия Рубана

Нет, нет! Речь идёт не о календарных контроверзах: у приблизительно 90% христиан (в том числе и православных), живущих по астрономическому календарю, пост уже закончился, и сегодня – Рождество Христово, празднуемое в свой законный символический день зимнего «солнцеворота» (25 декабря) [1], о чём хорошо говорит святой Григорий Нисский (IV в.). Но, по отставшему с тех пор на 13 дней календарю языческого жреца Юлия Цезаря пост продолжается, и сегодня – ещё только 12 декабря, а потому мы обращаемся к жизни строгого подвижника святителя [2] Спиридона Тримифу́нтского, которая и должна дать ответ на этот наивный риторический вопрос.

Согласно преданию, этот весьма почитаемый в греческом и русском Православии святой родился около 270 года на острове Кипр в простой крестьянской семье и с детских лет пас овец. В молодости Спиридон женился, и у него родилась дочь Ирина, которую Спиридон сам крестил. Семейная жизнь продолжалась недолго, вскоре жена умерла, однако и после этой тяжёлой потери Спиридон не впал в уныние, а продолжил служение Богу своими добрыми делами. Не имевший теоретического богословского образования, Спиридон понял, что главное в жизни – практика, и подражал царю Давиду в кротости, а праотцу Аврааму – в любви к странникам. Доброжелательность и душевная отзывчивость привлекали к нему многих: бездомные находили в его скромном доме приют, странники – пищу и отдых. За добрые дела Бог наделил будущего святителя дарами прозорливости, исцеления и изгнания бесов.

Можно ли нарушать пост?

Икона святителя Спиридона с житием

Светильник не может долго быть под спудом: в царствование императора Константина Великого (306–337) народ избрал Спиридона епископом города Тримифу́нта (в древности церковные должности были выборными, а не номенклатурными). Житийные варианты, позднего происхождения, преподносят нам немало его подвигов на ниве архиерейского служения, даже участие в Первом Вселенском соборе и диспут с самим учёным Арием Александрийским. Впрочем, всё это лежит за пределами исторической достоверности.

Можно ли нарушать пост?

«Шапочка» святителя Спиридона

Скончался святитель Спиридон около 348 года во время молитвы и погребён в Тримифунте в храме Святых Апостолов. Последние его слова были о любви к Богу и ближним. В середине VII века мощи святителя перенесены в Константинополь, а в 1453 году – на остров Керки́ра в Ионическом море (другое название – Кόрфу). Здесь, в одноименном городе Керкира (главный город острова), сохраняются его святые мощи. Пять раз в году на острове совершается торжественное празднование его памяти.

На Руси почитание святителя Спиридона известно издревле. Народ, отмечавший значимые календарные вехи по церковному календарю (других ещё не было), называл близкий ко дню памяти святого Спиридона день зимнего солнцеворота, или «поворота Солнца на лето», «Спиридоновым поворотом». (В скобках заметим, что XX—XXI столетии день его памяти по юлианскому календарю – 12 декабря – приходится на 25 декабря по григорианскому, то есть на астрономический день Зимнего солнцеворота. Но в XXII веке дата сместится на 26 декабря, в XXIII веке – на 27 декабря и так – по всем дням годового цикла; впрочем, как и все праздники, всё ещё отмечаемые у нас по отстающему календарю Юлия Цезаря.)

Особым почитанием святитель Спиридон пользовался в Великом Новгороде и Москве, где в 1633 году воздвигли храм его имени. В другой столичной церкви, Воскресения Слову́щего (1629), находятся две чтимые иконы святителя Спиридона с частицей его святых мощей.

Можно ли нарушать пост?

Храм свт. Спиридона Тримифунтского в Ломоносове (Ораниенбауме)

О жизни святителя Спиридона сохранились ценные свидетельства византийских историков второй половины IV—V веков – Сократа Схоластика, Созоме́на и Руфина, близких к нему по времени и общавшихся с его учениками и младшими современниками. Древнейшее житие святителя Спиридона написал ямбическими стихами его ученик – святитель Трифи́ллий, епископоп Левкуссии Кипрской († ок. 370). Его классическое житие было написано в X веке выдающимся византийским агиόграфом (то есть «описателем святых») Симеоном Метафра́стом.

В заключение этой краткой справки приводим свидетельства о святом Спиридоне первых двух вышеупомянутых историков. Второй фрагмент особенно важен для понимания истинного смысла поста, который многие сводят лишь к неукоснительной «перемене рациона», забывая, что деление пищи на «чистую» (кошерную) и «нечистую» – это понятия ветхозаветные, обязательные только для иудея по вере (причём, обрезанного). «Услышьте и уразумейте! Не то, что́ входит в уста, оскверняет человека; но то, что́ исходит из уст, – это оскверняет человека», – читаем в Евангелии от Матфея (15:10–11). Слова Христа обращены не только к искушавшим Его фарисеям, но и к их (вольным или невольным) последователям среди христиан.

Примечания

[1] См.: Рубан Ю. Календарь для человека или человек для календаря? (Когда мы празднуем Рождество Христово) // Санкт-Петербургский церковный вестник, 2005. №12 (72). С. 34–37; Рубан Ю. От Рождества до Сретения: праздники Рождественского цикла / Науч. ред. проф. архим. Ианнуарий (Ивлиев). Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 2019. А также здесь.

[2] Святителями называют иерархов, то есть священнослужителей, имеющих высший церковный сан – архиерейский. Внутри этой высшей в Православии степени священства они подразделяются – по административному принципу – на епископов, архиепископов, митрополитов и, наконец, патриархов (первых среди равных). В греческой церковной традиции архиепископ выше митрополита.

Приложение

1. Сократ Схоластик. Церковная история. Кн. I, гл. 12. «О кипрском епископе Спиридоне»:

«Теперь о Спиридоне. Этот пастырь обладал такой святостью, что удостоился пасти и людей. Получив епископство над одним из городов Кипра, по имени Тримифунт, он в епископском сане, по великому смирению, не переставал пасти и овец. О нём сохранилось много рассказов, но, чтобы не удалиться от предположенного предмета, я припомню один или два.

Однажды в полночь воры вошли потихоньку в овчарню и старались похитить овец. Но Бог, хранящий пастыря, сохранил и овец его, – воры невидимою силою очутились привязанными к овчарне. Между тем настало утро, и пастырь пошёл к стаду; когда же увидел он, что у хищников руки связаны назад, тотчас узнал, что случилось, и, помолившись, развязал их и долго усовещивал, внушая им доставить себе пропитание законными трудами, а не брать чужого беззаконно. Потом, подарив им овна и отпуская их, ласково сказал: «Пусть же не напрасно бодрствовали вы». Это – одно из чудес Спиридона, а другое было таково.

Была у него дочь девица, наследовавшая набожность своего отца, по имени Ирина. Кто-то знакомый отдал ей для хранения драгоценное украшение, но она, признав безопаснейшим хранилищем землю, спрятала взятую вещь в земле и вскоре потом умерла. Через некоторое время пришёл тот, кто отдал свою вещь и, не нашедши уже девицы, приступил к отцу – частью с обвинением, частью с просьбою. Старец, который утрату хозяина украшения почитал собственным несчастьем, пошёл на могилу дочери и молил Бога, чтобы Он прежде времени показал обетованное воскресение. Надежда его не обманула: девица тотчас явилась отцу живою и, означив место, где спрятала украшение, опять скрылась.

Такие-то мужи сияли в Церквах во времена царя Константина. Это я и сам слышал от многих жителей Кипра, и читал в латинском сочинении одного пресвитера Руфина».

2. Созомен. Церковная история:

«Надобно знать и то, ка́к он принимал странников», – писал близкий к монашеским кругам Созомен, приводя в своей «Церковной истории» удивительный пример из жизни святителя. – «Однажды, по наступлении Великого Поста, в его дом постучался странник. Видя, что путник очень утомлён, святой Спиридон сказал дочери: «Обмой ноги этому человеку, да предложи ему поесть». Но, ввиду поста, не было сделано нужных запасов, ибо святитель «вкушал пищу только в определённый день, а в прочие оставался без пищи». Поэтому дочь ответила, что в доме нет ни хлеба, ни муки. Тогда святой Спиридон, извинившись перед гостем, приказал дочери поджарить бывшее в запасе солёное свиное мясо и, усадив за стол странника, принялся за трапезу, убеждая того человека подражать себе. Когда же последний, называя себя христианином, отказался, – святой Спиридон прибавил: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие говорит: «Для чистого – всё чисто» (Послание ап. Павла к Титу 1:15)».

Это свидетельство о человеколюбивом поступке истинного христианина, каким был святой Спиридон, не нуждается в комментариях. Можно лишь задаться вопросом: многие ли из наших «усердных постников» поступили бы так же, как он, не убоявшись «оскоромиться» и «порушить» свои гастрономические «заслуги» пред Богом?

Можно ли нарушать пост?

Икона святителя Спиридона Тримифунтского в нижнем храме Феодоровского собора. Иконописец Илья Иванкин