Как появились священники в Церкви? Разбираемся вместе с протоиереем Димитрием Сизоненко.
Мы видим в Евангелии, как Иисус Христос собирает учеников, общается с простыми людьми, проповедует в лодке, на горе, в Иерусалимском храме. Он все время окружен людьми, вокруг Него атмосфера ликования и радости. Сегодняшняя церковная реальность существенно отличается. Вместо неслыханной свободы появляется строгий устав, множество правил, жесткая субординация. Как появились и заняли свое место священники в Церкви? Разбираемся вместе с протоиереем Димитрием Сизоненко.
Первые священники и первые ученики Христовы были призваны являть миру Спасителя, проповедовать, возвещать радостную весть о том, что все грехи прощены. Что можно жить новой жизнью, помышлять о вещах горних. Но со временем произошла какая-то странная подмена. Как это случилось?
Может быть, во всем виноват Миланский эдикт, сделавший христианство официальной религией империи? Простой и убедительный тезис: когда христиане жили в катакомбах и их преследовали, они были «настоящими». Как только христианство стало государственной религией, все стало меняться. По крайней мере, нашли виноватых!
Миссионерская деятельность. Евангелизация
В начале XX века появляются священники, активно занимающиеся миссионерской работой. Яркими представителями были братья Егоровы — священномученик архимандрит Лев, настоятель Феодоровского собора, и его брат, епископ Русской Православной Церкви, митрополит Симферопольский и Крымский Гурий. Братья идут говорить о Христе на рабочие окраины к тем, кто оказался на обочине жизни. Вот пример священников, которые были не только служителями алтаря, но и миссионерами, они занимаются не только клерикальными формами апостолата, но идут в мир, к людям.
«Евангелизация» — начало новой проповеди. Говорить о Христе сегодня нужно с теми, которые были крещены когда-то, но о своем крещении забыли.
Раннее христианство — движение мирянское
Все, кто принимает Таинство Крещения, получают дар священства. Это называется священством мирян, или царственным священством.
В некоторых учебных пособиях говорится, что священники и епископы — богоустановленный институт, но подтверждения этому в Новом Завете нет. Это утверждение перекочевало из католических учебников. В Католической Церкви в ответ на движение Реформации отцы Тридентского собора постановили, что институт священства в Церкви был установлен Богом. Спустя столетия, в XX веке, отцы Второго Ватиканского собора высказались на эту тему более осторожно: «с древних времен».
Профессор Свято-Сергиевского института в Париже протопресвитер Николай Афанасьев считает, что раннее христианство было мирянским движением. В самых древних общинах не было священников. Господь наш Иисус Христос не был служителем культа, Он не имел никакого отношения к Иерусалимскому храму, более того, он был из колена Иудина, а священники были из колена Левия. Апостолы тоже были мирянами. Еще вчера это были совершенно простые люди.
И с Иерусалимским храмом первая община была связана косвенно. Некоторые христиане стояли преимущественно в притворе Иерусалимского храма, другие вообще в храм не заходили.
Яркая фигура в истории христианства — Иоанн Креститель — в Храм не ходил, хотя его отец был священником из рода Левия. Иоанн Креститель не был связан с культовой практикой, с храмовым богослужением и тем более с жертвоприношениями.
Первые христианские общины
Противоречивы суждения о тех немногие фактах и свидетельствах из истории первых христианских общин, которые сохранились до нашего времени. Неопровержимо только то, что во время земной жизни Христос собрал вокруг Себя группу учеников, ближайших последователей, которых Он называл друзьями. Их двенадцать.
Вокруг апостолов и формируется первая община в Иерусалиме.
В общине были различные течения. Наиболее ярким течением были иудео-христиане. Двенадцать апостолов были иудеями, которые приняли Христа как долгожданного Мессию своего народа. Они стали христианами, но при этом оставались еще в лоне иудаизма. И, естественно, свою жизнь и жизнь своих общин они строили по образцу синагоги, где во главе были старейшины.
Помимо иудео-христиан были эллинисты. Часть народа Израиля жила в диаспоре, то есть не на Святой земле, а в соседних странах Средиземноморья, где господствовала эллинская культура. Они одевались в греческие одежды, носили греческие имена, говорили по-гречески. То есть это люди эллинской культуры, но при этом связанные кровью с народом Израиля. Мы встречаем упоминание о них в Книге Деяний, где говорится о конфликте в общине при распределении помощи вдовам.
Апостолы не в состоянии полностью контролировать процесс распределения материальных благ, они хотят посвятить себя проповеди Слова Божия, а вопросами управлением должны заниматься другие. Так выбирают семь достойных мужей, которых называют диаконами. Возникает некая параллельная иерархия, она ничего общего с нынешними диаконами не имеет. Это люди, которые управляют отдельными сферами жизни общины наряду с пресвитерами, а затем и епископами.
Община выходит за стены Иерусалима
Община невероятно быстро разрастается, число членов умножается. И вдруг начинаются гонения, преследования христиан. Мученичество архидиакона Стефана. Все потрясены этими гонениями, прячутся по углам.
Святой Дух раздувает в христианах веру, и теперь их влечет на улицы проповедовать Христа. Начинается новая волна миссионерского пыла.
Община рассеивается. Волей-неволей нужно расходиться по всему миру. Весть о воскресшем Христе выходит за стены Иерусалима и распространяется по всей Римской империи.
Пресвитеры и епископы
Для обеспечения единства и согласия между возникающими общинами двенадцать апостолов берут на себя миссию лично посещать эти общины или посылать в них своих доверенных лиц.
Слово «апостол» по-гречески означает «посланник». У христиан апостолы — это миссионеры, дипломаты, чрезвычайные уполномоченные по делам дальнего зарубежья. Это странствующие проповедники, они никогда не были епископами в нашем понимании, не возглавляли какую-то поместную церковь, не сидели на месте, всегда были в пути. Для того, чтобы управлять общинами, на местах поставляли пресвитеров.
Кто такой пресвитер? В православной среде при слове «пресвитер» возникает ассоциация с баптистами. Пресвитер — это баптистский пастор. Но православные священники тоже пресвитеры. Чин официально называется «рукоположение во пресвитеры». Пресвитер в переводе с греческого — «старейшина» или «староста». Это человек, пользующийся определенным авторитетом, который управляет общиной. Пресвитер — некий статус, должность; функция пресвитера — исполнять надзор над общиной.
У древних христиан слова «пресвитер» и «епископ» были абсолютными синонимами, только одно из них обозначало должность, а другое — служебные обязанности.
Апостол Павел и Коринфская Церковь
Коринфская церковь жила яркой, харизматической жизнью. В ней были такие служения, как глоссолалия, исцеление, пророчество, толкование, учительство. Это была община, возникшая среди язычников. Ответственность за ее окормление была возложена на апостола Павла. Читая Первое и Второе послания к Коринфянам, понимаешь, что об этой Церкви говорится так много потому, что это была большая головная боль для апостола. Это было нечто, что было очень трудно каким-то образом окормлять, приводить в упорядоченный вид.
Появление пресвитеров, епископов, диаконов
Важно понимать, что в древней Церкви никаких священников не было. Как уже говорилось, были пресвитеры — руководители общин по образцу руководителей синагог, которые выполняли функцию нынешних епископов.
В языческие общины еще поставляются диаконы, но это слово означает только тех, кто помогает епископу, кто прислуживает. Никакого литургического значения это слово еще не имело.
Первые епископы в нынешнем понимании этого слова — то есть архиереи, которые возглавляют общину, привязаны к одной поместной церкви, — появляются по мере того, как развивается Церковь. Появляются новые верующие, становится все труднее руководить общиной: распоряжаться финансами, благотворительной деятельностью, процессом рукоположения и поставления на служение, председательствовать на богослужениях, выполнять представительские функции перед римскими властями и защищать Церковь от внешней опасности.
Апостольское преемство
Для епископов той Церкви было важно качество апостольского преемства. Любой епископ мог возвести свою «родословную» к апостолу, основавшему данную поместную церковь.
Когда мы читаем сщмч. Иринея Лионского, то представляется очень живая картина того, как вокруг христианских общин возникают другие околохристианские общины, условно говоря, гностические. Они начинают проповедовать ереси. Это большой соблазн. Часто проповедуют люди харизматичные, говорят то, что хотят от них услышать, пользуются популярностью и авторитетом, тем самым представляют опасность для Церкви.
Епископ Ириней Лионский вспоминает, как в юности был духовным чадом сщмч. Поликарпа Смирнского, а тот, в свою очередь, был духовным чадом апостола Иоанна Богослова. И он увещевает не слушать посторонних, потому что только те, которые были рядом со Христом, кто сопровождал Его в годы земной жизни, кто был свидетелем Его Воскресения, могут истинно учить и проповедовать о Спасителе.
После того как уходит это поколение, имеют право проповедовать Христа те, кто являются непосредственными преемниками, получают предание истинное и неповрежденное из рук в руки. В этом и состоит апостольское преемство.
Но в христианстве есть и параллельные явления, например, когда учитель передает непосредственно ученику лично свою харизму и свою власть. В Посланиях апостола Павла фигурируют такие помощники, как Тимофей и Тит. Они не были преемниками Павла, они не были рукоположенными, но были его викариями. Он им не делегировал свою апостольскую власть над епископами или пресвитерами поместных церквей, но, когда они посещали общины, то они там назначали пресвитеров.
Иерархическая структура христианских общин
В древней общине существовало два статуса — клирики (священники) и лаики (миряне).
Сегодня некоторые утверждают, что клерикализация — это тяжелая болезнь Церкви, с которой нужно бороться. Представляют, что были прекрасные времена, когда в Церкви не существовало ни клириков, ни лаиков, а была некая эгалитарная община, равенство, братское сообщество. Но такие прекрасные времена существуют только в их фантазиях, это ностальгическая утопия.
Изначально христианские общины, как и любые общины того времени, имели иерархическую структуру. Точно так же, как и общество.
Никогда не было панибратства или эгалитарности на манер современной демократии. Все эксперименты и попытки организовать что-либо подобное заканчивались в древних традиционных церквях большими неприятностями. Например, идея о том, что священников и епископов должны выбирать миряне. Идея сама по себе прекрасна, но когда дело доходило до практики, то сталкивались с серьезными злоупотреблениями.
В IV веке клир эпохи Константина полностью воспроизводит административное устройство империи. Появляется огромное количество священников, которое просто пользуются привилегиями, ряды духовенства стремительно пополняются людьми, материально заинтересованными в рукоположении и при этом не отличающиеся необходимыми нравственными достоинствами. Епископы становятся уже не духовными пастырями, но патронами и владыками.
В это же время чины священства выстраиваются в определенную иерархическую лестницу, на которой невозможно перепрыгнуть через ступеньку. Теперь существует некое восхождение по карьерной лестнице, где вершина — священство пресвитера или епископа.
В Новом Завете слово «священник» относится только ко Христу
Когда в Европе начинается эпоха Реформации, богословы вдруг вспоминают, что в Новом Завете ни разу слово «священник» не применяется ни к апостолам, ни к отдельным служителям Церкви. Слово «священник» относится только ко Христу, поскольку Он приносит в жертву Самого Себя.
В некоторых Посланиях и в Книге Откровения Иоанна Богослова слово «священник» употребляется к общности крещеных людей, к верующим, то есть к народу как целому.
Евхаристия как священническая жертва. Тайная вечеря — братская трапеза любви
Иерусалимский храм был уже разрушен, но в христианских общинах многие иудеи-христиане тосковали по храмовому богослужению. Им нужна была жертва, именно в том смысле, как в Храме приносились жертвы, поэтому и Евхаристию они со временем тоже начинают воспринимать как священническую жертву в категориях того, как это совершалось в Иерусалимском храме. И, благодаря этому, мало-помалу развивается богословие священства, жертвы, Евхаристии как жертвы.
Изначально евхаристические собрания первых христиан были просто совместными трапезами. Так же, как и Тайная вечеря, это была пасхальная трапеза, это не было Таинством Евхаристии в современном терминологическом значении слова. Это был некий прообраз будущего Таинства Евхаристии. Прежде всего, это была семейная, братская трапеза, трапеза любви.
Священство — прямой преемник храмового священства
Для иудеев-христиан священство, как оно постепенно развивается в христианстве, является прямым преемником храмового священства.
Апостол Иаков, брат Господень, первый иерарх, первый епископ Иерусалимской общины описывается в книгах Евсевия Кесарийского в образе первосвященника Иерусалимского храма.
Для первых христиан это было важно — видеть в лице апостола Иакова именно преемника храмовых первосвященников.
В Иерусалиме составляют списки епископов, которые возводят свою родословную к апостолу Иакову, очень похожие на списки, которые вели раввины. Это была генеалогия первосвященников. Христиане охотно вписывали свое священство в родословную, которая восходит к Моисею и Аарону.
Священство перешло к апостолам и к Церкви через Иоанна Крестителя
Афраат Персиянин и прп. Ефрем Сирин утверждали, что священство от Моисея и Аарона перешло к апостолам и к Церкви через Иоанна Крестителя, бывшего из рода Левиев, то есть по крови совершенно достойного священнического служения.
Иоанн Креститель передал благодать священства Иисусу Христу в момент крещения на Иордане.
Такое предание важно было для того, чтобы вписать Таинства, которые мы совершаем сегодня в храме, в практику жертвоприношения, совершавшегося в Иерусалимском храме.
Что касается пресвитеров, то они в древней Церкви, судя по первым свидетельствам, рукополагались точно так же, как были поставлены Иисус Навин и семьдесят старейшин Моисеем. То есть у них действительно была харизма быть старейшинами.
Современное понимание священства
Современное понимание священства, в котором сочетается власть совершать Таинства и административные функции, окончательно складывается при Блаженном Августине. В его книге «О Граде Божием» завершается развитие этих понятий, он цитирует Книгу Откровения Иоанна Богослова, где говорится о том, что воскресшие святые будут священниками Бога и Христа, будут царствовать с Ним тысячу лет.
При этом Блаженный Августин добавляет, что это сказано не только о епископах и пресвитерах, которых сейчас в Церкви называют священниками. Это относится к общему священству всех крещеных, всех членов Церкви — священников через Таинство Крещения. Таким образом Августин уже намечает идею, что есть институциональное священство, но есть и всеобщее царственное священство всех нас. Это священство мы получаем в Таинстве Крещения, и оно представляет собой дар Святого Духа и определенную миссию — служение, которое мы все призваны нести в мир.
Священство мирян. Священство Иисуса Христа
Тайная вечеря. «Настал час. Пробил час». Для каждого из нас однажды наступает час, ради которого мы пришли в этот мир.
Иисус возлежал и с Ним двенадцать апостолов. Он сказал им: «Очень желал Я есть с вами эту пасху прежде моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божьем». И взяв чашу и благодарив, сказал: «Примите и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, пока не придет Царство Божие». И взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: «Сие есть тело Мое, которое за вас предается». Также взял и чашу после вечери, говоря: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. Сие творите в Мое воспоминание».
Что эти слова значат в жизни каждого из нас?
Это последний ужин. Ностальгия по прошлому: можно вспомнить все три года, которые провели вместе, все, что прожили вместе. Это прощальная трапеза и одновременно ностальгия по будущему, потому что Христос обещает, что вкушать следующую пасху будем вместе, когда придет Царство Божие.
В чем же заключается здесь священство Иисуса Христа? Все Его служение состояло в том, что Он три года создавал общину. Он не совершал никаких священнодействий, в Евангелии мы даже не находим такого места, чтобы Он вместе с апостолами молился. Он молится всегда один. Но Он создавал отношения дружбы. Ему нужна была сильная, сплоченная община, семья. Его ученики понимали не все и не сразу, часто переспрашивали, ссорились.
Накануне последней вечери они выясняют, кто за столом займет почетные места. И что в ответ делает Христос? Он вместо того, чтобы сесть за стол или рассадить других, начинает умывать ноги ученикам.
В этот момент Христос может сказать, что спустя три года совместной жизни апостолы Ему уже не слуги, они Его друзья.
Как вы думаете, когда апостолы впервые поняли, что Христос — Бог? В этот момент.
До апостолов это доходило изнутри, постепенно, по мере того как они стали осознавать, что их Учитель обладает искренностью, праведностью, преданностью, безмятежностью, милосердием, братской любовью, которую они нигде не встречали. И это настолько меняет их жизни, что они понимают — так изменить жизнь может один только Бог.
Этот опыт мы стремимся переживать всегда. Опыт личной встречи со Христом, чтобы Он изнутри изменил нашу жизнь. В этом и есть Его священство, внутреннее священство. И наше священство.
Христос три года создавал общину, чтобы освятить ее через Таинство, которое Он совершает, прощаясь со своими учениками. Эта община — плод Его жизни, которую Он приносит Отцу как жертву. Иисус говорит, что Он всех сохранил, кого Ему дал Отец, никто не погиб, кроме сына погибели. Что они все — как гроздья на виноградной лозе, что их объединяет единый сок. Завет в Его крови. Кровь — это символ жизни, Его жизни.
Вопрос каждому из нас. Какие моменты повседневной жизни вы хотели бы вспомнить на прощальном ужине, преподнести Богу как некий дар, как урожай своей жизни? Чтобы Бог это принял как жертву, которую Он освятит для того, чтобы она сделалась вечной.
Поэтому царственное священство мирян, которые соединяются через Таинство Крещения со Христом, состоит в том, чтобы даже самые простые повседневные вещи в своей жизни мы приносили Богу как некую жертву, как некий дар.
Вся ваша жизнь, все ваше существо, все ваше тело, вся сущность есть жертва, благоприятная Богу.
Правда, со словом «жертва» в нашем языке полная катастрофа. Как только мы произносим это слово, нам на ум приходит «жертва несчастного случая», «жертва насилия», «жертва какого-нибудь стихийного бедствия». Это не имеет ничего общего с понятием «жертва» изначально.
Жертва — это некий дар, приношение, которое мы предлагаем Богу для того, чтобы Он это освятил. Нечто из своей жизни мы возвышаем, возвышаем самих себя для того, чтобы Бог это принял и через это мы бы соединились с Ним.
Поэтому апостол Павел говорит, что вы, вся ваша жизнь, все ваше существо, все ваше тело, вся сущность — есть жертва, благоприятная Богу, благоухание фимиама, который приятен Ему.
Протопресвитер Александр Шмеман обращает внимание на замечательные вещи. Глядя на женщину, которая возвращается из магазина с авоськами и идет накормить свою семью, он видит, что в этой любви присутствует Христос, это христианская любовь.
Мать семейства, которая думает, что бы сегодня приготовить на ужин, в действительности задает себе вопрос: чем я покажу любовь своим домашним. И это настоящая жертва, Евхаристия, которая есть выражение нашего священства во Христе.
Бог есть любовь
Кому-то в Церкви не хватает любви, раздражают священники, раздражают другие прихожане? Чтобы Церковь стала местом любви, единственное, что мы можем сделать, это дарить там свою любовь, ничего не ожидая взамен.
Слова Христа: «Моя кровь, которая за вас проливается — кровь Нового Завета», — всегда возвращают нас к тому, что Таинство Евхаристии — это Таинство Брака. Что такое Завет? Это и есть Брак, брачные узы, союз. Христос устанавливает брачный союз через Евхаристию. Вдохновляет и освящает все узы, которые соединяют людей друг с другом в единое целое, делает их вечными. Поэтому и сказано — Нового и Вечного Завета.
Спросите себя: какие чувства вы хотели бы взять с собой в вечность? Какие события в жизни, какие встречи, людей, какие книги вы хотите читать в вечности?
Христос открывает, что самое Божественное — оно же является и самым человеческим. Самое человеческое — служить другим. Освящать их, любить их настолько, чтобы они были спасены. Нет большего счастья, чем это.
Потому что уж если кто по-настоящему счастлив, кто является блаженным — это Сам Бог. А Кто есть Бог? Бог есть любовь.
И если человек в этой земной жизни вкусил такую любовь, то он сможет любить вечно.
Текст подготовила Татьяна Стрекопытова для сайта Феодоровского собора
По лекции протоиерея Димитрия Сизоненко «Откуда в христианстве священники»