Как понять, чего я на самом деле хочу? Важны ли желания для христианина

 
 
 

Конспект лекции психолога Марины Филоник. Лекция прошла в Феодоровском просветительском центре 7.02. 24 г.

Почему важно распознавать свои реальные желания

Вся наша жизнь – это фрустрация, состояние, когда мы имеем потребность и не можем ее реализовать, не можем получить желаемое. Но! Фрустрация – это двигатель нашего развития. 

Сложно бывает распознавать свои желания, и тогда мы честно говорим сами себе: «Я не знаю, чего хочу». В чем же причины и трудности этого незнания?

Один из первых ответов на вопрос «как распознать свои реальные желания?»: по тем действиям, которые человек регулярно совершает. Если кто-то на уровне головы не хочет что-то делать, но по факту делать это продолжает, значит в его действиях есть какая-то правда. Эту правду мы можем осознавать или нет, но мы будем реализовать ее в своей жизни. 

Поэтому когда человек развивает осознанность, начинает лучше слышать и понимать свои чувства, то обнаруживает, что вообще-то он во многом  живет ту жизнь, которую хочет, хотя в ней может кое-что и не нравиться. 

Что вообще в жизни нас может волновать больше, чем наши желания и потребности? Поэтому их важно распознавать и не игнорировать.

Может быть, есть кто-то, кого эта тема не волнует? Да, эта проблема может не волновать людей с тяжелыми психическими расстройствами. Такое заболевание называется апатия, и это настоящая апатия. Симптомом ее является то, что человек ничего не хочет, и его это не беспокоит.

Существует довольно модное понятие «травма рождения». Это история о том, как новорожденного встречает мир. Встречают ли его любящие руки родителей, равнодушная акушерка или холодные весы. В травма-терапии есть точка зрения, что в дальнейшем это отражается на контакте человека с миром.  

Само рождение это фрустрация, ведь сразу после рождения есть потребности, которые невозможно реализовать. 

Где возможно все реализовать? Где нет фрустрации? Где нет проблем с потребностями? Очевидно, в раю. Достоверно это не известно, но очень хочется, чтобы было так.  Это «тоска по раю»: человек хочет, чтобы все его желания и потребности реализовывались.

Но все желания и потребности восполняются только у плода во внутриутробном состоянии, если мама здорова. Как только младенец появляется на свет – все, уже есть вот это переживание фрустрации.

Как понять, чего я на самом деле хочу? Важны ли желания для христианина

Условная модель уровней переживания

Эмоциональный уровень 

Эмоции это маркер реализации или нереализации потребностей. Потребности как корешки, эмоции как вершки. 

Всякая положительная эмоция, всякое приятное состояние говорит о том, что сейчас у человека реализуется важная нужда, интенция, желание, смысл, ценность, потребность. Всякая неприятная эмоция – раздражение, злость, страх, тревога, недовольство, возмущение – говорит о том, что человек претерпевает фрустрацию, его потребность, нужда не реализуется. Это важно понимать. Чувства сообщают человеку, идет ли он в правильную сторону и реализует ли свои внутренние интенции или нет.

Когнитивный уровень

…часто нам мешает. Разум, убеждения говорят одно, а эмоции другое. 

Например, разум оценивает людей, с которыми человек общается, положительно, а эмоционально в этом общении человек раздражается, чувствует себя некомфортно, противно, отвратительно. Но если у него сильное благочестие, сильное убеждение, как правильно должно себя вести, то признаться себе в этом человек не может. 

Телесный уровень 

“Тело не врёт!” — это очень правильный тезис. Если разум говорит человеку, что он общается с прекрасными, добрыми людьми, а тело при этом «скрючивается», то необходимо развивать в себе осознанность внимание к своему телу и к своим эмоциям. Ведь это то, что будет говорить правду о ситуации и о желаниях. Правда в том, что человек не хочет видеть этих людей, и это нормально. 

Одна из важнейших проблем, почему мы не слышим свои желания, это конфликт между когнитивным уровнем и интенциональным.

Интенциональный уровень

Это уровень, на котором у человека расположены желания, потребности, мотивы. 

Для научной конференции нужно было бы разводить понятия мотив, ценность, потребность, смысл. В нашем разговоре будем использовать слово «желание», понимая под ним некую нужду, вектор, интенцию.

Всякое желание, мотив, внутреннее движение обязательно проявляется на эмоциональном, когнитивном и телесном уровнях. 

Духовный уровень

Верующий человек приносит Богу все, что с ним происходит. Вопрос познания Божественной воли и согласования с Ней своих желаний и потребностей вечен как для православных христиан, так и для любого другого человека. Этот вопрос актуален на любом этапе духовного развития каждого из нас.

Бессознательный уровень

Если по каким-то причинам невозможно достигнуть желаемого, то человек пытается отправить это в бессознательное или обесценить. 

Обозначаются два вида фрустраций, того состояния, когда какое-то желание, какая-то интенция не может быть реализована. 

Во-первых, наличие объективных жизненных обстоятельств, почему я не могу получить желаемое, реальность: хочется, чтобы была весна и тепло на улице, но факт – зима и холодно.  

Во-вторых, всевозможные культурные запреты, социальные нормы, убеждения, которые подавляют и блокируют наши желания. В этом случае возможна психологическая работа и самопомощь, ревизия своих убеждений на когнитивном уровне: а действительно ли плохо то, чего хочется/не хочется.  

Главный посыл здесь:

Желания это хорошо весьма и не нужно их подавлять. 

Важно осознавать свои желания и хорошо к ним относиться. На первый взгляд кажется, что это опасно и страшно. Представляется, что если всерьез заглянуть в себя, услышать, распознать, узнать, что на самом деле хочется, перестать себя подавлять и контролировать, то можно встретиться с потоком опасных монстров, не выдержать. 

Вы действительно считаете, что внутри вас живут монстры? Так вот, важный тезис: 

С вами все в порядке. И с теми, кто ждет в себе монстров, и с теми, кто в себе монстров не ждет. 

Чаще всего это лишь страх, у которого велики глаза, и чаще всего, если вы с чем-то там реально в себе встретитесь, то это окажется не настолько ужасно. 

Как понять, чего я на самом деле хочу? Важны ли желания для христианина

Модель потребностей по П.В. Симонову

П.В. Симонов выделяет три группы базисных (или первичных) потребностей.

Первая группа – это витальные, биологические потребности в пище, воде, сне, температурном комфорте, безопасности, экономии сил

Все перечисленные биологические потребности – еда, сон, общение, тепло – важны и очевидны. 

Выделяется витальная потребность «экономия сил», то, что мы, как правило, называем ленью. На самом деле это витальная программа, биологическая, связанная с выживанием.

Экономия энергии – важная детальная потребность. Если бы ее не было, не было бы прогресса; мы ищем пути, как более легко достичь результата, как более короткой дорогой прийти к месту назначения. Поэтому не будем уничижать свою как будто бы лень, лени не существует, это отдельный разговор. А есть дефицит мотивации, это самое плохо осознаваемое желание. 

И когда хочется отдыхать, лежать и ничего не делать, это очень важно, и не надо себя за это ругать. 

Потребность в безопасности. Очень многое мы делаем в жизни, подспудно реализуя потребность в безопасности. 

Это часто не осознается. Мы выбираем круг общения, состоящий из людей, с которыми нам хорошо. Мы организуемся в группы против врага, ненавидим инаковость. Нам так важно сказать, что это мы правильные, а других надо переделать, они неправильные. Мы истинные православные, а эти еретики. Еретиков на костер. Потому что если моя группа референтная правильная, то мы выживем. А эти, которые неправильные, вот они не выживут. Так мы кормим подспудную гарантию выживания. 

Безопасность – очень важная вещь, мы ее порой недооцениваем. Нам кажется, что безопасность – это когда у нас потолок не падает, свет есть и тепло, но это не только так. 

Вторая группасоциальные потребности. Потребность в принадлежности к группе, уважении, любви, внимании и др.

Принадлежность к группе. Человеку нужно людское окружение, он не может быть один. Крайне редко встречаются люди, которым действительно хорошо большую часть жизни проводить в одиночестве. 

К тому же человек физически слабое существо, и ему трудно выжить в одиночку. Поэтому люди объединяются в группы. 

В человеке заложена потребность встраиваться в социальный порядок, организовывать структуры, иерархии, систему власти, подчинения, роли в группе. Людям нужна иерархия, чтобы как вид выживать.

Внимание. У некоторых в характере есть такая черта демонстративность, в ней нет ничего плохого. Некоторым важно больше получать внимания, а кому-то, наоборот, внимание это нагрузка. 

Привязанность, уважение и любовь – социальные потребности, в которых человек часто терпит фрустрацию, потому что хочет внимания, уважения, принятия, безопасности и любви. Но рядом находятся другие люди, которые хотят того же самого. 

Кстати, именно здесь кроется причина, почему мы не слышим свои желания. Послание «Человек должен хотеть одно или другое» возникло в ситуации коммуникации, оно про власть, про подавление.

Культурные нормы и традиции в обществе необходимы для того, чтобы людям было удобно договариваться. 

Желание каждого это очень важно. Но если кто-то захочет управлять обществом, то этот «кто-то» начнет внушать всем остальным, что правильно хотеть, а что неправильно. И тогда человек с «неправильными» желаниями будет страдать, пытаться «выращивать» правильные желания, и это социальная реальность. Человек  вот эти нормы, которые подавляют его природу, берет из общества, а общество их создает для взаимодействия на социальном уровне структуры. 

Самое поразительное: 

У человека есть биологическая потребность следовать нормам и правилам, то есть сначала создавать эти нормы и правила, а потом их исполнять. 

Третья группаидеальные потребности. Познание окружающего мира и своего места в нем. Потребность в понятной картине мира, объяснительной модели разных ситуаций. 

В этой группе П.В. Симонов выделяет интересную деталь – потребность снижать неопределенность. Тревога – это невозможность выдерживать неопределенность. Если очень мало определенности, растет общая невротизация, человек лишается сна, покоя, валерьянка уже не помогает, приходится пить и есть пятый торт, непрерывно листать соцсети, сидеть до ночи на работе и так далее.

Потребность снижать неопределенность и иметь определенность у человека очень мощная. Любые риски – на работе, в семье, в общении, в принятии новых решений – это шаг в неизвестность, в неопределенность. 

Существует такая точка зрения:

Люди, способные лучше выдерживать неопределенность, более успешные, большего могут достигнуть.  

Пытаясь снизить неопределенность, человек использует разные способы, например сотворяет нормы и правила.

Если у человека сильно фрустрирована потребность неопределенности, то вместо того чтобы принимать решения и действовать, он тратит очень много сил, начиная делать все, что угодно, лишь бы эту неопределенность снизить.

Поэтому лучше создавать для себя такие условия в жизни, где определенности будет больше – распорядок дня, расписание, чашка на одном и том же месте, компьютер открывается определенным образом, папочки, файлики, названия, таблички… 

Как понять, чего я на самом деле хочу? Важны ли желания для христианина

Модель потребностей по В.А. Дубынину

Модели П.В. Симонова и В.А. Дубынина практически похожи, одинаково разделены на три группы, и первые две группы – витальная и социальная – в обеих моделях почти совпадают.

По В.А. Дубынину:

Витальная группа – это потребности пищевые и питьевые, оборонительные, гомеостатические, потребность «экономия сил».

Социальная группа половое поведение, детско-родительское взаимодействие, иерархия

территориальная безопасностьчеловек обозначает свою территорию, как животное, чтобы в начале каждой коммуникации вызвать доверие, построить мосты безопасности, чтобы убрать из общения напряжение свои/чужие.  

состояние эмпатии.

Но у В.А.Дубынина выделена еще и группа

саморазвития – это исследовательская деятельность, творчество, подражание, «программы свободы», игровая составляющая.

Почему желания трудно распознать?

Потребности и желания важно распознавать, осознавать и принимать. 

Желание может быть очень яркое, у человека нет сомнения, он хочет именно это. На биологическом уровне сильное желание, сильный вектор души дает возможность почти стены проламывать, человек идет и делает. И очень многое получается, и кажется, что мир складывается, и как будто двери сами открываются.

Желания могут быть чахлые, вялые: «Хочу ли я, могу ли я?». Если человек страдает от своих вялых желаний, хотел бы их лучше слышать, если он говорит: «Я бы хотел, чтобы хотелось», то это хорошая новость. Такому человеку можно помочь, например, с помощью телесной терапии.

Не поддается коррекции жесткая медицинская ситуация истинной апатии: у человека нет желаний, и он не страдает от этого. Никакими практиками осознанности распаковать желания у такого человека невозможно. 

Потребности и желания важно распознавать, осознавать и принимать. Почему же это так сложно, что этому препятствует? Существуют психологические причины и биологические.

Психологические причины отсутствия желаний

Запреты детства. Достаточно хорошая мать распознает, угадывает и учится удовлетворять большую часть потребностей своего дитя. Но не все, т.к. никто не распознает все потребности, это невозможно. 

Через это материнское распознавание и удовлетворение желаний ребенок получает опыт, что если он в чем-то нуждается, то мир способен ему это дать

Для детей важны не только еда и чистота, но и любящие телесные прикосновения.

Есть точка зрения, что у детей из детских домов и у тех, кто рано был отлучен от родителей, сформировался ранний травматический опыт.  У таких детей возникает растерянность, почему мир так хаотично откликается на их потребности: сегодня одна медсестра покормила, завтра другая не покормила, послезавтра третья няня взяла на руки, потом четвертая няня почему-то наорала на тот же самый посыл. Ребенку становится непонятно, может он от мира чего-то хотеть или нет. 

Необходимо подчеркнуть, что это интерпретация, популярная точка зрения, и неизвестно, в какой мере это истина, насколько это потом на человека влияет. Может быть, в психологии преувеличено влияние этих вещей на формирование всей взрослой будущей жизни.

Мама у младенца может не распознавать потребности, когда тот кричит и чувствует диффузный дискомфорт, и есть точка зрения, что если мама не распознавала, то и ребенок, вырастая, плохо распознает свои желания и потребности.

Если эта теория верна, то она означает, что человек должен всю жизнь жить с этим «нераспознаванием» своих желаний. Такое бывает, но довольно редко.

Поэтому сообщаю:

Мама не единственная причина всех проблем взрослой жизни

Как понять, чего я на самом деле хочу? Важны ли желания для христианина

С самого детства мы получаем послания в ответ на наши желания. Одно из самых распространенных: «Нет слова «хочу«, есть слово «надо«» или «Я не могу тебе этого дать, поэтому перестань хотеть».

Какая правда взрослого стоит за этими словами? Чем движим взрослый в этот момент? Своими желаниями. Личными. Неудовлетворенностью собственной. У него тоже нет опыта, что его желания ценны и важны. 

Взрослый тоже все время во фрустрации и во внутренней неудовлетворенности. Если ребенок чего-то просит, а у взрослого в этот момент нет сил, ресурса, понимания, возможности исполнить желание своего чада, родитель может 

не удовлетворять желание ребенка, а дать внимание и поддержку его желанию. 

Это очень важный тезис. Мама или папа могут попросить ребенка подробно описать его мечту, восхититься этой мечтой вместе с ребенком, развернуть и продолжить мечту вместе с ним.

Этот тезис касается любых наших отношений, потому что мы часто блокируем желания друг друга. Принято считать одним из феноменов зависимости то, что если кто-то рядом хочет, то другой должен ему это дать. 

Не обязательно дать – важно поддержать.  

Можно поддержать то, что близкий хочет. Это радикально меняет нашу экологию отношения к желаниям. 

Желание другого не ерунда, это нормально и здорово, что у кого-то есть желание. Это анти-блокирующее послание.

Культурные послания. Общество создает культурные шаблоны, чтобы управлять желаниями и потребностями отдельно взятых индивидуумов. 

В отношениях важно давать друг другу хорошие послания, их особенно важно давать детям. 

Важно поддерживать желания просто по факту их наличия, сами импульсы, независимо от того, будут ли они реализованы. Реальность внесет свои коррективы. 

Низкая осознанность еще одна причина, почему человек не слышит и не понимает, не осознает свои чувства и желания, не осознает свои телесные ощущения, а в результате – живет поперек своей природы.

Осознанность это жить свою настоящую жизнь, в соответствии со своим устроением, со своим сердцем, быть тем человеком, которого создал Господь. 

Хорошая новость: осознанность развивается; это как учить английский – практика, практика осознанности. Спрашивать себя в течение дня, чаще и чаще, а что сейчас было бы приятно? А что сейчас было бы хорошо? Вот что прямо сейчас телесно хотелось бы сделать? 

Биологические причины отсутствия желаний например, депрессия. Это биохимические сбои, расстройства депрессивного спектра. Это не про вирус, не про соматическую болезнь, это проблема на уровне нервной системы.

Богу по-настоящему важны наши желания

В лекции, посвященной нашим потребностям и желаниям, уместно привести два отрывка, один из Евангелия от Луки: 

«Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,

и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?

Ему сказали, что Иисус Назорей идет.

Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.

Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его:

чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.

Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя» (Лк.18:35-42)

и другой, из Евангелия от Иоанна:

«Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел»

(Ин.5:5-8)

В обоих отрывках мы чувствуем личное обращение, личный взгляд в лицо, личное прикосновение Иисуса Христа и к слепому, и к расслабленному. 

«Чего ты хочешь от Меня?» «Хочешь ли быть здоров?»

Правда ли, что человек хочет изменений в своей жизни?

Все то, что есть в человеке, в его сердце, драгоценно и важно для Бога, поэтому в диалогах со слепым и с расслабленным Иисус задает эти вопросы. Может быть, для того, чтобы вступить в контакт, в отношения, в такую близость, при которой человек сам осознает и объявит свою волю, откроет свое сердце 

Тому, Кто смотрит на это с бесконечным светом, любовью, принятием и любованием.

Как понять, чего я на самом деле хочу? Важны ли желания для христианина

Что нужно делать с желаниями и потребностями?

 Свои желания и потребности человек должен стараться осознавать, принимать, выражать (себе, другим, Богу) и, по возможности, реализовывать. И обязательно относиться с уважением к тем желаниям и потребностям, которые реализовать невозможно. 

Прийти со своими желаниями и потребностями к Богу, как ребенок приходит к родителям.

И не осуждать себя.

Что же делать, когда человек не может распознать свои желания и потребности?

Проверить, нет ли депрессии. Причины депрессии могут быть разные – социальная ситуация, внешнее подавляющее окружение.

Убирать запреты и поменять послания.

Развивать осознанность.

Благодарим за конспект Татьяну Стрекопытову

Благодарим за фото Даниила Гурова