Интервью с клириком Феодоровского собора опубликовано на сайте СПб духовной академии.
Протоиерей Димитрий Сизоненко учился в Италии, был настоятелем прихода в Бельгии, выполнял обязанности секретаря в отделе внешних церковных связей Русской Православной Церкви. Сегодня он может применить накопленный опыт: «Возглавив международный отдел Академии, я ощутил, что продолжаю работу в той сфере, которая мне была особенно дорога на протяжении многих лет».
— Отец Димитрий, расскажите, чем занимается ваш отдел?
— Международный отдел возник в результате преобразования факультета иностранных студентов, и его основная деятельность так или иначе связана с обучением этих студентов. Другое важное направление — развитие международного академического обмена с зарубежными университетами, прежде всего это относится к обучению наших студентов за рубежом. В силу объективных обстоятельств это направление работы в данный момент фактически поставлено в «режим ожидания». Кроме того, со времен приснопамятного митрополита Никодима (Ротова) наша Академия особым образом вовлечена во внешнецерковную деятельность. Сегодня перед международным отделом Академии на Неве стоит задача продолжать эту традицию. Работа в постоянном взаимодействии с отделом внешних церковных связей Русской Православной Церкви открывает очень широкое поле деятельности.
— Как Вы пришли на эту должность?
— У меня всегда был особый интерес к установлению и развитию международных связей, особенно в сфере богословского образования. Уже в самом начале своего священнического служения я был вовлечен в интенсивное сотрудничество Мурманской епархии с церквями Баренцева региона и с пресвитерианскими церквями США. Затем работал в ОВЦС. Когда я получил предложение владыки Силуана возглавить международный отдел Академии, у меня возникло ощущение, что я получил приглашение продолжить работу в той сфере, которая мне была особенно дорога на протяжении многих лет. Совершенно искренне говорю, что мне хотелось бы оправдать оказанное доверие.
— В этом году в Академию приехала большая группа африканских студентов. Какие-то новые сложности в связи с этим появились для вашего отдела?
— В данный момент в нашей Академии обучаются 11 студентов из африканских стран. Это довольно большая группа. Уже на этапе оформления виз и организации их приезда возникло множество вопросов. Когда они стали прибывать один за другим, выяснилось, что они совершенно не экипированы. К счастью, воспитательская служба и разные благотворители оперативно нашли для африканцев зимнюю одежду и предметы личной гигиены. Ребята очень интересны тем, что они приехали из совершенно другого мира, другой культуры. Меня восхищает их энтузиазм, их способность адаптироваться к новым условиям, их открытость. Большинство из них отличаются прилежанием, преподавателям интересно с ними работать.
— Что Вам больше всего нравится при работе с иностранными студентами?
— Это может показаться несколько необычным, но мне иностранцы интересны именно тем, что они другие. За каждым из них стоит особый мир. Встреча носителей разных культур дает возможность для взаимного обогащения, для лучшего самопознания. В этом отношении Академия является уникальным местом. Перед международным отделом стоит трудная и прекрасная задача содействовать тому, чтобы богословские знания и духовный опыт православия нашими гостями были органично усвоены. Чтобы у них остались счастливые воспоминания об учебе в Академии и пребывании в Санкт-Петербурге. Хотелось бы и в будущем сохранять связи и продолжать общение с нашими выпускниками из дальних стран.
— Расскажите, пожалуйста, о Вашем опыте работы в ОВЦС
— ОВЦС сегодня — это одно из ключевых синодальных учреждений Русской Православной Церкви, поэтому его председатель по должности является постоянным членом Священного Синода. Долгое время отдел внешних церковных связей был фактически единственным синодальным учреждением, поскольку под «внешними связями» понималась не только международная деятельность, но и взаимодействие Церкви и общества в целом. Работу в таком учреждении я бы метафорически сравнил с работой в центре управления полетом. Она приучает держать руку на пульсе, оперативно принимать решения. Учит работать не реактивно, а «проактивно», то есть стремиться прогнозировать и действовать с опережением. Кроме того, ОВЦС функционирует как единая команда, в которой учишься взаимопониманию и четкому взаимодействию. Я всегда с теплотой и благодарностью вспоминаю своих руководителей и коллег по работе в отделе.
— Вы долгое время служили в Бельгии. Расскажите о специфике работы с иностранцами, с какими трудностями сталкивается священнослужитель, оказавшийся за границами России?
— Служение за границей требует высокой зрелости и мудрости. Даже если тебе придется общаться только с соотечественниками, нужно быть готовым к тому, что ты столкнешься с совершенно иными представлениями о православии, с особыми ожиданиями, возможно, и с тлеющими конфликтами в приходе. Одни тебя примут с открытым сердцем, другие тебя захотят испытать на прочность. Я бы сказал, что прежде всего нужно быть предельно благоразумным и тактичным, терпеливо слушать и чутко слышать людей, сохраняя при этом трезвость ума. Не попадать под влияние, не разделять общину на своих и чужих. Вы скажете, что и в России это является важным в пастырской деятельности. Конечно, но вдали от родины простые нюансы легко становятся болезненными проблемами, и здесь от пастыря требуется особая чуткость.
— Во время обучения в Италии Вы сами были иностранным студентом. Помогает ли Ваш опыт учебы за границей в создании новой образовательной системы для иностранных студентов и для упрощения их жизни в России?
— Каждому преподавателю для успешного решения возникающих трудностей весьма полезно помнить себя учеником. Это позволяет увидеть ситуацию глазами студента, увидеть самого себя иными глазами. Преподавательская деятельность предоставляет потрясающие возможности: при общении с нашими студентами-иностранцами порой у меня случаются настоящие флешбэки. Приходит понимание того, что ты в недавнем прошлом не понимал в силу возраста или отсутствия рефлексии. Видишь проблемы ребят изнутри, потому что у меня тоже были трудности с языком, с концентрацией внимания, с мотивацией. И по-настоящему начинаешь ценить мудрость и терпение твоих собственных наставников.
— С какими трудностями Вы сталкивались, будучи иностранным студентом? Схожи ли они с теми трудностями, которые испытывают студенты под Вашим руководством?
— Думаю, все студенты, обучающиеся в чужой стране, испытывают одинаковые трудности. Учеба в вузе, как правило, не бывает легкой даже в родной стране. А для изучения богословия на иностранном языке, конечно, требуется гораздо больше усилий. У многих иностранцев возникает ностальгия, тоска по дому. С одной стороны, это болезненное состояние души отнимает силы, которые можно было бы потратить на учебу. С другой стороны, любое усилие по преодолению возникающих психологических трудностей окупается сторицей: на смену тоски приходит радость от достижения результатов, появляются приятели и друзья, отношения с которыми сохраняются на долгие годы.
— Возможно ли изучить русский язык и проникнуться культурой новой страны за 1-2 года?
— Если студент обладает способностями и прилежанием, одного года достаточно, чтобы освоить язык и приступить к учебе, по крайней мере к пропедевтическому курсу. Уже на начальной стадии изучения языка будущим студентам-богословам стоит давать тексты по специальности. Существуют профильные учебники русского языка для студентов-медиков, для студентов технических специальностей, для юристов. Но до сих пор нет учебников для студентов богословских факультетов, к сожалению. Поэтому международный отдел нашей Академии приступил к созданию такого учебного пособия и пропедевтических программ, которые могли бы стать хорошим подспорьем для будущих поколений церковнослужителей и миссионеров. А что касается проникновения в чужую культуру — в любом случае это путь длинною в целую жизнь. Для нас это не цель, которую нужно достичь, а скорее вектор движения вперед.
Вопросы задавали студенты 2-го курса СПбДА Боталов Вячеслав, Тростинский Кирилл, Бингкал Келли
Справка:
Протоиерей Димитрий Сизоненко родился 12 февраля 1969 года в Омске. В 1993 году окончил факультет русской филологии и культуры РГПУ. Рукоположен в 2004 г. С 2010 г. исполнял обязанности секретаря ОВЦС Московского Патриархата по межхристианским отношениям. С 2015 года — настоятель православного прихода в г. Антверпен (Бельгия). С января 2017 года — клирик Феодоровского собора Санкт-Петербурга. С сентября 2022 года — руководитель международного отделения СПбДА.