Работа с иностранными студентами — большая надежда и большая ответственность

 
Дмитрий Сизоненко | Dmitriy Sizonenko
 
 
Дмитрий Сизоненко | Dmitriy Sizonenko

Интервью с протоиереем Димитрием Сизоненко опубликовал "Журнал Московской Патриархии"

С созданием в конце 2021 года Патриаршего экзархата Африки Русской Православной Церкви возникла острая необходимость в подготовке духовенства для местных приходов. Почти год назад, в ноябре 2022 года, одиннадцать студентов приехали в Россию, чтобы получить духовное образование и стать затем православными пастырями у себя на родине.

Как выстроена в Санкт-Петербургской Духовной Академии система обучения иностранцев и какие трудности приходится преодолевать африканским студентам, «Журналу Московской Патриархии» рассказал руководитель международного отдела академии прото­иерей Димитрий Сизоненко.

Работа с иностранными студентами — большая надежда и большая ответственность

Большие надежды и серьезная ответственность

— Отец Димитрий, вы возглавляете международный отдел Санкт-Петербургской Духовной Академии с сентября 2022 года. Какие задачи стоят перед вами? Что удалось сделать за этот учебный год?

 

— Стратегическая задача отдела состоит в том, чтобы способствовать всестороннему развитию международных контактов Санкт-­Петербургской Духовной Академии. В первую очередь это касается академического обмена: важно, чтобы к нам приезжали студенты, аспиранты и преподаватели богословских факультетов из-за рубежа (на обучение и стажировку), а наши ребята имели бы возможность учиться за границей. Повышению престижа Академии также способствует активное участие наших студентов в международных конференциях, издательских проектах и образовательных программах. В этом году наше внимание в основном было сосредоточено на подготовке священнослужителей для приходов Московского Патриархата в странах Африки и Юго-Восточной Азии.

— У вас есть проекты, требующие постоянного взаимодействия с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата?

 

­— Это, например, сотрудничество между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью. В частности, СПбДА играет ключевую роль в деятельности Комиссии, отвечающей за развитие двустороннего сотрудничества в сфере богословского образования. В данный момент у нас обучаются два представителя Коптской Церкви. Один из них — священник коптской общины, которая постепенно складывается в Петербурге и сегодня объединяет уже около пятидесяти семей. Академия помогает им в налаживании приходской жизни. Осенью 2023 года планируется поездка делегации, состоящей из наших студентов и преподавателей, в Египет для знакомства с жизнью коптской семинарии в монастыре Эль-Мухаррак и обсуждения планов дальнейшего сотрудничества.

Работа с иностранными студентами — большая надежда и большая ответственность
— В чем заключается участие международного отдела в подготовке будущих пастырей для других стран?

 

— Прежде всего это выражается в сопровождении иностранных студентов: и тех, кто приезжает в Академию для изучения русского языка, и тех, кто учится по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В этом году отдел, в частности, занимался разработкой и апробацией новых программ. На протяжении многих лет по сложившейся традиции наши студенты изучают русский язык по общеобразовательным учебным пособиям. Однако, как мне кажется, уже на самых начальных стадиях изучения языка необходимо целенаправленно осваивать богословскую терминологию и читать адаптированные тексты о Православии. Для реализации этой задачи мы приступили к разработке пропедевтических программ и учебных пособий по русскому языку, которые станут хорошим подспорьем для будущих церковнослужителей и миссионеров, изучающих его как иностранный.

Приезд в этом учебном году африканских студентов стал историческим событием. На них возлагаются большие надежды, а на нас лежит серьезная ответственность. Сразу отмечу, что студентов из Африки к нам направляет Патриарший экзарх митрополит Клинский Леонид, который осуществляет отбор на основе рекомендаций благочинных. Церковь рассчитывает, что в дальнейшем наши выпускники на своей родине будут надежными помощниками ар­хиереев в ответственной миссионерской и пастырской деятельности.

Работа с иностранными студентами — большая надежда и большая ответственность
— Сотрудничество с Африкой будет расширяться?

 

— Да, все африканские страны, где открываются приходы Русской Православной Церкви, нуждаются сегодня в священнослужителях. В следующем учебном году ожидаем прибытия еще десяти студентов из различных стран континента, которые также приступят к изучению русского языка с перспективой обучения богословию по программе бакалавриата.

— В каких еще направлениях будет развиваться деятельность вашего отдела?

 

­— Совместно с Отделом внешних церковных связей мы работаем над еще одним проектом — хотим пригласить к нам на обучение около ста кандидатов из четырех Поместных Православных Церквей (Иерусалимской, Антиохийской, Сербской и Грузинской). Будет продолжена и работа по созданию новых учебных программ и пособий, которые позволят студентам более эффективно использовать годы пребывания в стенах Академии.

— Как вы считаете, что необходимо студенту, чтобы и после окончания академии продолжать духовный рост и заниматься богословской наукой?

 

— Духовные школы — наилучшее место для развития богословской мысли, поскольку студентов и наставников здесь объединяет не только учеба и научные исследования, но также узы духовного братства, участие в Евхаристии. Богословие требует постоянного интеллектуального труда, но в неменьшей степени молитвы, созерцания и братского общения. Если студент начинает понимать это не только умом, но и сердцем, значит, мы заложили ту основу, которая необходима для дальнейшего духовного роста и занятий богословскими науками.

Главное — желание учиться

— Какие этапы включает в себя обучение студентов из Африки? Какие требования к ним предъявляются при поступлении?

 

— Обучение в Академии ведется на русском языке, поэтому иностранным студентам первым делом нужно овладеть им в достаточной степени (как минимум пройти тест на первый сертификационный уровень). Это время, когда для студента-иностранца Россия, русская культура, Православие, окружающие люди становятся знакомыми и понятными. Затем можно продолжать обучение по другим образовательным программам Санкт-Петербургской Духовной Академии, целью которых является подготовка к пастырскому служению в Патриаршем экзархате Африки. Предполагается, что в зависимости от индивидуальных особенностей и прилежания весь цикл обучения займет около шести лет, из них один-два года уйдут на изучение русского языка. А требование, предъявляемое к иностранцам, по сути одно — желание учиться и стремление в дальнейшем служить Церкви.

— Есть ли возможность у африканцев получить духовное образование у себя на родине? Где они учились до академии? Каков их средний возраст?

 

— К сожалению, возможности получить духовное образование дома у них невелики. Из одиннадцати человек, сейчас обучающихся у нас, только трое ранее учились в православной семинарии Александрийского Патриархата в Рируте, пригороде Найроби (Кения). Еще трое у себя на родине окончили магистратуру по светским специальностям, четверо — выпускники колледжа, а самый младший едва ли окончил среднюю школу (когда он приехал, ему еще не исполнилось и 16 лет). Средний возраст этих студентов примерно 25 лет. Отрадно, что все они демонстрируют высокий уровень мотивации к получению богословского образования.

Работа с иностранными студентами — большая надежда и большая ответственность

— Как африканцы проведут лето, на родине или в России?

 

— Каникулы они проведут в Москве, знакомясь с жизнью московских приходов, а также совершат паломнические поездки по монастырям Русской Православной Церкви.

— Каким образом африканские студенты участвуют в богослужениях в Северной столице? Как чтецы? Как алтарники? На каком языке в этом случае идет служба?

 

— Африканцы посещают службы в храмах Академии вместе со всеми студентами. Церковнославянского они не знают, но с православным богослужением познакомились еще до приезда в Россию. Например, Димитрий Зафиндраседи с Мадагаскара говорит, что ему очень помогает книга, изданная Патриаршим экзархатом Африки, с переводом службы на английский, что позволяет ему понимать Литургию. Чтобы донести до студентов содержание богослужебных песнопений, мы раздаем распечатки важнейших текстов в переводе на известные им языки. Исповедуются они на английском и французском тем священникам, которые говорят на этих языках. Старший в группе африканцев, архимандрит Захария (Мулингва) из Танзании, прежде служил в Александрийской Православной Церкви. Он за общими богослужениями у нас в академическом храме по-гречески произносит возгласы и очень красиво читает. Кроме того, он имеет возможность время от времени совершать Литургию на греческом языке, которая вызывает большой интерес у студентов, изучающих литургику и древние языки.

Студент из Африки Энок Оркаа — иподиакон митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. Это ответственное послушание побуждает его активнее изучать русский язык и открывает возможность более глубокого понимания богослужений. Конечно, другим африканцам тоже хочется прислуживать в алтаре, у них это впереди.

Работа с иностранными студентами — большая надежда и большая ответственность
— Что об обучении африканских студентов говорят преподаватели?

 

— В нашей академии давно не было такого количества иностранных студентов, которые готовятся стать священнослужителями-миссионерами на Африканском континенте. Для нас это совершенно новый опыт. Африканцы по характеру очень общительны, активны, любознательны, нередко просят позаниматься с ними русским языком дополнительно, в свободное от занятий время. Им хочется научиться полноценно общаться по-русски и поскорее приступить к изучению богословия. А мы стараемся быть максимально гибкими и учитывать особенности каждого.

— С какими трудностями студенты столк­нулись в России?

 

— Обычно студенты из Африки больше всего сетуют на холодный климат и на то, что русский язык сложен для изучения. К счастью, им нравится русская кухня, они довольны бытовыми условиями и в Академии себя чувствуют комфортно. Они искренне восхищаются красотой Санкт-Петербурга, адаптируются к новым условиям легко, учатся с интересом.

Паломничество, концерты и тематические вечера

— Что входит в культурную программу африканских студентов? Где они уже побывали?

 

— Мы стараемся практически каждую неделю проводить для них какое-то мероприятие вне стен Академии. Посетили несколько соборов Петербурга (Исаакиевский, Воскресения Христова и Смольный), ездили в паломничество в Псково-Печерский монастырь, ходили на концерты и тематические вечера, посещали приходы епархии, встречались с иностранцами, обучающимися в других вузах Санкт-­Петербурга. Такие мероприятия необходимы студентам для более глубокого понимания жизни Русской Православной Церкви и наполняют их учебные будни новыми яркими впечатлениями.

Работа с иностранными студентами — большая надежда и большая ответственность
— Из каких стран приезжают другие студенты, которые тоже учатся по программе международного сотрудничества? Отличается ли их учебная программа от программы африканцев? Где их рукоположат, где они будут служить?

 

— Помимо африканцев в Санкт-Петербургской Академии обучается группа студентов из Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии. Ребята из Индонезии и Филиппин проходят обучение на бакалавриате по стандартным программам. Некоторых из них уже в период учебы рукополагают в священный сан, но в любом случае всех выпускников ждет серьезная пастырская работа на приходах Русской Православной Церкви на родине. Кроме того, у нас сейчас учатся два студента из Иордании, один из Швеции и еще один из Боснии и Герцеговины.

— На ваш взгляд, каковы перспективы сотрудничества Академии с экзархатом?

 

— В рамках этого сотрудничества, в частности, обсуждается возможность направлять российских студентов в Африку в миссионерские поездки или на стажировку, тем более что такие желающие среди наших студентов есть. Руководство Академии будет радо увидеть среди миссионеров и священнослужителей африканских православных приходов своих выпускников — уроженцев России.

— Есть ли возможность для африканцев или других иностранных студентов обучаться в академии заочно? Какие для этого необходимы условия?

 

— Набор иностранных студентов на заочное отделение происходит на общих основаниях, но нужно учесть, что преподавание у нас ведется только на русском языке. Кстати, студенты очной формы обучения также в любой момент могут перевестись на заочное отделение, чтобы получать образование без отрыва от пастырского служения.

— Чему наши академисты могли бы на­учиться у африканских студентов?

 

— Присутствие иностранцев в стенах Академии побуждает наших студентов проявлять открытость и гостеприимство. Они, не покидая России, в какой-то степени приобретают опыт жизни в интернациональной среде, это существенно расширяет горизонты, избавляет от некоторых стереотипных представлений, позволяет постоянно узнавать что-то новое. Конечно, общение с африканцами помогает нашим студентам совершенствоваться в иностранных языках и в целом создает творческую атмосферу, в которой становится интереснее учиться.

Беседовал Алексей Реутский

Интервью опубликовано в «Журнале Московской Патриархии» № 7 (июль) 2023 г. PDF-версия