«Антипассия»: духовный концерт нового формата

 
 
 

Протоиерей Александр Сорокин рассказал о том, что означает новый термин, кем составлено это действо, и бывало ли раньше что-либо подобное.

3 апреля в Феодоровском соборе состоится «Антипассия»духовный концерт с чтениями из Библии и пояснением текстов исполняемых песнопений. 

«Антипассия»: духовный концерт нового формата— Отец Александр, откуда взялся, кто придумал термин «антипассия»?

— Это, конечно, неологизм, который, признаюсь, я сам и придумал. Понимаю, что чисто фонетически может восприниматься несколько провокационно. Но это только лишь по первому впечатлению или для того, кто вообще незнаком с церковной лексикой.

В анонсе концерта (хотя это не совсем концерт) на сайте и на афише мы даем пояснение этого нового термина. «Антипассия» – буквально «Вместо Пассии». Ведь греческий корень «анти» имеет значение не только «против», как он вошел в общепринятое русское словоупотребление, но и, в церковной лексике, «вместо» (аналогично терминам «Антипасха» – «вместо Пасхи»; «Антиминс» – «вместо престола»).

Тут, конечно, подразумевается, что православный человек должен знать, что такое Пассия. Впрочем, если кто не знает, – тоже объясняем, там же, в анонсе. Пассией называется православная служба (хотя название латинское), получившая распространение в последние века, особенно в XX веке. Во многих храмах в России Пассии совершаются Великим постом в четыре воскресенья (2-е, 3-е, 4-е и 5-е) – соответственно четырем Евангелиям, из которых по очереди берутся чтения о Страстях Христовых (passio по-латински – «страдание») для чтения на вечернем богослужении. Кроме чтения Евангелия, что, конечно, и есть смысловой центр Пассии, на этой службе поются различные песнопения Страстной седмицы, как бы предвосхищая ее, и читается Акафист Страстям Христовым.

«Антипассия»: духовный концерт нового формата

В нашем приходе нет традиции совершать Пассии (ибо, при всей распространенности этой практики, она не является общеобязательной). С другой стороны, есть определенный смысл и потребность в том, чтобы незадолго до Страстной седмицы услышать ее богослужебные тексты, весьма насыщенные по смыслу, положенные на замечательную музыку, задуматься над ними. Тем более что службы самой Страстной чаще всего приходятся на рабочие дни, и не у всех есть возможность быть на них. Кроме того, формат концерта позволяет помочь в осмыслении текстов путем пояснений. К тому же наша постоянная концертная деятельность является частью той многоплановой культурно-просветительской миссии, которую ведет Феодоровский собор.

Это, конечно, не богослужение, как настоящая Пассия, но и не концерт как программа выступления хора, когда просто объявляются название произведения и композитор. Хотелось бы, чтобы слушатели почувствовали определенную сопричастность к тому смыслу, который доносится до нас через пение, чтения и комментарии. И, может быть, при успешной реализации замысла, это получится в чем-то даже лучше, чем на богослужении.

— Были ли исторически подобные формы, когда, как?

— Если говорить об исторической перспективе всерьез, то тут я затрудняюсь ответить исчерпывающе и компетентно, так как те формы просвещения и проповеди, которые имеют место в Феодоровском соборе, являются зачастую результатом интуитивного творческого поиска.

Здесь лучше говорить не столько о прецедентах, сколько именно о поиске новых, отвечающих современным запросам просветительских форм и жанров, которые сочетали бы в себе элементы и концерта, и лекции-комментария, но при этом включали бы в себя и молитвенно-созерцательную составляющую, свойственную молитве и богослужению. Кстати, в похожем или аналогичном ключе в наши дни делается целый ряд культурных проектов на церковную тематику. Например, небезызвестные труды митрополита Илариона (Алфеева). Возьмите, к примеру, его «Рождественскую ораторию», которая представляет собой определенную, в смысловом отношении продуманную, цельную композицию из богослужебных текстов на музыку его собственного сочинения и чтений из Священного Писания. Можно приводить и другие примеры.

— Зачем же придумывать новые форматы, когда в Великий пост и так много разнообразных служб, которых в обычное время нет? Может, лучше изучать их?

— Так это как раз и есть способ изучения имеющихся служб Великого поста, в особенности Страстной седмицы. По сути ведь тут ничего нового и нет. Это просто, скажем так, музыкально иллюстрированный рассказ о том, что представляют собой эти самые уникальные службы. Ведь именно потому, что они уникальны, и их, как вы сказали, «в обычное время нет», очень важно и уместно привлечь к ним дополнительное внимание. Пояснить, или даже, если хотите, проанонсировать — чтобы, освежив в своей памяти, уже непосредственно во время Страстной слушать их с бóльшим пониманием.

Можно применить несколько неожиданное сравнение: это похоже на то, как для привлечения внимание к фильму публикуется короткий трейлер с самыми выразительными кадрами (кстати, службы Страстной седмицы в православной традиции, даже в сокращенном виде, как мы их служим, отличаются заметно большей продолжительностью по сравнению со службами в остальные дни года).

— Какие духовные песнопения будут использоваться? И кто занимался составлением всего этого?

— Программу (воспользуемся этим концертным термином) составляем мы сами – регент нашего любительского хора Вера Петрова и я. Выбираем наиболее выразительные песнопения – как с точки зрения текста, так и с точки зрения музыки, – и выстраиваем в ту смысловую логическую последовательность, которая в целом соответствует и логике Страстных дней. Важная задача – чтобы комментарии были минимальными, лаконичными, в наименьшей степени музыковедческими, но наоборот, обращали внимание на богословский и духовный смысл.

«Антипассия»: духовный концерт нового формата

 

— Какие библейские отрывки будут читаться? Каким образом получилось все это составить именно в таком порядке?

— Библейские тексты являются центральным Словом церковного богослужения как такового. Особенно это очевидно как раз в дни Страстной седмицы, когда богослужение, по сути дела, представляет собой чтения из Евангелий о последних днях и часах земной жизни Спасителя (своего рода первоисточник). А все остальные богослужебные тексты – не что иное как многослойный, многословный комментарий, размышления разного времени происхождения и авторства.

Яркий пример – служба Страстей Христовых на Утрене Великой пятницы. В реальности эта служба совершается в Великий четверг вечером и в церковном обиходе называется «Двенадцать Евангелий». Читаются 12 евангельских отрывков, которые позволяют проследить в хронологической последовательности события последних часов жизни Христа. Но при этом евангельские чтения перемежаются большим количеством т.н. антифонов, седальнов, стихир, тропарей, псалмов (отсюда и «набегает» почти три часа службы), которые помогают неспешно, вдумчиво воспринимать Слово-первоисточник. Это огромный массив древней византийской церковной поэзии, написанной много веков назад по-гречески, а потом переведенной на церковнославянский язык.

Вот и стоит задача прояснить мысль, сокрытую в этих древних текстах, сформулированную на древнем языке и порой не всегда понятную современному человеку. Но при этом логично, чтобы звучал и сам первоисточник, причем не только Новый Завет (собственно Евангелие), но и, если потребуется, Ветхий Завет, который также обильно используется на службах Страстной седмицы, конечно, в контексте христианского прочтения.

3 апреля в 19 ч.

Любительский хор Феодоровского собора под управлением Веры Петровой. Чтения и пояснения: протоиерей Александр Сорокин

Верхний храм Феодоровского собора. Вход за пожертвование.

Фото Марины Хохловой