Проповедь протоиерея Димитрия Сизоненко в Неделю 6-ю Великого поста.
1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,
11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,
13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано, и это сделали Ему.
17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
Ин.12:1-18
Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Сегодняшнее евангельское чтение немного иначе рассказывает нам о том празднике, который мы сегодня празднуем. Оно отмечает, что ученики вначале ничего не поняли. Как и большинство из нас ничего не понимает – мы просто идем в храм, куда идут все, видим какое-то оживление: освящают вербы, но, возможно, пока это для нас ничего не значит. И лишь потом все становится на свои места, и эти вербы, которые мы освящаем в этот день.
В действительности верба – это растение, которое первым чувствует пришествие весны. Поэтому она может служить знаком для того, чье сердце предчувствует, что Господь близок.
Сегодня апостол Павел увещевает учеников и напоминает им: «Близок Господь! И поэтому живите так, как будто Он – Царь ваш. И поэтому помышляйте о том, что благородно, добродетельно, прекрасно. Пусть Господь царствует среди нас, потому что Он близок».
Сегодняшний праздник – это праздник того, как Христос воцаряется как Царь, с триумфом входит в Иерусалим. Этому предшествует предварительный эпизод, о котором скажу чуть позже. Два важных события: воскрешение Лазаря и вход в Иерусалим – в действительности единое событие в Евангелии от Иоанна. Поэтому они объединены, и тропарь праздника совпадает. И евангельское чтение начинается с момента, как на следующий день после воскрешения четверодневного Лазаря (тело которого уже смердило) устраивается праздничный ужин и в честь Иисуса, и в честь Лазаря. Там Мария, и Марфа, и множество людей, которые потрясены произошедшим. Все это происходит в преддверии Пасхи, когда атмосфера в Иерусалиме накаляется до предела и становится будто пороховой бочкой. Все взбудоражены, ждут, что что-то должно произойти – и действительно это происходит. Но ему предшествует очень важная вставка – эпизод помазания в Вифании.
Мария, которая в данном эпизоде сестра Марфы и Лазаря, достает драгоценное миро, наливает его в алавастровый сосуд и совершает помазание. Евангелист Иоанн ни о чем не рассказывает «ради развлечения», всегда за упомянутым им факте стоит какое-то очень важное послание, которое «тот, кто имеет уши слышать», различает. Об этом нарде[1] сказано, что он драгоценный, что он истинный. И в конце отрывка говорится, что он наполнил своим благовонием весь дом.
Этот глагол «наполнить» – тот глагол, который Иоанн употребляет только применительно к Святому Духу. Этот нард, как и эти вербы, – что-то видимое, что-то материальное, но в действительности это лишь знак того, что мы глазами не видим, но можем понять каким-то своим шестым чувством. Вот этот аромат – как Святой Дух, который наполняет всю вселенную. Этот Дух и есть Помазанник, Дух, который Христа делает Царем, делает Сыном. Дух, который воскресит Христа. Вот Он уже здесь, Он невидимо присутствует, и Мария участвует в этом пророческом действии.
Другой элемент в этом повествовании – то, что Мария омывает ноги. Помазание совершают на главу, но она делает то, что потом через несколько дней Христос сделает со своими учениками. Он точно так же препоясается, снимет с Себя все царское величие, несмотря на Свой авторитет, для того чтобы совершить то, ради чего Он пришел. И, вероятно, Иоанн потрясен тем, что совершила Мария, – это и есть Тайная Вечеря по Иоанну. И если бы мы сегодня совершали Евхаристию по чину Евангелиста Иоанна, то это была бы вечеря омовения ног – прежде всего как знак любви и единства.
После этого происходит торжественный вход в Иерусалим. Очень важно, что для Иоанна все повествование о Страстях Господних, в отличие от других евангелистов, – это рассказ об интронизации. Разворачивается как будто бы фарс, и все, кто в этом участвует, его разыгрывают. Но те, кто понимает, знает, что сбываются первые пророчества: Царь войдет в Иерусалим не на боевом коне или, как бы сегодня мы представили, – не на вертолетах или каких-то космических агрегатах, Он восседает на осле. Потому что Он Царь мира, Он и есть тот самый мессианский Царь.
Затем вся предстоящая седмица – Страстная – будет последовательным восшествием на Царский Трон. В Евангелии от Иоанна и эпизод с багряницей, и надругательство солдат – очень четко следуют процедуре интронизации. Гвардия приветствует своего Царя: «радуйся, Царю» – облекает его в царские багряницы, в царский венец. Более того, официальные представители императора подтверждают это письменно, прибив дощечку на кресте. В их глазах, и прежде всего в глазах Пилата, который говорит Христу: «ты Царь?» – все это выглядит каким-то нелепым происшествием. Но в действительности Господь умеет обратить то, что люди превращают в фарс, в нечто подлинное, настоящее.
И сегодняшний праздник нас наполняет предвосхищением Пасхи. Во-первых, сегодняшний прокимен: «Благословен грядый во имя Господне!» – это великий прокимен Пасхи. Это слова из псалма, в которых Христос прославляется как воскресший. Точно так же, как солнце, восходя утром над горизонтом, являет себя миру, и он начинает «быть», и нам становится не так страшно, может быть. Так же и воскресший Христос Себя являет миру. «Бог Господь» – это пасхальное имя. «Господь» – это титул воскресшего Христа.
Поэтому сегодня, участвуя в триумфе Царя, остается только задать вопрос: Ты в этой толпе, которая потом просто импульсом коллективного бессознательного действа будет совершать то, что делает, в том числе кричать «распни»? Либо действительно Христос становится твоим Царем, Он воцаряется в твоей жизни?
Потому что сегодня в Иерусалим Христос входит не как земные владыки, а как Царь мира. Ему не нужна власть и суверенитет над территориями. Ему важен суверенитет и авторитет над сердцами людей.
И поэтому от нас требуется только открыть Ему свои сердца, может быть, самые глубины, для того чтобы в пасхальную ночь все эти глубины – куда не проникал свет, где, может быть, за это время под действием мрака, сырости, тепла, комфорта развелись какие- то нелепые сущности – открыть для того, чтобы все бездны этих глубин были осияны Воскресением Христа.
Аминь.
Текст подготовил Владислав Рахматулин
[1] Нард — высокогорное многолетнее травянистое растение подсемейства валериановых (Valerianoideae), а также ароматное эфирное масло, получаемое из него (nard).
Благодарим за внимание! Благодарим за молитву! Благодарим за поддержку!
Поддержку можно осуществить, перейдя на https://feosobor.ru/campaign/youtube/