Нужна ли Церковь счастливым?

 
 
 

В рубрике "Путь к вере" с Евгением Витохиным беседует Анна Ершова

Этот молодой человек уже многого достиг: кандидат физико-математических наук, преподает, занимается наукой. Счастливо женат, недавно в семье появился первенец. Путешествует по миру и колесит на велосипеде по окрестностям Питера. И хотя за его спиной опыт пятидесятнической и харизматической церквей, он выбирает сегодня Церковь Православную. Что для него храм? Что он находит там такого ценного, что идет снова и снова? Мы продолжаем публиковать истории наших прихожан, сегодняшний разговор – с Евгением Витохиным.

— Расскажите, как вы стали христианином? Это произошло в детстве или в сознательном возрасте?

Впервые в церковь я пришёл очень давно, ещё когда мне было лет восемь. Мы с семьей жили в городе Чусовой на Урале. В то время с моим братом случилось несчастье.

Он занимался горными лыжами и на соревнованиях получил серьезные травмы. Полтора месяца лежал в коме, потом ещё долго с кровати не вставал. Постепенно начал немножко ходить, потом на коляске ездил, потом с костылём… Всё это длилось пару лет, это был трудный для нас период, и вот когда он смог хотя бы как-то перемещаться, мы втроем – мама, я и брат – начали ходить в церковь, которая была у нас неподалеку. Это была «Церковь христиан веры евангельской», по-моему, так они себя называли.

Со временем брат и мама стали всё реже и реже ходить туда, а потом и вовсе перестали. А я продолжал, потому что там была воскресная школа, друзья, и класса до 9-10-го я посещал эту церковь. Но со временем у меня начали копиться вопросы, их становилось всё больше и больше.

Нужна ли Церковь счастливым?

Евгений Витохин. Велопоход

— Что-то стало смущать в самой церкви или вопросы появились в процессе взросления?

— У них произошло какое-то переподчинение головной церкви, и новая направленность оказалась довольно агрессивной. Появились идеи захватить власть — сначала в городе, потом в идеале во всей стране. У меня это и ещё другие вещи начало вызывать отторжение, в результате я перестал ходить в ту церковь.

Потом я закончил школу, уехал в Пермь и там уже церковь не посещал, учился в университете. Начался многолетний период, когда я не ходил ни в какую церковь, потому что от первой у меня осталось тяжелое впечатление. Там ведь еще было принято, что если ты не ходишь на службу, то с тобой перестают общаться. Я лишился всех друзей, а ведь был в той церкви восемь лет. Для меня это был достаточно болезненный разрыв.

— А как вы оказались в православной церкви?

— Когда я уже жил в Санкт-Петербурге, я познакомился со Светой, моей будущей женой. И мы стали вместе заходить в Феодоровский собор. Он не так давно восстановился, было очень интересно посмотреть на него в отреставрированном виде. Но у меня против православной Церкви было очень много разных предубеждений, как, в принципе, наверное, и во всем нашем обществе. Поэтому речи о постоянном посещении храма даже и не шло. Однажды Света говорит: «Скоро будет приходской Феовыезд в Комарово (это было весной 2019 года). Давай туда съездим». И вот когда мы побывали на этом выезде, у меня, честно говоря, перевернулось представление о православной Церкви.

Нужна ли Церковь счастливым?

«Феовыезд»-2019

— Что именно там произошло?

— Там всё было очень живо, интересно и как-то по-простому. Много молодежи, отсутствовал барьер между прихожанами и священниками. Мы пели христианские песни в такой очень душевной обстановке, при приглушённом свете. Позже мы этих ребят хорошо узнали – ну так вот, Ярослава играла на пианино, Данила –  на гитаре. Они пели, и это было очень трогательно и очень похоже на лучшее из того, что было в той, первой церкви. Для меня это было ценно.

После выезда осенью мы пошли на катехизацию. Самое важное здесь оказалось то, что все мои накопившиеся вопросы я мог прямо сразу задавать священникам. Оказалось, что на катехизации проводится сначала общее собрание, а потом более узкие доверительные встречи, когда можно обсуждать какую-то тему, задавать вопросы. И притом священники и катехизаторы отвечают очень честно.

Одним из самых поворотных моментов стал такой ответ: «Мы, конечно, священники и в духовной сфере, пожалуй, знаем гораздо больше, чем прихожане. Но мы такие же люди и тоже можем ошибаться».

Мне это так сильно отозвалось и так близко показалось, что во многом благодаря этому я и остался в православной Церкви.

Нужна ли Церковь счастливым?

Женя и Света Витохины. Путешествия

— Правильно я понимаю, что вам до этого казалось, что священник — это какой-то особый человек? Может, был страх к нему подойти?

— В той церкви именно так это и преподносилось, как ни странно. Вроде бы протестантская церковь, но они там всё время утверждали: «Я говорил с Богом, и Бог мне сказал…» или «Я молился, и Бог мне ответил – значит, так и надо делать». Меня это сильно напрягало.

Ведь за годы в той церкви мы много раз обсуждали Писание, и я постоянно слышал, что надо трактовать «так» – и точка, по-другому нельзя. Если будешь делать иначе, то пойдёшь прямиком в ад. А потом через пару лет приходит другой пастырь и сообщает, что он «поговорил с Богом, и Бог сказал: надо делать вот так». И это оказывается с точностью до наоборот по сравнению с тем, как было в прошлый раз. И всё это преподносилось так бескомпромиссно – ну, Бог же сказал!

Всё это меня и оттолкнуло тогда в конечном итоге. А здесь, благодаря катехизации, удалось установить со священниками какой-то очень близкий контакт. Они показали себя как простые люди, конечно более духовно развитые, но тоже сомневающиеся и ищущие. Мне это оказалось очень близко.

Нужна ли Церковь счастливым?

Евгений Витохин. На работе

— Одним из самых болезненных вопросов для тех, кто переходит из протестантской церкви в православную, оказывается вопрос почитания икон…

— Да, и в той церкви мы это обсуждали, естественно — как это в православии могут поклоняться иконам, если в Библии запрещено поклоняться идолам, а тут вроде как доске поклоняются. На катехизации я понял, что, в принципе, вполне можно молиться и без икон, Церковь этого не запрещает. Но икона как бы помогает настроиться на духовное общение, отвлечься от суеты. Это как музыка, как песнопения во время Литургии. Всё это позволяет лучше представить образ Бога, ощутить Его присутствие. Ведь конечная цель наша – это общение с Богом. И икона — средство, которое помогает достичь более близкого и тесного общения. И если она помогает, почему бы этим не воспользоваться?

Нужна ли Церковь счастливым?

— Ваша семья, переживая несчастье, пришла в церковь. Почему так получается: когда нам плохо, мы ищем Бога? Бог для нас – какое-то средство справиться с бедой?

— Сложно однозначно ответить. И да, и нет. Может быть, это банально прозвучит, но я всегда думал: каждый конкретный человек и человечество в целом обладают колоссальной силой. И действительно так получалось: я поступил в университет, там усердно учился, потом зарабатывал на квартиру, потом развивался на работе. Я прикладывал много сил, и многого удавалось достигать. Казалось, что всё это имеет накопительный эффект, казалось, что я строю большое общее здание и много что значу. И, с одной стороны, это так. Я не склонен считать, что человек ничтожен. Человек важен.

Но в свете событий последних двух-трёх лет вдруг стало понятно, что сколько бы ты ни сделал, какой бы ты себе надёжный фундамент ни выстроил, всё это может просто рассыпаться в прах.

Я даже не говорю о ситуации, когда ты идёшь и тебе кирпич на голову падает. Всё-таки, к счастью, с большинством такого не случается. Но становится понятно: жизнь может повернуться, и всё, что каждый из нас сделал за десятилетия, в один день просто испарится. Практически всё может быть потеряно по разным причинам, и ты ничего не сможешь сделать.

Это как в истории с Иовом. За свою жизнь он много чего достиг, у него было богатое имение, жена, дети — и потом в один момент он начал всё терять. Жена от него ушла, дети умерли, скот пропал, дом сгорел, сам он проказой заболел. Просто всё, чего он добивался на протяжении жизни, испарилось в одночасье.

Еще в школе я эти библейские истории читал, но всё казалось как-то далеко и не про меня. А сейчас это совсем другими красками заиграло. И вдруг стало понятно, что без помощи Бога мы вообще делать ничего не можем. И только Он — тот надёжный фундамент, который может нас поддержать, когда всё вокруг рушится.

Нужна ли Церковь счастливым?

Евгений и Светлана Витохины (в центре) на игре «Что? Где? Когда?»

 

Нужна ли Церковь счастливым?

Женя и Света Витохины во время занятий программы «Добро пожаловать в Кану»

— А вот если бы кто-то вас спросил, зачем вам Бог просто в повседневной жизни? Вы сами перечислили, и действительно – кандидат наук, молодой состоявшийся специалист, счастливый брак… Чего вам в жизни такого не хватает, что вы идёте в храм? Что вы там находите?

Есть какие-то глобальные духовные моменты. Ты приходишь на Литургию, молишься со всеми, участвуешь в Причастии со своими единомышленниками — и чувствуешь какой-то тесный контакт с Богом, чувствуешь, что происходит что-то ценное в жизни. И, возвращаясь к предыдущему вопросу, даже если действительно всё рухнет в какой-то момент, с Богом это всё не так страшно.

Но помимо чисто духовной сферы, есть церковное общение, которое у нас на приходе хорошо развито. Есть разные мероприятия совершенно различной направленности, начиная от встреч супружеских пар по вопросам, связанным с семейной жизнью, заканчивая киноклубом и игрой «Что? Где? Когда?».

Для меня это огромное значение имеет, ведь это не просто сходить в клуб развлечься, важно, что всё это происходит в среде христиан. И ты понимаешь, что эти люди — единомышленники и тоже верят в Христа. И эти мероприятия не просто весёлые посиделки, а все они происходят как бы перед Лицом Бога. Не просто так, а с важным духовным смыслом.

Фото предоставлены героем интервью