Где «вход»? – Иди на катехизацию

 
 
 

Начинается очередной сезон катехизации. И сегодня мы знакомим вас с Виктором Головаченко, одним из катехизаторов.

Виктор Головаченко занимает катехизацией уже восемь лет, а еще ведет открытую евангельскую группу по понедельникам. Виктор не сразу стал таким опытным и знающим. Его путь к Богу начался в юности. Сегодня он делится опытом, как, придя в Церковь, не остаться на уровне обрядового верования.

Виктор родился и вырос в Белоруссии, в Минске. Там же закончил биофак Белорусского государственного университета. Верующим не был, но о каких-то вещах, конечно, задумывался. Первый контакт с христианством произошел в конце 80-х, когда молодой человек работал в НИИ биоорганической химии:

– К нам пришли протестантские миссионеры, собрали всех в конференц-зале и показали фильм про Иисуса Христа, подарили Евангелие. Я Евангелие прочитал и поверил ему. Особенно впечатлила Нагорная проповедь. Правда, решил, что все это не для обычных людей, а для каких-то особенных. Но иногда начал заходить в православный храм, который был недалеко от дома. И даже испытал там какое-то мистическое переживание.

Позже именно эмоции сыграют существенную роль при выборе конфессии. А пока на улице лето, в стране перестройка, а в голове много планов на будущую счастливую жизнь.

Двести километров по Польше

Август 1991-го. В Польше, в городе Ченстохове, должен пройти VI католический всемирный День молодежи с участием папы Иоанна Павла II. Там, в монастыре «Ясная гора», находится чудотворная Ченстоховская икона Божией Матери, память которой совершается 26 августа. А перед этим планируется пятидневный крестный ход. И вот в Минске объявляют о наборе желающих совершить паломническую поездку в Польшу.

– Я был далек от католичества, но мне очень хотелось побывать за границей. И я отправился к главному ксендзу в главный католический собор Минска. Разговор был короткий: «В Бога веришь?» – «Да» (ведь размышлял же о Нем). – «В храм ходишь?» – «Да» (заходил же несколько раз). – «Ладно, годишься».

Так Виктор оказался в городе Радоме с группой молодых католиков из тогда еще Советского Союза.

– Мы прошли около 200 км пешком до Ченстохова, распевая псалмы и песни, заходя по дороге в сельские католические храмы, участвовали в богослужениях. Днем шли, а вечером разбивали лагерь прямо в лесу и ночевали там.

Еду наши паломники с собой не взяли: думали, что будут кормить организаторы. Но голодными не остались. Ребята-поляки всем делились и были очень дружественно настроены. А еще к ним часто подсаживался молодой ксендз. Удивила свобода, с какой он себя вел: общался, рассказывал смешные, но не пошлые анекдоты. И это было откровением. Оказывается, Церковь может быть не какой-то инопланетной, а реальной, живой, человечной.

– И вот мы на центральной площади города Ченстохова, – продолжает рассказ Виктор. – Сама площадь и все прилегающие улицы заполнены молодыми людьми. Все играют на гитарах, поют религиозные песни, улыбаются друг другу. Непередаваемые ощущения! Ведь до этого я видел молодежь исключительно на минских танцплощадках. Там все кучковалась группками, часто доходило до драк. А здесь сплошное благолепие.

Вечером к народу вышел Иоанн Павел II. Он говорил на польском языке, был принят овациями. Потом все пошли в Ясногорский монастырь, а там на стенах висели десятки костылей. Подразумевалось, что люди приходили на костылях, а уходили уже без них. Но Виктор отнесся к этому спокойно: не поверил.

– Но это не помешало мне уверовать в этой поездке в Бога. Если раньше просто допускал мысль, что Он есть, то сейчас пережил ощущение Его бытия.

На обратном пути в Минск произошла интересная история. Паломников посадили на поезд, и было неизвестно, через какой город он проедет. А Виктору нужно было оказаться именно в Бресте.

– Я спрашиваю у проводника: «Через какой город поедем?» Никто не знает. Я начинаю молиться, говорю: «Господи, ну, пожалуйста, поедем через Брест!» И вдруг выясняется, что едем через Гродно. Я подумал: «Ну ладно, может, не так молюсь, я ведь еще неопытный верующий». А на границе – заминка, стоим два часа. Потом без объяснения нас возвращают в Варшаву. А во второй раз мы уже едем через… Брест. Тогда я воспринял это как чудо: по моим молитвам поезд приехал, куда мне надо!

Сразу по возвращении Виктор принимает решение креститься. Вопрос – где? Католики – веселые человечные ребята. Протестанты познакомили его с Евангелием. Но всего несколько заходов в православный храм сделали свое дело: Виктор стал православным.

– Сейчас, будучи катехизатором, я понимаю разницу католического, протестантского и православного богословия. И ясно вижу: в православии полнота и истина.

Где «вход»? – Иди на катехизацию

Чтение Евангелия в группе (Феодоровский собор). Виктор Головаченко в центре

Помолись — а Бог подскажет

Тогда все было на уровне «помолился – Бог ответил». После крещения Виктор решил, что задача выполнена. Но Господь так не думал и посылал ему разных интересных людей. В конце 90-х, когда Виктор уже жил в Санкт-Петербурге, он познакомился с баптистами. У них было что-то наподобие общины. Для своих детей они проводили катехизацию и записывали эти встречи на магнитофон. Благодаря этим записям Виктор, наконец, понял, Кто такой Христос, почему мы зовемся христианами, в чем суть спасения. А когда у него возникли вопросы, пошел на живую встречу и ходил туда несколько лет.

– В какой-то момент я ощутил потребность причащаться. Баптисты меня к себе не заманивали и на мой вопрос, что же делать, честно ответили: «А ты помолись, Бог тебе подскажет».

Где «вход»? – Иди на катехизацию

Виктор Головаченко с семьей

Судьбоносная конференция

Виктор стал слушать католическое радио «Мария», где выступали и православные священники. Особенно нравились ответы протоиерея Вячеслава Харинова, который служил в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной. И Виктор решил пойти к нему. Стал регулярно ходить в храм, причащаться. Но чего-то не хватало: общности, общины… Виктор увлекся книгами протопресвитера Александра Шмемана. Ему оказалась очень близка идея Шмемана о том, что такое Литургия: таинство собрания, единство общения между клиром, прихожанами и небесной Церковью.

Где «вход»? – Иди на катехизацию

В паломнической поездке с прот. Вячеславом Хариновым

Как-то по радио «Мария» объявили, что в просветительском центре при Феодоровском соборе состоится конференция, посвященная 25-летней годовщине со дня кончины протопресвитера Александра Шмемана. Тогда на приходе действовал только храм святых Новомучеников и Исповедников Российских, а на месте сегодняшнего Дома причта стоял временный «Белый дом». На конференции выступали разные священники, в том числе клирики собора. Рассказывали, как они реализуют идеи отца Александра Шмемана.

– Я так вдохновился, что на ближайшую литургию пошел в храм Новомучеников. И остался: увидел здесь общину, которую подспудно искал. Я и сейчас считаю, что человек причащается, участвуя в духовной реальности союза Христа, священства, прихожан и небесной Церкви. Я живу этими переживаниями, которые испытываю за каждой Литургией. И вижу в этом огромное преимущество православия перед другими конфессиями.

Где «вход»? – Иди на катехизацию

После Литургии, Феодоровский собор

Прямой и короткий путь

Тогда же Виктор подошел к отцу Александру Сорокину с вопросом, как стать частью общины, где «вход»? Отец Александр ответил: «Иди на катехизацию». Виктор возразил ему: зачем, он же все знает? «Ну, как хочешь», – ответил отец Александр. И Виктор понял, что все же пойдет.

– Сегодня я понимаю, что катехизация – это ключевой момент формирования общины. Обычный человек, приходя в храм, никого там не знает. Может быть, одного-двух человек. И ему сложно пробиться со своими вопросами к священнику. Да, так тоже можно возрастать духовно. Но катехизация – это прямой и короткий путь. Здесь можно и задать вопросы, и услышать ответы. Катехумены находятся в доверительном открытом общении с клиром, катехизаторами и друг с другом. И основа этого общения – Слово Божие. К концу оглашения у людей появляется ощущение братства, единения, без которого уже сложно жить.

Катехизация в Феодоровском соборе для Виктора плавно перешла в то, что он сам стал катехизатором. Приобрести уверенность ему помогли лекции архимандрита Ианнуария (Ивлиева), которые он начал слушать еще в клубе «Лествица» у отца Вячеслава Харинова, а продолжил в Феодоровском соборе. И особую роль сыграло личное общение с отцом Ианнуарием.

— Сначала я должен был быть «молчащим катехизатором» – человеком, который присутствует на всех встречах, но пока ничего не говорит. Но отец Алексей Волчков молчать мне не дал. На первой же встрече с катехуменами он спросил: «Ну, Виктор, а ты что думаешь?» Мыслей у меня было немало. Я начал говорить и … говорю уже девятый год. За это время заметил, что вопросы хоть и бывают похожие, но люди, которые их задают, разные. И все они нуждаются в помощи. Я помню и свои ощущения в начале воцерковления: в голове каша, ничего не склеивается в общую картину. А тут еще весь мир в претензии к Церкви: один священник неправильно себя повел, другой оступился.

Но люди уже встали на путь оглашения, ведущий к радости, к настоящей духовной счастливой жизни. И очень важно, чтобы они не разуверились и дошли до конца этого пути.

Где «вход»? – Иди на катехизацию

Во время открытой встречи перед началом оглашения (катехизации). Виктор — крайний слева

До конца катехизации доходит пятьдесят процентов

«Катехизация в Феодоровском соборе прекрасно организована, и я вижу ее плоды. Но мне кажется, что всю программу надо рассматривать через центральную тему – наше спасение. Чтобы у людей появилось целостное представление о том, зачем мы все это изучаем. А то получается: Символ веры разобрали, что такое Троица, услышали, про Церковь поговорили. Все по частям понятно, а целостной картины нет.

Ведь почему люди уходят из Церкви? Они ставят перед собой ложную цель, каждый свою. Не достигают этой ложной цели и уходят. А если цель – спасение – задана изначально, люди будут осознанно относиться к катехизации и своему пребыванию в Церкви.

С другой стороны, эффективность катехизации не определяется четко продуманной программой или опытом катехизаторов. Многое зависит от запросов самого человека. Если запрос есть, человек обязательно получит ответ. Дух Святой так действует.

Где «вход»? – Иди на катехизацию

Во время «Учебной вечерни» в рамках курса катехизации

Вот в прошлом году пришел к нам на занятия мусульманин. И не для того, чтобы стать христианином. А для того, чтобы понять нас, христиан. Крутая цель. Чаще всего у инославных верующих отсутствует интерес к другой религии. Или этот интерес очень поверхностный. А этот человек задавал вопросы прямо по тексту Евангелия. В Коране тексты похожие, и его интересовало, почему христиане понимают их именно так. В какой-то момент я даже начал за него переживать. Потому что он, сам, возможно, того не осознавая, попадал в сферу действия Святого Духа. И я подумал: он или уйдет, или станет христианином. При таком серьезном и вдумчивом отношении к тексту Евангелия человек не может не уверовать во Христа. И действительно: к сожалению, тот человек все-таки ушел.

Обычно до конца катехизации доходит около 50 % от тех, кто ее начинал. А после лета, так называемой «пустыни», остается еще меньше народу. Но не все они отпадают от Церкви. Некоторые возвращаются в свои приходы. А тем, кто остался, мы предлагаем участвовать во встречах евангельских групп и в ряде служений нашей общины».

Где «вход»? – Иди на катехизацию

Во время «постлитургического» чаепития с настоятелем собора и друзьями по приходу

Четыре элемента

«Во время катехизации мы учим, что для духовной жизни человека очень важны четыре составляющие:

  • читать Слово Божие – Библию и Евангелие;
  • учиться личной молитве, в том числе своими словами;
  • участвовать в общественной молитве – Литургии;
  • осознанно и активно пытаться реализовать все, что узнали, в своей жизни.

Эти элементы своей духовной жизни нужно стараться осознавать и, если какой-то из них дается трудно, уделять ему особое внимание. Само собой ничего не произойдет, сами по себе знания бесполезны.

Где «вход»? – Иди на катехизацию

На одной из встреч в рамках катехизации

А тем, кто пока не определился, хочу сказать: если вы все-таки решитесь на катехизацию, это будет один из самых важных шагов в вашей жизни, потому что она точно изменится.

Да, на это надо будет потратить время. А хочется так много еще успеть другого. Но «сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Евангелие от Иоанна 17:3). И путь к этому знанию открывает Церковь через катехизацию (оглашение).

Искренне желаю вам сделать правильный выбор. И последний совет: помолитесь Богу, чтобы Он помог вам его сделать».

 

Где «вход»? – Иди на катехизацию

Последняя встреча катехизации 2022-23. Общее фото на память

Текст: Ольга Лебединская

Фото: предоставлены автором и из архива Феодоровского собора