Начинается очередной сезон катехизации. И сегодня мы знакомим вас с Виктором Головаченко, одним из катехизаторов.
Виктор Головаченко занимает катехизацией уже восемь лет, а еще ведет открытую евангельскую группу по понедельникам. Виктор не сразу стал таким опытным и знающим. Его путь к Богу начался в юности. Сегодня он делится опытом, как, придя в Церковь, не остаться на уровне обрядового верования.
Виктор родился и вырос в Белоруссии, в Минске. Там же закончил биофак Белорусского государственного университета. Верующим не был, но о каких-то вещах, конечно, задумывался. Первый контакт с христианством произошел в конце 80-х, когда молодой человек работал в НИИ биоорганической химии:
– К нам пришли протестантские миссионеры, собрали всех в конференц-зале и показали фильм про Иисуса Христа, подарили Евангелие. Я Евангелие прочитал и поверил ему. Особенно впечатлила Нагорная проповедь. Правда, решил, что все это не для обычных людей, а для каких-то особенных. Но иногда начал заходить в православный храм, который был недалеко от дома. И даже испытал там какое-то мистическое переживание.
Позже именно эмоции сыграют существенную роль при выборе конфессии. А пока на улице лето, в стране перестройка, а в голове много планов на будущую счастливую жизнь.
Двести километров по Польше
Август 1991-го. В Польше, в городе Ченстохове, должен пройти VI католический всемирный День молодежи с участием папы Иоанна Павла II. Там, в монастыре «Ясная гора», находится чудотворная Ченстоховская икона Божией Матери, память которой совершается 26 августа. А перед этим планируется пятидневный крестный ход. И вот в Минске объявляют о наборе желающих совершить паломническую поездку в Польшу.
– Я был далек от католичества, но мне очень хотелось побывать за границей. И я отправился к главному ксендзу в главный католический собор Минска. Разговор был короткий: «В Бога веришь?» – «Да» (ведь размышлял же о Нем). – «В храм ходишь?» – «Да» (заходил же несколько раз). – «Ладно, годишься».
Так Виктор оказался в городе Радоме с группой молодых католиков из тогда еще Советского Союза.
– Мы прошли около 200 км пешком до Ченстохова, распевая псалмы и песни, заходя по дороге в сельские католические храмы, участвовали в богослужениях. Днем шли, а вечером разбивали лагерь прямо в лесу и ночевали там.
Еду наши паломники с собой не взяли: думали, что будут кормить организаторы. Но голодными не остались. Ребята-поляки всем делились и были очень дружественно настроены. А еще к ним часто подсаживался молодой ксендз. Удивила свобода, с какой он себя вел: общался, рассказывал смешные, но не пошлые анекдоты. И это было откровением. Оказывается, Церковь может быть не какой-то инопланетной, а реальной, живой, человечной.
– И вот мы на центральной площади города Ченстохова, – продолжает рассказ Виктор. – Сама площадь и все прилегающие улицы заполнены молодыми людьми. Все играют на гитарах, поют религиозные песни, улыбаются друг другу. Непередаваемые ощущения! Ведь до этого я видел молодежь исключительно на минских танцплощадках. Там все кучковалась группками, часто доходило до драк. А здесь сплошное благолепие.
Вечером к народу вышел Иоанн Павел II. Он говорил на польском языке, был принят овациями. Потом все пошли в Ясногорский монастырь, а там на стенах висели десятки костылей. Подразумевалось, что люди приходили на костылях, а уходили уже без них. Но Виктор отнесся к этому спокойно: не поверил.
– Но это не помешало мне уверовать в этой поездке в Бога. Если раньше просто допускал мысль, что Он есть, то сейчас пережил ощущение Его бытия.
На обратном пути в Минск произошла интересная история. Паломников посадили на поезд, и было неизвестно, через какой город он проедет. А Виктору нужно было оказаться именно в Бресте.
– Я спрашиваю у проводника: «Через какой город поедем?» Никто не знает. Я начинаю молиться, говорю: «Господи, ну, пожалуйста, поедем через Брест!» И вдруг выясняется, что едем через Гродно. Я подумал: «Ну ладно, может, не так молюсь, я ведь еще неопытный верующий». А на границе – заминка, стоим два часа. Потом без объяснения нас возвращают в Варшаву. А во второй раз мы уже едем через… Брест. Тогда я воспринял это как чудо: по моим молитвам поезд приехал, куда мне надо!
Сразу по возвращении Виктор принимает решение креститься. Вопрос – где? Католики – веселые человечные ребята. Протестанты познакомили его с Евангелием. Но всего несколько заходов в православный храм сделали свое дело: Виктор стал православным.
– Сейчас, будучи катехизатором, я понимаю разницу католического, протестантского и православного богословия. И ясно вижу: в православии полнота и истина.
Помолись — а Бог подскажет
Тогда все было на уровне «помолился – Бог ответил». После крещения Виктор решил, что задача выполнена. Но Господь так не думал и посылал ему разных интересных людей. В конце 90-х, когда Виктор уже жил в Санкт-Петербурге, он познакомился с баптистами. У них было что-то наподобие общины. Для своих детей они проводили катехизацию и записывали эти встречи на магнитофон. Благодаря этим записям Виктор, наконец, понял, Кто такой Христос, почему мы зовемся христианами, в чем суть спасения. А когда у него возникли вопросы, пошел на живую встречу и ходил туда несколько лет.
– В какой-то момент я ощутил потребность причащаться. Баптисты меня к себе не заманивали и на мой вопрос, что же делать, честно ответили: «А ты помолись, Бог тебе подскажет».
Судьбоносная конференция
Виктор стал слушать католическое радио «Мария», где выступали и православные священники. Особенно нравились ответы протоиерея Вячеслава Харинова, который служил в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной. И Виктор решил пойти к нему. Стал регулярно ходить в храм, причащаться. Но чего-то не хватало: общности, общины… Виктор увлекся книгами протопресвитера Александра Шмемана. Ему оказалась очень близка идея Шмемана о том, что такое Литургия: таинство собрания, единство общения между клиром, прихожанами и небесной Церковью.
Как-то по радио «Мария» объявили, что в просветительском центре при Феодоровском соборе состоится конференция, посвященная 25-летней годовщине со дня кончины протопресвитера Александра Шмемана. Тогда на приходе действовал только храм святых Новомучеников и Исповедников Российских, а на месте сегодняшнего Дома причта стоял временный «Белый дом». На конференции выступали разные священники, в том числе клирики собора. Рассказывали, как они реализуют идеи отца Александра Шмемана.
– Я так вдохновился, что на ближайшую литургию пошел в храм Новомучеников. И остался: увидел здесь общину, которую подспудно искал. Я и сейчас считаю, что человек причащается, участвуя в духовной реальности союза Христа, священства, прихожан и небесной Церкви. Я живу этими переживаниями, которые испытываю за каждой Литургией. И вижу в этом огромное преимущество православия перед другими конфессиями.
Прямой и короткий путь
Тогда же Виктор подошел к отцу Александру Сорокину с вопросом, как стать частью общины, где «вход»? Отец Александр ответил: «Иди на катехизацию». Виктор возразил ему: зачем, он же все знает? «Ну, как хочешь», – ответил отец Александр. И Виктор понял, что все же пойдет.
– Сегодня я понимаю, что катехизация – это ключевой момент формирования общины. Обычный человек, приходя в храм, никого там не знает. Может быть, одного-двух человек. И ему сложно пробиться со своими вопросами к священнику. Да, так тоже можно возрастать духовно. Но катехизация – это прямой и короткий путь. Здесь можно и задать вопросы, и услышать ответы. Катехумены находятся в доверительном открытом общении с клиром, катехизаторами и друг с другом. И основа этого общения – Слово Божие. К концу оглашения у людей появляется ощущение братства, единения, без которого уже сложно жить.
Катехизация в Феодоровском соборе для Виктора плавно перешла в то, что он сам стал катехизатором. Приобрести уверенность ему помогли лекции архимандрита Ианнуария (Ивлиева), которые он начал слушать еще в клубе «Лествица» у отца Вячеслава Харинова, а продолжил в Феодоровском соборе. И особую роль сыграло личное общение с отцом Ианнуарием.
— Сначала я должен был быть «молчащим катехизатором» – человеком, который присутствует на всех встречах, но пока ничего не говорит. Но отец Алексей Волчков молчать мне не дал. На первой же встрече с катехуменами он спросил: «Ну, Виктор, а ты что думаешь?» Мыслей у меня было немало. Я начал говорить и … говорю уже девятый год. За это время заметил, что вопросы хоть и бывают похожие, но люди, которые их задают, разные. И все они нуждаются в помощи. Я помню и свои ощущения в начале воцерковления: в голове каша, ничего не склеивается в общую картину. А тут еще весь мир в претензии к Церкви: один священник неправильно себя повел, другой оступился.
Но люди уже встали на путь оглашения, ведущий к радости, к настоящей духовной счастливой жизни. И очень важно, чтобы они не разуверились и дошли до конца этого пути.
До конца катехизации доходит пятьдесят процентов
«Катехизация в Феодоровском соборе прекрасно организована, и я вижу ее плоды. Но мне кажется, что всю программу надо рассматривать через центральную тему – наше спасение. Чтобы у людей появилось целостное представление о том, зачем мы все это изучаем. А то получается: Символ веры разобрали, что такое Троица, услышали, про Церковь поговорили. Все по частям понятно, а целостной картины нет.
Ведь почему люди уходят из Церкви? Они ставят перед собой ложную цель, каждый свою. Не достигают этой ложной цели и уходят. А если цель – спасение – задана изначально, люди будут осознанно относиться к катехизации и своему пребыванию в Церкви.
С другой стороны, эффективность катехизации не определяется четко продуманной программой или опытом катехизаторов. Многое зависит от запросов самого человека. Если запрос есть, человек обязательно получит ответ. Дух Святой так действует.
Вот в прошлом году пришел к нам на занятия мусульманин. И не для того, чтобы стать христианином. А для того, чтобы понять нас, христиан. Крутая цель. Чаще всего у инославных верующих отсутствует интерес к другой религии. Или этот интерес очень поверхностный. А этот человек задавал вопросы прямо по тексту Евангелия. В Коране тексты похожие, и его интересовало, почему христиане понимают их именно так. В какой-то момент я даже начал за него переживать. Потому что он, сам, возможно, того не осознавая, попадал в сферу действия Святого Духа. И я подумал: он или уйдет, или станет христианином. При таком серьезном и вдумчивом отношении к тексту Евангелия человек не может не уверовать во Христа. И действительно: к сожалению, тот человек все-таки ушел.
Обычно до конца катехизации доходит около 50 % от тех, кто ее начинал. А после лета, так называемой «пустыни», остается еще меньше народу. Но не все они отпадают от Церкви. Некоторые возвращаются в свои приходы. А тем, кто остался, мы предлагаем участвовать во встречах евангельских групп и в ряде служений нашей общины».
Четыре элемента
«Во время катехизации мы учим, что для духовной жизни человека очень важны четыре составляющие:
- читать Слово Божие – Библию и Евангелие;
- учиться личной молитве, в том числе своими словами;
- участвовать в общественной молитве – Литургии;
- осознанно и активно пытаться реализовать все, что узнали, в своей жизни.
Эти элементы своей духовной жизни нужно стараться осознавать и, если какой-то из них дается трудно, уделять ему особое внимание. Само собой ничего не произойдет, сами по себе знания бесполезны.
А тем, кто пока не определился, хочу сказать: если вы все-таки решитесь на катехизацию, это будет один из самых важных шагов в вашей жизни, потому что она точно изменится.
Да, на это надо будет потратить время. А хочется так много еще успеть другого. Но «сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Евангелие от Иоанна 17:3). И путь к этому знанию открывает Церковь через катехизацию (оглашение).
Искренне желаю вам сделать правильный выбор. И последний совет: помолитесь Богу, чтобы Он помог вам его сделать».
Текст: Ольга Лебединская
Фото: предоставлены автором и из архива Феодоровского собора