Интервью из газеты "Лиговка-Ямская"
Феодоровский собор, что на Миргородской улице, примечателен не только своим архитектурным стилем, но и выстроенным рядом с ним фрагментом кремлевской стены из красного кирпича. Об истории храма и его сегодняшнем дне мы беседуем с настоятелем протоиереем Александром Сорокиным.
– Отец Александр, у храма Феодоровской иконы Божией Матери относительно небольшая, всего 110 лет, но очень насыщенная история. Начнем с того, что он строился к 300-летию Дома Романовых…
– Но в 1913-м юбилейном году его построить не успели, и строительство продолжалось еще год. Основные торжества 300-летия проходили в марте 1913 года. И если древний праздник Феодоровской иконы отмечается 29 августа по новому стилю, то в честь призвания на царство Михаила Феодоровича Романова в церковный календарь был внесен еще один праздник – 27 марта. В 1913 году в праздничные дни поднимали крест на церковный купол. Освящение верхнего храма произошло только в январе 1914 года – в присутствии Государя, вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны, Великих Княжон, Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. Соответствующая запись сохранилась в дневнике Николая II. Государыни Александры Феодоровны и Цесаревича Алексея по какой-то причине не было.
– И ведь совсем скоро случилась революция.
– Наш храм стал если не последней, то одной из последних церковных построек в Петербурге перед Мировой войной. Церковь нашу освящал, кстати, митрополит Владимир (Богоявленский), ставший потом новомучеником.
В 1932 году собор (а его тогда собором и не называли, народное прозвание – Романовская церковь) был закрыт, в его здании расположился Молокозавод № 2, один из крупнейших в Ленинграде. Последним настоятелем в советский период был архимандрит Лев (Егоров), он тоже прославлен в лике новомучеников.
– А новейшая история Феодоровского собора началась уже в 1990-е годы?
– В 1998 году был открыт и освящен храм святых Новомучеников и Исповедников Российских, построенный для того, чтобы в реальности зародилась жизнь прихода. А в здании собора до 2005 года формально все еще существовал молокозавод, а также предприятия, которые арендовали у него помещения. И только в 2013 году завершилась реставрация собора, и было великое освящение сначала нижнего храма, а потом и верхнего, его возглавил Святейший Патриарх Кирилл. При этом приход был зарегистрирован еще в 1992 году.
– Протоиерей Владимир Сорокин, настоятель Князь-Владимирского собора, — это Ваш отец?
– Да, и в 1992 году он был параллельно назначен настоятелем нашего Феодоровского храма. Храм не действовал, но регистрация прихода почти всегда подразумевает назначение настоятеля. А уже с 1998 года, когда в церкви Новомучеников начались регулярные богослужения, я, будучи клириком Князь-Владимирского собора, был направлен сюда. Изредка здесь совершал службы и мой отец. В 2003 году я уже полностью перешел на Миргородскую, будучи назначен настоятелем.
– Насколько я знаю, Вы закончили школу № 169 с углубленным изучением английского языка. Получается, вся Ваша жизнь связана с территорией округа «Лиговка Ямская». Кстати, Вы учились еще в советские годы, как относились в школе к сыну священника?
– Все десять лет я отучился в 169-й школе, хотя после 6-го класса моя семья переехала в пригород, и я уже оттуда ездил на электричке. О том, что мой отец священник, мало кто знал, разве что некоторые учителя, но никогда эта тема не обсуждалась. А вот друзья-одноклассники узнали об этом где-то уже в выпускных классах, они были очень удивлены.
– Желание стать священником возникло уже позже, после службы в армии?
– После школы я поступил на филфак университета, отучился год. Это был 1985-й, непростая международная обстановка, и для студентов вузов отменили отсрочку от армии.
– Давайте подробнее поговорим о сегодняшнем дне. Понятно, что основная деятельность любого храма – богослужения и все, что с ними связано. Но у вас ведь ведется и большая культурно-общественная работа.
– Я бы назвал это культурно-просветительской деятельностью. Здесь нужно разделить две сферы, хотя они и взаимосвязаны. С одной стороны, есть воскресная школа для детей, катехизация, изучение Библии. Это все для людей, которые, как минимум, не боятся этих слов. А вот вторая часть ориентирована на людей, которые могут специально не интересоваться Церковью как религиозным институтом, но для них остается некое «окошко», чтобы войти сюда. Например, услышать прекрасную музыку Рахманинова или Гречанинова. У нас проходит много духовных концертов. И эта эстетическая сторона может многих привлечь: музыка. Архитектура, художественные выставки, которые мы устраиваем.
Мало кто из религиозных организаций участвует в такой акции, как «Ночь музеев». Мы единственный православный храм в Петербурге, который участвует в ней с 2016 года. Из представителей других конфессий это Петрикирхе, Анненкирхе и синагога.
Почему нас туда допускают? Потому что мы представляем себя как пространство культуры. И всегда под каким-то новым углом зрения стараемся показать храм как некую культурную ценность. И я заметил, что люди, которые приходят сюда в «Ночь музеев», может быть, никогда бы в жизни в церковь не пришли. Не потому, что такие уж антагонисты и безбожники, а потому, что у многих современных людей есть в головах такое клише, что церковь – это территория, где все по определенным правилам, и чтобы попасть, надо знать, как себя вести.
И вот для них «Ночь музеев» становится как бы легальной возможностью прийти туда, где их ждут и им рады.
В таком же духе у нас проходят и другие события, прежде всего, это концерты и выставки. Кстати, прихожан такие мероприятия тоже очень мобилизуют. А мы, действительно, ждем всех с теплом и любовью.
Интервью опубликовано в газете «Лиговка-Ямская», № № 4 (289) за 24 мая 2023 года