Рыбак и книжник

 
Фреска «Причащение апостолов» кисти архимандрита Зинона (Теодора) в алтаре нижнего храма Феодоровского собора. По правую и по левую руку от Спасителя – апостолы Петр и Павел
 
 
Фреска «Причащение апостолов» кисти архимандрита Зинона (Теодора) в алтаре нижнего храма Феодоровского собора. По правую и по левую руку от Спасителя – апостолы Петр и Павел

Календарный этюд Юрия Рубана

Месяц, названный в честь «божественного Юлия» [1], справедливо называют «преполове́нием лета». 12 июля (29 июня по старому стилю), – его символический праздник, память святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. День – значительный для наших горожан не только в сугубо церковном отношении.

Рыбак и книжник

Апостолы Петр и Павел. Фреска из Ватопедского монастыря (Афон). Конец XII века

Действительно, имена этих апостолов сопровождают нас с детства и повсюду: едем ли мы гулять на Петровский остров, слушать концерт в Павловск или загорать у теплых стен «Петропавловки». Последнее слово знаменательно. Ведь в названии крепости и ее славного собора, над которым парит осеняющий город ангел, история соединила имена очень несхожих по происхождению, образованию и характеру людей. Не считая возможным отдать приоритет одному из них, христианская Церковь присвоила обоим титул «Первоверховных Апостолов» и установила один день празднования. И это не случайность. Но что нам достоверно известно об их жизни и в чем сущность апостольского служения?

Рыбак и книжник

Петропавловский собор и крепость

«Пе́трос» – значит «Камень»

Несколько слов о понятии «апостол». Греческое слово апо́столос заимствовано из дипломатического лексикона и переводится как «посланник», «посол». Иисус Христос, потомок царя Давида, основал Свое «Царство» в образе Вселенской Церкви и сформировал «Двор». Первые Двенадцать учеников и стали Его «чрезвычайными и полномочными представителями» в многоязычной Вселенной – Римской империи. Один из них, галилейский рыбак Симон, первым торжественно исповедал Своего Учителя Мессией (Христом) и Сыном Божиим, а потому получил символическое имя и был назначен Им старейшиной коллегии апостолов и главой будущей Церкви. «Блажен ты, Симон (Шимон), сын Ио́нин, ибо не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах. И Я говорю тебе: Отныне ты – Петр («Камень», «Скала»), и на этой Скале Я воздвигну Мою Церковь, и силы ада не одолеют ее» (Мф. 16:17–18) [2].

Миссионерская деятельность Петра протекала первоначально в Иерусалиме и странах Переднего Востока. По преданию, позднее он стал первым епископом («блюстителем») столичной Римской Церкви, передав свое главенство преемникам – римским епископам (с V века – папам), хранителям вселенского православия. Ни западные, ни восточные христиане с апостольских времен в этом не сомневались.

Рыбак и книжник

Аннибале Карраччи. Явление Христа Святому Петру на Аппиевой дороге (конец XVI в.)

Согласно средневековой легенде, время первых гонений на христиан (66–67 гг.), развязанных безумным императором Нероном, Петр поддался настойчивым уговорам единоверцев, боявшихся за его жизнь, и ночью незаметно покинул Рим. Оказавшись на Аппиевой дороге, он вдруг увидел Иисуса Христа, шедшего ему навстречу с крестом на плечах. «Quo vadis, Domine? (Ка́мо, гряде́ши, Господи?)», – спросил ошеломленный Петр. «Я иду в Рим, – ответил Иисус, – чтобы Меня там опять распяли», – и стал невидим. Петр внял вразумлению, вернулся в Рим, вскоре был арестован и распят (ок. 67 г.). Считая себя недостойным умереть так, как Учитель, он попросил пригвоздить его ко кресту вниз головой. Этот период его жизни многим из нас знаком по роману Генрика Сенкевича «Камо грядеши» и двум (если не ошибаюсь) версиям одноименного фильма.

Апостол язычников

Совершенно иная судьба складывалась первоначально у другого первоверховного апостола, не принадлежавшего к Двенадцати и даже не видевшего Христа при Его земной жизни. Савл (Шау́ль – «призванный») родился около 10 г. н. э. в Тарсе (южное побережье Малой Азии) в богатой еврейской семье, обладавшей ценной привилегией – правом наследственного римского гражданства, и его официальное римское имя было Павел. Изучив Священное Писание и овладев богатым арсеналом античной культурной традиции (что явствует из его блестящих Посланий и речи в Ареопаге), молодой книжник отправился в Иерусалим и вступил в школу известного законоучителя Гамалии́ла.

Рыбак и книжник

Реконструкция возможного облика апостола Павла

Гамалиил возглавлял «либеральную» фарисейскую школу, а его оппонентом был ригорист равви Гилле́ль. Наставник будущего апостола Павла зарекомендовал себя человеком благоразумным: он считал излишним преследовать только что зародившееся христианство и апеллировал к нелицеприятному суду Истории, безжалостно предающей забвению самые громкие утопии. «Оставьте этих людей (христиан), – говорил он членам Синедриона (верховного еврейского Совета), – ведь если их дело и учение основано только на человеческом вымысле, то оно само собой разрушится; если же оно от Бога, то вы не сможете разрушить его, и берегитесь, чтобы вам не оказаться еще и богопротивниками» (Деяния Апостолов 5:38–39). (Этот знаменитый «совет Гамалииила» многочисленные гонители христианства безуспешно пытаются опровергнуть уже почти два тысячелетия.)

Рыбак и книжник

Рембрандт ван Рейн. Побивание камнями св. Стефана. 1625 г.

Внял ли его примеру способный ученик, молодой фарисей Савл? О нет! Савл не обладал терпимостью Гамалиила, а потому принял участие в казни перводиакона Стефана, побитого камнями (Деян. 7:58), а затем направился в Дамаск, чтобы и там преследовать бежавших христиан, казавшихся ему кощунственными разрушителями Моисеевой религии.

Рыбак и книжник

Пармиджанино или Никколо дель Аббате. Обращение апостола Павла. 1552. Художественно-исторический музей. Вена

«Савл! Савл! За что ты гонишь Меня?», – услышал он вдруг голос явившегося ему Иисуса Христа. Гонитель понял, что чудовищно заблуждался, что распятый Иисус из Назарета – не самозванный обманщик, но истинный Мессия, в Котором и воплотился конечный смысл всей ветхозаветной истории ожидания начиная от Авраама.

Какова его дальнейшая судьба? Фарисей Савл стал апостолом Павлом и охватил миссионерскими путешествиями всю Римскую империю. В своих Посланиях он заложил основы христианской богословской науки, переведя простые религиозно-нравственные евангельские истины на язык греческой философии, сделав их тем самым универсальными и достойными внимания образованных язычников. (Христианское предание рассказывает о знакомстве апостола Павла с римским философом-стоиком Сенекой и хранит их апокрифическую переписку.) Так христианство, в котором первоначально видели лишь иудейскую секту малокультурных фанатиков, стало Вселенской религией, а Павел справедливо был назван историками «Вторым основателем Христианства».

Рыбак и книжник

Рафаэль Санти. Проповедь Павла в Афинах. 1515. Музей Виктории и Альберта. Лондон

По преданию, Павел тоже погиб в Риме, вскоре после смерти апостола Петра, около 67 года, но, как римский гражданин, был удостоен «привилегированной смерти» – казнен мечом. Христианская иконография почти всегда совмещает их образы. При этом атрибутом ап. Петра являются ключи, а ученого ап. Павла – книга.

Рыбак и книжник

Эль Греко. Апостолы Петр и Павел. 1592. Государственный Эрмитаж

Рыбак и книжник

Апостолы Петр и Павел. Икона кисти ахимандрита Зинона в нижнем храме Феодоровского собора. Энкаустика. 2011 год

Санкт-Петербург или Петроград?

Иногда приходится слышать наивный вопрос, особенно от школьников и «гостей нашего города»: название Петербурга связано с апостолом Петром или с его основателем царем Петром (как говорили в советское время иные экскурсоводы)? Ведь в течение десяти лет – с 1914 по 1924 – он приземленно так и назывался – Петроград, то есть просто «Город Петра» (а не Святого Петра)?! (Мистически настроенные люди говорят, что этим неумным переименованием Город Святого Петра был лишен Небесного покровительства и подвергся закономерной катастрофе: в Санкт-Петербурге разрушительные события 1917 года не могли бы произойти.) [3]

Конечно же, нет! Вспомните, что сравнительно недавно мы праздновали очередной День города, 16/27 мая 1703 года. Но эта дата – условно-символическая. Хорошо известно, что, вопреки красивой легенде, Петра I тогда на Заячьем острове не было, и закладку крепости вел его «друг сердешный» Александр Меншиков. А потому днем основания нашего красивейшего в мире города претендует быть и сегодняшний праздник, – ведь 29 июня 1703 года заложили церковь Петра и Павла, ознаменовав событие пальбой из пушек, а царь праздновал «День Ангела» – Тезоименитство. (На всякий случай напоминаю, что в XVIII веке праздник Петра и Павла приходился на 10 июля по григорианскому календарю.) И не в свою честь (!), а в честь своего небесного покровителя Петр I назвал новую столицу Санкт-Питербурхом – «Городом Святого Петра». В этом глубокий смысл. Апостол Петр – хранитель ключей от врат рая. Поэтому и город его имени сам становится «ключом» от Балтийского моря и «окном в Европу», выводя новую Императорскую Россию из варварской изоляции.

Рыбак и книжник

«Люблю тебя, Петра творенье!..»

А как говорит простой народ об этом дне? В народном календаре «Петров день» – разгар лета. Но все же: «Петр и Павел час убавил». В Санкт-Петербурге с этого праздника традиционно зажигаются ночные городские фонари. Грустно, что так быстро прошли наши ностальгические «белые ночи».

Примечания

В сокращенном варианте очерк опубликован в епархиальном журнале «Вода живая: С.-Петербургский церковный вестник» (2007. №7). Лаконичный заголовок принадлежит отцу Александру Сорокину, за что приношу ему искреннюю признательность.

[1] Об этом см. здесь.

[2] Разумеется, во время этой знаменательной беседы Христос назвал Симона «Ки́фой». На арамейском языке, общеразговорном в Палестине того времени, ки́фа значит «камень», «скала», – то́ же, что и греческое «пе́трос». Поскольку же Евангелия с миссионерскими целями были написаны уже на греческом языке – мировом языке Римской ойкумены, – то его имя в греческом звучании – Пе́трос (слав. Петр) – перешло без перевода в латинский и другие языки христианских народов.

[3] Если бы просто хотели этим «идеологическим» переименованием (в духе современных украинских опытов) заменить враждебное «немецкое» название столицы на русское, то получилось бы «Свято-Петровск» или «Град Святого Петра». Зачем же уничтожать указание на апостола Петра? Чем он провинился?! Для «христианской» страны это странно. Ставшее «революционным» название города сразу рождает в уме строки:

«Мы видим город Петроград
В семнадцатом году:
Бежит матрос, бежит солдат,
Стреляют на ходу» (С. Михалков).

Лит.: Булгаков С., прот. Два первоапостола. Минск, 1996; Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. М., 2001; Мень А., прот. Первые апостолы. М., 1998; Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете: Введение в Священное Писание Нового Завета (курс лекций). М., 2012; а также последние энциклопедические статьи (помещаемые и в интернете), содержащие основную научную библиографию.