Вопрос-ответ: почему клирики служат в нижнем храме в особенных облачениях?

 
 
 

Священники собора отвечают на ваши вопросы

Все убранство нижнего храма оформлено в византийском стиле:

  • алтарная часть, где вместо иконостаса – низкая алтарная преграда (таким был замысел создателей храма 100 лет назад),
  • фрески,
  • бóльшая часть икон.

Автор этого оформления – архимандрит Зинон (Теодор), хорошо знающий историю богослужебной традиции, автор этих самых замечательных фресок и икон. В соответствии с византийской стилистикой пошиты и облачения для священнослужителей и чтецов. Их покрой отец Зинон предложил сделать на основе византийских мозаик и других изображений первого христианского тысячелетия. В похожих одеяниях, кстати, изображены апостолы и диаконы на фресках алтаря и диаконника.

Если не особенно приглядываться, эти облачения не сильно отличаются от современных греческих облачений, получающих все большее распространение и в России (главное отличие – отсутствие традиционного для русского облачения стоячего «воротника» фелоня). Лишь приглядевшись, можно увидеть, что византийское облачение нижнего храма отличается и от греческого – прежде всего, длинóй передней части, равной длине задней части. Кроме того, византийскому облачению нижнего храма свойственна более скромная, прямо скажем, минималистская расцветка и отделка. Для фелоня используются только два цвета:

  • светлый (песочный) – для дней праздничных и непостных,
  • темный (бордовый) – для периодов длинных постов.

Вопрос-ответ: почему клирики служат в нижнем храме в особенных облачениях?

Вопрос-ответ: почему клирики служат в нижнем храме в особенных облачениях?

Стихари для диаконов и чтецов, а также подризник для священников – всегда одни и те же: белого цвета с двумя темными вертикальными полосами, идущими от плеч до низу – так называемым клáвиями, как на византийских одеяниях.

Вопрос-ответ: почему клирики служат в нижнем храме в особенных облачениях?

Вопрос-ответ: почему клирики служат в нижнем храме в особенных облачениях?

Традиционное же русское облачение, с привычной цветовой гаммой в соответствии с праздниками, используется в верхнем храме, оформленном в стиле храмов Московской Руси XVII века (времени начала правления династии Романовых), – с пятиярусным иконостасом и другими атрибутами русского православного храма.