Эпизод 20. Ирина Языкова о литургическом и символическом смысле ансамбля нижнего храма Феодоровского собора

Отрывок из главы 3-й, в которой искусствовед Ирина Языкова поясняет читателю литургический и символический смысл ансамбля нижнего храма Феодоровского собора.

Феодоровский собор, созданный в начале прошлого столетия, был освящен в верхней части в 1914 году в ознаменование 300-летия Дома Романовых, нижний же храм из-за начавшейся вскоре войны и последующих революций так и не был расписан и завершен. И это давало художнику известную свободу: над ним не тяготело то историческое наследие, которое в большей или меньшей степени обычно требует художественной реконструкции при восстановлении храмов-памятников. Здесь восстанавливать было нечего, в отличие от верхнего храма, где сохранились не только фотографии интерьера и чертежи иконостаса, но и частично иконы. В то же время ярко выраженные архитектурные особенности нижнего храма предельно сужали возможности выбора форм. Такую ситуацию можно уподобить узкому пути с не очень ясным направлением, по такому пути не каждый решится идти. Но архимандрит Зинон известен именно своей смелостью и способностью к творческим неординарным решениям; в каждом новом храме, где ему приходилось работать, он не стремился повторять уже известные, апробированные или им самим найденные схемы, а искал то решение, которое раскрывает индивидуальность данной архитектуры.

По обоюдному согласию со священником отец Зинон занялся прежде всего проектированием оформления алтарного пространства, именно алтарь задал определенный художественный стиль всему остальному убранству. Очень важно отметить, что этот проект обсуждался с приходом, что для создания храмового образа немаловажно (об этом – см. глава 1-я), ведь мнение прихожан, которым здесь служить и молиться, сам характер приходской общины – факторы, очень сильно влияющие на художественное оформление храмового пространства. Из истории храмостроительства видно, как менялся облик храма на протяжении веков, как каждая эпоха вносила в убранство храма свои изменения. И даже внутри одной эпохи монастырские храмы отличались от приходских, а эстетика городских соборов требовала иного решения, чем убранство деревенской церкви, и т. д.

Примечание: Здесь мы имеем тот редкий случай, когда в убранстве храма принимают участие и прихожане. Таков был закон средневекового храмоздания: храм созидался всей общиной, а порой и всем городом. Каждый принимал то посильное участие, какое мог: заказчик формулировал идею, зодчий планировал и строил, ктитор находил средства, прихожане жертвовали на храм, носили камни и т. д. Приход собора Феодоровской иконы Божией Матери и приписанного к нему храма Новомучеников и Исповедников Российских с самого начала решил, что убранство храма – дело всего прихода. Например, на каждую икону, которую пишет отец Зинон, они собирают деньги сами, так что каждый может почувствовать себя причастным к созиданию храма.

В результате довольно длительной и тщательной работы на стадии проектирования была создана концепция оформления пространства нижнего храма в едином стиле, органично сочетающимся с его архитектурой и исходящим прежде всего из смысла Евхаристии как сердцевины Литургии.

Для этого решено было сделать максимальный акцент на центральную апсиду, на алтарь, где совершается Таинство Евхаристии. В центре апсиды поставлен каменный престол по типу древних, над ним сооружена надпрестольная сень (киворий) на четырех колоннах.

Мраморный киворий (сень) над престолом нижнего храма

Мраморный киворий (сень) над престолом нижнего храма

Низкая алтарная преграда лишь символически отделяет пространство алтаря от остальной части храма, и поэтому престол хорошо виден всем находящимся в храме.

Фото 46: Алтарь нижнего храма

Алтарь нижнего храма

Такой четкий акцент, сделанный на престоле, куда торжественно приносятся во время Великого Входа Святые Дары, вокруг которого во время Евхаристического канона стоят священники, подчеркивает, что именно здесь присутствует Христос, Сам совершающий Евхаристию. Это подчеркивает и композиция «Причащение апостолов», расположенная на восточной стене апсиды. При этом стоящий у престола священник оказывается лицом к лицу со Христом, изображенным на фреске совершающим Евхаристию.

Эпизод 20.  Ирина Языкова о литургическом и символическом смысле ансамбля нижнего храма Феодоровского собора

Христос благословляет Хлеб и Чашу, и с двух сторон к Нему подходят апостолы. Они идут друг за другом вдоль полукруглой стены апсиды, так что служащие во время Литургии священники оказываются в одном пространстве с ними, и это раскрывает мистический смысл Литургии, совершающейся не только в данное время, в данном храме, но и в вечности, у Небесного престола. Литургия, таким образом, переживается и как соединение Церкви небесной и Церкви земной.

Продолжение следует…