БОГОЯВЛЕНИЕ (Ἐπιφάνια, так же называемый Θεοφάνια) – праздник света, воспоминающий крещение Христово в Иордане.
Богоявление исконно праздновалось не в память единственного события, но как тайна явления спасения в Иисусе Христе, открывающая цикл новозаветных событий, главными из которых были рождение Иисуса и Его КРЕЩЕНИЕ.
Тенденции к историзации в IV в. привели к разделению кластера: РОЖДЕСТВО было передвинуто на 25 декабря, а КРЕЩЕНИЕ стало праздноваться 6 января. Праздник приобрел большое значение на протяжении споров относительно божественного происхождения Иисуса Христа с последующим определением I Никейского собора.
Богоявление празднуется с большой торжественностью, наряду с непереходящими ВЕЛИКИМИ ПРАЗДНИКАМИ, благодаря тому, что непосредственно следует за РОЖДЕСТВОМ.
Существует воскресенье перед Богоявлением, четыре дня ПРЕДПРАЗДНЕСТВА, вечерня с парамонией (как в канун Рождества), ОСВЯЩЕНИЕ воды, СИНАКСИС Иоанна Крестителя на следующий день (7 января) и восемь дней попразднества (MATEOS J. Typicon 1:174–91).
Освящение воды, важнейшая часть ритуала, появляется уже в 387 г. в Антиохии при Иоанне Златоусте (PG 49:365).
Согласно церемониальной книге X в. (О церемониях. Кн. 1, глл. 3, 25–26), патриарх и император совершали БДЕНИЕ в церкви Стефана Первомученика во Дворце Дафнии и собственно службу Богоявления в СВЯТОЙ СОФИИ; в день Богоявления император, прославляемый различными столичными депутациями, возводил царедворцев в высшие степени.
TALLEY, 112–134. DUBARLE M. ET AL., Noël, Epiphanie, retour du Christ. Paris, 1967.