Анафора

АНА́ФОРА (ἀναφορά, анафора, «возношение») – изначально евхаристическое приношение само по себе, но с VI в. данное название усваивается молитве, сопровождающей подобное приношение, т. е. главной евхаристической молитве литургии.

Анафора, обычно обращенная к Богу Отцу, является центральным элементом всей ЕВХАРИСТИИ. В тексте, раскрывающем ее значение, вспоминается то, что Иисус сотворил на Тайной Вечере, когда установил данный обряд. Исконно импровизированный текст анафоры впервые появляется в зафиксированной форме в IV в. (BOULEY A. From Freedom to Formula. Washington, D. C., 1981. P. 217–253).

Восточные анафоры являют три структурных типа:

  • антиохийский,
  • александрийский и
  • восточносирийский,

различающиеся по позиции ходатайственных молитв (позднейшая интерполяция) по отношению к другим древнейшим элементам.

Византийские анафоры Василия Великого, Иоанна Златоуста и апостола Иакова являются антиохийскими по структуре.

Они открываются вводным диалогом (TAFT R. F. // OCP. 1983. № 49.Р. 340–365; 1986. № 52. Р. 299–324;  1988. № 54. Р. 47–77; 1989. № 55. Р. 63–74), за которым следует молитва хваления и благодарение Отцу за творение и спасение. Она вводит ветхозаветное ТРИСВЯТОЕ, за которым следует молитва, воспоминающая в мелких или крупных деталях историю спасения во Христе, особенно воспоминание Тайной Вечери, завершающееся провозглашением установительных слов над хлебом и чашей («Сие есть тело Мое…. Сия есть кровь Моя…»).

Далее следует молитва анамнезиса, в которой звучит заповедь Иисуса о повторении обряда («Сие творите в мое воспоминание», Лк. 22:19); далее говорится о Его смерти, воскресении, вознесении и втором пришествии.

Затем в ЭПИКЛЕЗИСЕ содержится прошение к Отцу ниспослать Духа Святого на хлеб и вино, чтобы преложить их в тело и кровь Христа для спасения принимающих их в ПРИЧАЩЕНИИ.

Это прошение ведет к другим элементам: ДИПТИХАМ и ходатайственным молитвам за живых и мертвых.

Анафора завершается воспеваемым гласно СЛАВОСЛОВИЕМ, на которое народ отвечает «Великим Аминь».

Термин «анафора» может также относиться к ПРОСФОРЕ, освященной или неосвященной, и к литургическому покрову (возду́ху, или аеру).

Prex Eucharistica / HÄNGGI A., PÄHL I. (edd).Freiburg, 1968. P. 101–415, особ. 223–263. BOUYER L. Eucharist. Notre Dame, Ind., 1968. P. 244–314. KILMARTIN E. J. Sacrificium Laudis: Content and Function of Early Eucharistie Prayers // TheolSt. 1974. № 35. P. 268–287.

ODB 85.