Оглашение, история института

Крещение в соборе

Крещение в Феодоровском соборе по окончании курса оглашения

κατηχούμενοι– «получившие наставление», оглашение) – период и процесс научения вере.

Оглашение в Феособоре

Катехуменат впервые отмечается ок. 150 г. как период участия в ПОСТЕ, молитве и слушании наставлений и позже, ок. 215 г., он достигает четких классических очертаний в виде наличия категории кандидатов в христианскую общину, называемых катехуменами (= оглашенными), см. TERTULLIAN De praescriptione Haereticorum 41.2 [REFOULÉ R. F. (ed.) // CChr, ser. lat. 1:221.4–7].

Во время катехумената, который обычно длился три года, кандидаты представлялись церковным предстоятелям христианскими покровителями и наставниками; оглашенных проверяли на искренность обращения, приглашали их на общие собрания, где молились за них вместе с их наставниками; они посещали службы в особые периоды, зарезервированные для них, но были отпускаемы перед молитвой верных, в которой они не могли участвовать.

С VII в. церковные галереи часто называют катехуменами, хотя к тому времени институт катехумената в Византии уже отмер (TAFT R. F. // OCP. 1976. № 42. P. 30).

Великий пост представлял собой вторую, заключительную стадию, когда «просвещенные», готовящиеся принять крещение на ПАСХУ, участвовали в напряженной череде начальных обрядов, финалом которых было

  • отречение от сатаны,
  • исповедание веры,
  • раздевание,
  • благословение воды,
  • предкрещальное помазание,
  • КРЕЩЕНИЕ посредством тройного погружения,
  • одевание белых одежд,
  • миропомазание, или запечатывание,
  • вход в ожидающее собрание,
  • лобзание мира,
  • евхаристическое предложение и ПРИЧАЩЕНИЕ, обычно на пасхальной заутрене.

Драматизация ритуала для максимального назидательного эффекта представлена в классических огласительных гомилиях IV в. Кирилла Иерусалимского, Иоанна Златоуста, Феодора Мопсуестского и Амвросия Медиоланского (YARNOLD E. The Awe-Inspiring Rites of Initiation. Slough, 1972; RILEY H. Christian Initiation. Washington, D.C., 1974).

После IV в. с вхождением в обиход практики вписания младенцев в катехуменат и взрослых, не намеревающихся принять крещение в ближайшем будущем, двухэтапная система оглашения стала приходить в упадок.

В Константинополе родители сначала представляли своих младенцев к «первому оглашению» спустя 40 дней после рождения. Затем, в понедельник четвертой недели ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ, готовящиеся ко КРЕЩЕНИЮ на Пасхальной заутрене приносились в храм для молитв и изгнания нечистой силы, что представляло собой «второе оглашение» (MATEOS J.Typicon 2. 39).

Относительно этих «просвещаемых» молились в специальной ЛИТАНИИ во всех богослужениях в последующее время Великого поста.

В ВЕЛИКУЮ ПЯТНИЦУ патриарх произносил наставление для крещаемых в храме Св. Ирины, за которым следовало торжественное отречение оглашенных от сатаны и заявление о
приверженности Христу (там же. 78). По крайней мере с VIII в., однако, все эти обряды были сильно сжаты по времени и стали совершаться непосредственно перед последованием крещения.

DUJARIER M. A History of the Catechumenate: The First Six Centuries. New York, 1979.
ODB 391.