Евхаристия

ЕВХАРИ́СТИЯ (εὐχαριστία, «благодарение») – главное христианское богослужение, называемое ЛИТУРГИЕЙ, или БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИЕЙ в византийском обиходе.

Основанное на заповеди Иисуса (Лк. 22:19) о повторении в память о Нем того, что Он сделал на Тайной Вечере, Евхаристия сначала отмечается в 1 Кор. 10–11 как ритуальная трапеза, в которой хлеб и вино предлагаются и благословляются как тело и кровь Иисуса в память о Его домостроительстве спасения, особенно Его жертвенной смерти (1 Кор. 10:16).

И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. (Лк. 22:19)

Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? (1 Кор. 10:16)

Первоначально совершаемая в контексте вечери любви (агапы), возможно ежедневно, во II в. Евхаристия отделилась от агапы, присоединилась к последованию чтений Священного
Писания и стала ассоциироваться с ВОСКРЕСЕНЬЕМ как ритуальным символом Воскресшего Иисуса, продолжающего присутствовать среди своих последователей. В III в. появляется первая письменная формула АНАФОРЫ, или центральной молитвы, выражающей значение данного богослужения.

Евхаристия, воспринимаемая как жертва (фисия), потому что является таинством жертвы Иисуса на Кресте, и одновременной иконой «небесной литургии» или постоянного самопожертвования, которое Иисус совершает перед престолом Отца (Евр. 8–10, 12:22–4), является излюбленной темой византийских литургических КОММЕНТАРИЕВ.

Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева. (Евр. 12:22–4)

В Византии Евхаристия была предметом богословских споров, особенно с иконоборцами, которые считали, что освященные хлеб и вино были единственными типами или образами Иисуса (CERO S. // BZ 68 [1975] 4–22). Против этого II Никейский собор определил, что освященные хлеб и вино являются не образами, но сами Иисусом (MANSI 13:264). Византийцы также часто спорили с другими относительно евхаристической практики (см. ЛАТИНСКИЙ ОБРЯД, ТЕПЛОТА, ЭПИКЛЕЗИС). Византийское евхаристическое богословие достигло своего классического синтеза в комментарии Николая Кавасилы, который не только утверждает взвешенную позицию, уважающую латинские воззрения, но также находится на срединном пути между двумя противоположными тенденциями византийского евхаристического богословия, представленного в XII в. Сотирихом Пантевгеном, который, по-видимому, редуцировал евхаристическое поминовение до субъективного воспоминания, и ультрареализма Михаила Глики, утверждавшего, что в Евхаристии Иисус реально приносится в жертву (JUGIE M. Theologie dogmatica christuniorum orientalìum. Vol. 3. Paris, 1930. P. 317–325; BORNERT R. Les commentaires byzantins de la Divine Liturgie du VII-e au XV-e siècle. Paris, 1966.

Евхаристия первоначально совершалась в Византии только по воскресеньям, субботам и праздникам. В VIII–IX вв. византийские ЛЕКЦИОНАРИИ указывали чтения для вседневной Евхаристии (GY P. M. // Miscellanea Liturgien in onore di S. E. il Cardinale G. Lercaro. Roma, 1967. Vol. 2. P. 255–259), хотя это было, вероятно, только в монастырях, потому что ТИПИКОН ВЕЛИКОЙ ЦЕРКВИ не упоминает подобных чтений. Только приблизительно в 1053–1054 гг. имп. Константин IX Мономах ассигновал средства для ежедневного совершения Евхаристии в СВЯТОЙ СОФИИ (СКИЛИЦА 477.64–69). Ежедневная Евхаристия никогда не была правилом в Византии, хотя СТУДИЙСКИЕ ТИПИКОНЫ указывали ежедневное отправление за исключением будней ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ и ВЕЛИКОЙ НЕДЕЛИ (PG 99:1713B). Она стала совершаться в монастырях реже после введения САВВАИТСКИХ ТИПИКОНОВ, хотя были указания относительно причащения на ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ в АЛИТУРГИЧЕСКИЕ ДНИ.

KRETSCHNMAR G. Theologische Realenzyklopädie. Vol. 1. Berlin-New York, 1977. S. 59–89, 229–78. UETZ J. Die Eucharistie in der Zeit der griechischen Väter. Freiburg, 1955. TILLYARD J.-M. The Eucharist, Pasch of God’s People. New York. 1967). STEVENSON K. Eucharist and Offering. New York, 1987.

ODB 737–738