БДЕНИЕ

Бдение

Всенощное бдение. Рождество Христово 2016 (Рим Шагапов)

БДЕНИЕ (παννυχίς, παραμονή, ἀγρυπνία) – любая ночная молитва или богослужение, представляющее собой принесение в жертву сна, совершаемое в канун праздника, когда пост и бдения были обычным явлением.

Литургические бдения восходят к до-Константиновому обычаю частной молитвы ночью и бессонному молению христиан перед мученичеством и на могилах мучеников. С IV в. ночные молитвы формализуются в ежедневные полунощницы (μεσονύκτικόν) и бдения монашеских часов, а по случаю – во всенощное бдение перед днем ЕВХАРИСТИИ (воскресенья и праздники), накануне КРЕЩЕНИЯ, при погребении усопших, в особых нуждах, например в целях противостояния ереси.

Бдения имели различную продолжительность и структуру.

Типикон Великой Церкви (MATEOS J.Typicon 2:285, 309, 311) указывает некоторые типы:

  • ночная ПСАЛМОДИЯ, соединенная с УТРЕНЕЙ;
  • панихида, состоящая из ВЕЧЕРНИ с чтениями плюс собственно панихида [всенощное] (несмотря на название, панихиды не длились всю ночь напролет, а были короткими
    службами наподобие ПОВЕЧЕРИЯ; панихида содержит 3 антифона и 5 молитв с соответствующими ЛИТАНИЯМИ);
  • и парамония, торжественная вечерня с чтениями, совершаемая в канун 15 праздников.

Позднейшие САВВАИТСКИЕ ТИПИКОНЫ удержали древнюю константинопольскую парамонию перед РОЖДЕСТВОМ и БОГОЯВЛЕНИЕМ, но для других праздников усвоили палестинскую монашескую агрипнию, состоящую из вечерни, полной Псалтыри со всеми 10 песнями и савваитской утрени.

TAFT R. F. Hours. P. 165–213. TAFT R. F. Mount Athos. P. 187. УСПЕНСКИЙ Н. Д. Чин.

ODB 2166.