Агнец

А́ГНЕЦ (ἀµνός) – термин, особенно относящийся к евхаристическому хлебу. В Ветхом Завете агнец был общей священной жертвой, особенно пасхальный агнец; в Новом Завете и у Отцов Церкви становится символом Иисуса как жертвы (Агнец Божий).

В византийском литургическом обиходе агнцем называется сердцевина главной просфоры. Агнец символизирует Тело Христово; отмеченный печатью, он обрезается в чине ПРОТЕСИСА и освящается на ЕВХАРИСТИИ.

Агнец

В византийском литургическом обиходе агнцем называется сердцевина главной просфоры

Герман I Константинопольский (ГЕРМАН. Глл. 21, 22. С. 54–57) усваивает обряду извлечения агнца символизм Ис. 53, в течение последующих столетий пророческие слова (Ис. 53:7–8) становятся литургической формулой при вырезании агнца.

Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. (Ис. 53:7–8)

Использование копия для изъятия из просфоры символизирует копье воина, пронзившего Христа при распятии (Ин. 19:34).

Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. (Ин. 19:34)

На фреске в македонской церкви в Курбиново и других изображениях XII в. и ранее образ ангца в форме лежащего младенца Христа на престоле замещает Христа-Пантократора, ранее изображавшегося в апсидах церквей.

На фреске в македонской церкви в Курбиново и других изображениях XII в. и ранее образ ангца в форме лежащего младенца Христа на престоле замещает Христа-Пантократора

На фреске в македонской церкви в Курбиново и других изображениях XII в. и ранее образ ангца в форме лежащего младенца Христа на престоле замещает Христа-Пантократора

ODB 79.