Эпизод 13. Последний рывок

Отрывок из главы 1-я, в которой настоятель собора протоиерей Александр Сорокин вспоминает историю знакомства с отцом Зиноном и рассказывает о его долгом пути к устроению нижнего храма Феодоровского собора и связанных с этим событиях.

В августе 2012 года исполнился год с того момента, когда отец Зинон приступил к написанию фресок в нижнем храме Феодоровского собора. Вопреки первоначальным планам, всю работу к этому времени закончить так и не удалось. Главной и единственной причиной была нехватка времени. Причем дефицит времени испытывал не сам отец Зинон, который мог бы завершить всю свою работу гораздо раньше – к концу весны. Дело в том, что 2012 год стал последним годом всех реставрационных трудов в Феодоровском соборе. Не удивительно, что работа в эти месяцы кипела буквально на всех участках: устанавливались двери, штукатурились дверные откосы, монтировалось всевозможное оборудование (электрика, водопровод и т. п.).

Одновременно с этим, в том числе и в выходные, гремели отбойные молотки и перфораторы, визжали камнерезные пилы: шла работа по облицовке фасада белым камнем и бетонного цоколя ограды гранитом. По территории сновали экскаваторы: укладывались новые канализационные и водопроводные трубы, производилось благоустройство территории. В верхнем храме пилили-строгали доски и фанеру – монтировали деревянную конструкцию иконостаса. Там же медных дел мастера вырезали из меди подоконники, отливы и резные подзоры, грохоча киянками, жужжа сверлами и прочим электроинструментом. Пыль стояла столбом – очень часто в буквальном смысле слова. Работать над живописью в таких условиях было невыносимо и невозможно.

И все же решающий рывок надо было сделать. И он был сделан – осенью 2012 года, перед самым окончанием всех реставрационных работ в Феодоровском соборе. Правда, последним он не стал. Завершить все работы над фресками к Рождеству Христову 2013 года тоже не удалось: творческий процесс опять пришлось прервать в связи с необходимостью доделок косметического характера по всему собору – ситуация вполне объяснимая в конце многолетней реставрационной эпопеи перед окончательной сдачей объекта в эксплуатацию.

Хотя по сравнению с тем, что уже было сделано, оставалась самая малость. Не дописаны были лишь апостол Павел в диаконнике, орнаменты по низу всех апсид и в проемах между апсидами. Кстати, об орнаментах: они тоже составляют неповторимую изюминку фресок. Так, например, необычны геометрические орнаменты в сводчатых проемах между апсидами – их написала по эскизам, разумеется, отца Зинона, Ольга Владимирская, автор эскиза майоликовой иконы на северном фасаде собора.

Ольга Владимирская расписывает орнамент в проеме между алтарем и диаконником

Ольга Владимирская расписывает орнамент в проеме между алтарем и диаконником

Все работы над фресками отцу Зинону удалось завершить весной 2013 года. Теперь оставалось только написать запланированные иконы (полностью все иконы были написаны к концу 2016 года) и Голгофский крест, на которые прихожанами и реставраторами уже были собраны средства.

Доска для написания Распятия

Доска для написания Распятия

Так завершилась эпопея украшения нижнего храма Феодоровского собора под руководством и при непосредственном участии архимандрита Зинона. Точнее сказать, завершилась ее основная часть – написаны все фрески и часть икон, смонтированы алтарный мраморный ансамбль и все основные элементы интерьера.

Храм обрел свой законченный, неповторимый и, можно быть уверенными, легко узнаваемый образ. О том, что представляет собой этот образ – и с точки зрения материала и техники исполнения, и с точки зрения богословского смысла, – расскажут дальше сам отец Зинон, а также искусствовед Ирина Константиновна Языкова.

На нас же всех теперь лежит ответственность за должное сохранение этой жемчужины храмового зодчества, еще одной, без сомнения, самобытной и блистательной достопримечательности Санкт-Петербурга.

1 июня 2013 года. Ректор СПбДА архиепископ Амвросий совершает великое освящение нижнего храма

1 июня 2013 года. Ректор СПбДА архиепископ Амвросий совершает великое освящение нижнего храма