Эпизод 23. Искусствовед Ирина Языкова объясняет символический смысл элементов убранства нижнего храма

Согласно проекту архимандрита Зинона, росписью украшалась только восточная часть храма, своды и стены расписывать не предполагалось, они должны были остаться светлыми.

Во-первых, нерасписанные стены зрительно увеличивают пространство, во-вторых, росписи на стенах не отвлекают молящихся от обращенности на восток, к алтарю.

Единственным украшением храмового пространства здесь являются иконы в киотах, расположенные на столбах. Киоты сделаны в стилистике модерна, аналогично тем, что были изготовлены фирмой П. И. Оловянишникова (по рисункам С. И. Вашкова), поставлявшей утварь для убранства Феодоровского собора в начале ХХ века, на момент его постройки. При этом басменное украшение и прорезные позолоченные короны киотов не выглядят вычурными и тяжелыми, но, напротив, деликатно обрамляют иконы, написанные на золотых фонах в привычной для отца Зинона византийской стилистике. Колорит икон насыщенный, краски обладают эмалевым эффектом, что делает икону драгоценной и при этом хорошо читаемой на расстоянии даже при неярком освещении храма.

Образ Спасителя кисти отца Зинона в нижнем храме

Образ Спасителя кисти отца Зинона в нижнем храме

Свет в храме всегда играл важнейшую роль. В древности паникадила, лампады, свечи создавали особую игру света. Сегодня, когда храмы освещаются электричеством, свет уже не играет такой роли, как раньше, сделавшись более технической категорией. Однако по традиции светильникам в храме уделяется особе эстетическое значение. Хоросы и светильники в этом храме, воссозданные по каталогу П. И. Оловянишникова, изысканны и оригинальны, в них есть переклички с раннехристианскими мотивами, что очень любил модерн.

Хоросы — церковный светильник, по форме – колесо, подвешенное к потолку на цепях.

Светильник из альбома С. Вашкова «Религиозное искусство» (1911 г.). Фото взято за основу для изготовления центрального паникадила нижнего храма

Светильник из альбома С. Вашкова «Религиозное искусство» (1911 г.). Фото взято за основу для изготовления центрального паникадила нижнего храма

 

Светильник из альбома С. Вашкова «Религиозное искусство» (1911 г.). Фото взято за основу для изготовления боковых люстр нижнего храма

Светильник из альбома С. Вашкова «Религиозное искусство» (1911 г.). Фото взято за основу для изготовления боковых люстр нижнего храма

Оригинальностью отличается и украшение пола – он выложен из керамических плит (плинфы), теплый оттенок которых прекрасно гармонирует с белым камнем алтарной преграды и светлыми стенами. А в центральной части храма на полу выложен лабиринт из черного и белого мрамора, подобный тому, что был в средневековых соборах (например, в Шартре), он символизирует трудный путь человека к Богу.

 

Путь к Богу на «языке» лабиринта изображен как путь извне круга через многочисленные повороты и извилины к центру, оформленному как семилистный цветок. При этом первые несколько шагов как будто вплотную подводят к конечной цели, но при дальнейшем движении по очень близкому к центру радиусу тут же уводят в сторону. Далее путник блуждает то ближе, то дальше от центра – именно эти повороты и составляют основную часть лабиринта, превращая его в своеобразный орнамент. В конце концов, когда путник оказывается на самом дальнем радиусе, остается сделать каких-то два-три поворота, и он неожиданно оказывается в центре. Символический смысл здесь очевиден: «близость» к Богу зачастую оказывается иллюзией, тогда как пребывание вдали от Бога может неожиданно поставить человека лицом к лицу к Нему.

В северной части храма устроен баптистерий по типу раннехристианских, предназначенный для крещения взрослых полным погружением.

 

Баптистерий (купель для крещения взрослых полным погружением) в нижнем храме Феодоровского собора

Баптистерий (купель для крещения взрослых полным погружением) в нижнем храме Феодоровского собора

А напротив него на солее поставлен крест с изображением Распятия. Выходя из купели, новокрещенный видит Распятие, и этот образ помогает ему лучше осознать смысл Таинства Крещения, выраженный в словах апостола Павла:

«Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились» (Рим. 6:3).

Крещение, согласно учению Церкви, это смерть для греха и возрождение для новой жизни во Христе, которую мы получили через смерть и Воскресение Спасителя.

Купель и Голгофа в нижнем храме

Голгофа в нижнем храме

Распятие, выполненное отцом Зиноном, строго и лаконично, без излишнего натурализма, но в нем явлена красота Сына Божия, величие жертвенной Любви Бога к человеку.

Голгофа и купель в нижнем храме

Голгофа и купель в нижнем храме

Образ Распятого Христа необычен, вернее Он представлен в древней иконографии, известной по изображениям VII–VIII веков, тогда изображали Спасителя на кресте в римском колобиуме, напоминающем Его хитон «не сшитый, а весь тканый сверху» (Ин. 19:23).

Колобиум — туника без рукавов, которая представляла собой два сшитых вместе куска материи с тремя отверстиями.

 

Святые отцы видели в этом исполнение пророчества о грядущем Мессии, которое есть в книге пророка Исайи: «Ко это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столь величественный в своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? «Я изрекающий правду, сильный, чтобы спасать». Отчего же одеяние Твое красно, и ризы у Тебя, как у топавшего в точиле?» (Ис. 63:1–2).

Таким образом, мы видим, что художественное решение нижнего храма разнообразно, но при этом органично, оно подчиненно одной идее – максимально полно раскрыть для приходящего в храм смысл Литургии и Таинств Церкви, прежде всего Крещения и Евхаристии.